Уринодетектив

Как автомобилиста могут сделать «наркоманом»

23 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4041 (177) от 23 нояб. 2016

Генетическая память ногтей и волос помогла защитить честь и репутацию автомобилиста из Владивостока

Эта история будет интересна и познавательна не только водителям – как профессионалам, так и любителям, но и тем, кто делает выбор: либо бороться с несправедливостью, либо смириться и промолчать, дабы не было еще хуже…

Зачем вы его привезли?

25 июля этого года в 14.10 автомобиль «Мицубиси-Галант», за рулем которого находился Алексей Ульяновский, остановил инспектор дорожно-патрульной службы. Дело было в районе бухты Лазурной, на всем известном перекрестке, где в теплое время года сотрудники ГИБДД отлавливают нетрезвых водителей, возвращающихся домой после отдыха.

Сначала инспектор ДПС проверил водительское удостоверение и документы на транспортное средство – здесь проблем не было. Затем предложил Алексею проехать в краевой наркологический диспансер (КНД), что на улице Станюковича во Владивостоке, «для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Якобы поведение водителя автомобиля «Мицубиси-Галант», как зафиксировано в протоколе, «не соответствовало обстановке». Что не понравилось гаишнику в его облике и поведении, Ульяновский выяснять не стал. Понимал, что конфликтовать на трассе с инспекторами ДПС, да еще без свидетелей, себе дороже. Поэтому безропотно пересел в полицейскую машину. В «Галанте» осталась его беременная жена: Алексей с супругой ехали в Находку.

Протокол о направлении гражданина Ульяновского А.Ю. на медицинское освидетельствование оформлялся по всем правилам: в присутствии двух понятых – гаишники тормознули проходящие мимо машины и попросили водителей расписаться. И, как это часто случается, понятые, не задумываясь, поставили свои закорючки, где им указали. Они спешили по своим делам, и им некогда было вникать в чужие проблемы.

Медицинское освидетельствование Алексея в наркологическом диспансере проходило по стандартной схеме. Сначала он дунул в трубочку-индикатор, потом сходил в туалет и сдал на анализы биологический объект – мочу. Затем врач психиатр-нарколог замерила у него частоту дыхания, пульса и артериальное давление. Показания были отличные: давление 120 на 80 при сердцебиении 90 ударов в минуту и частоте дыхания 17 раз в минуту. Внешне пациент был спокоен, жалоб на свое состояние не высказывал. Следов повреждений и инъекций на его теле врач не обнаружила. Как и паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Эти данные зафиксированы в соответствующем документе.

При таких показателях организма хоть в космос посылай. И это неудивительно. В свои 45 «испытуемый» чувствовал себя лет на десять моложе, потому как не курил и не пил. Последний раз Ульяновский поднимал рюмку 14 лет назад.

Осмотрев освидетельствуемого, врач удивленно спросила инспектора ДПС:

– И зачем вы его привезли? У него же ничего нет.

Алексей хорошо запомнил этого врача и ее слова.

Судя по всему, лейтенант полиции не ожидал такого поворота дела. Попросил мужчину выйти из кабинета, мол, подожди за дверью, а сам остался с работником медучреждения. По словам Ульяновского, они шушукались около 15 – 20 минут, но о чем – неизвестно...

В тот злополучный день Алексей с супругой до Находки все-таки добрались. На своей машине и на три часа позже, чем планировали…

«Синтетика» под запретом

О неприятной встрече с инспектором ГИБДД на побережье бухты Лазурной Ульяновскому напомнила… повестка в суд – через два месяца после описанного инцидента. Как сообщила секретарь суда по телефону, Алексея приглашают «для решения вопроса о лишении его водительских прав». Оказалось, что в суд пришел протокол об административном правонарушении, где черным по белому написано, что водитель автомашины «Мицубиси-Галант», то есть гражданин Ульяновский А.Ю., управлял транспортным средством в состоянии опьянения. Чем нарушил п.п. 2.7 Правил дорожного движения РФ. За это правонарушение, если действия водителя не содержат уголовно наказуемого деяния, полагается административный штраф в размере 30 тысяч рублей плюс лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет.

Уголовно наказуемых деяний, как значится в протоколе об административном правонарушении, Алексей Ульяновский не совершал. Но и платить 30 тысяч рублей и лишиться руля даже на полтора года неизвестно по какой причине он тоже не желал. «Нарушитель ПДД» не чувствовал за собой вины. Поэтому попросил суд отложить рассмотрение его дела до выяснения всех обстоятельств этой мутной истории.

Источник зла Алексей решил искать в наркодиспансере. И здесь в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения № 3075 от 25 июля 2016 года с удивлением прочитал, что в его моче были выявлены некие вещества с трудно произносимым названием: а-пирролидиновалерофенон (альфа-ПВП) и а-пирролидиногексиофенон (альфа-ПНП). В переводе на нормальный язык это производные наркотического средства N-метилэфедрона, производимого в хорошо оснащенных лабораториях Китая, Индии и Пакистана. В кустарных условиях их изготовить невозможно из-за сложности формулы. В России эти наркотические вещества запрещены.

Для справки. Альфа-ПВП и альфа-ПНП – очень эффективные синтетические наркотики. Они появились в нашей стране не так давно, но сразу же попали в поле зрения российских правоохранительных органов. Известны случаи жестокого насилия и публичного неадекватного поведения лиц, предположительно накачанных этой «синтетикой».

С вердиктом поспешили

Не согласившись с результатами обследования, Алексей потребовал проведения повторной экспертизы. И в этом был резон. Как известно, любой наркотик оставляет свой след на внутренних органах: на почках, печени, сердце, легких и т.д. Даже если человек употреблял их всего один раз. «Наркоман» Ульяновский трижды (через день, с 5 октября по 13 октября) сдавал кровь на анализы. Мочу тоже сдавал повторно. При этом лаборантка в его присутствии пломбировала контейнеры с биологической жидкостью. Чего не было сделано, когда он сдавал мочу в первый раз. Его тогда, напомним, выставили из кабинета, чтобы не путался под ногами.

«В результате проведенного обследования наркологического заболевания не выявлено. При исследовании биологических жидкостей (моча) предварительными и подтверждающими методами исследования наркотические средства, психотропные и иные, вызывающие опьянение вещества, не обнаружены» – это выписка из справки, выданной Ульяновскому 24 октября 2016 года, за подписью трех членов врачебной комиссии ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» – врачей-психиатров высшей квалификации.

Между тем эти же специалисты месяцем ранее, отвечая на письменный запрос Алексея об исследовании контрольного образца его мочи, взятого 25 июля и хранившегося в КНД, утверждали: отбор мочи проводился в условиях, исключающих возможность замены или фальсификации биологического объекта. И при лабораторном исследовании были обнаружены следы синтетических наркотиков. Поэтому их коллега обоснованно, в соответствии с законодательством вынесла заключение о «состоянии опьянения».

Но медицина не знает случаев, чтобы человек в июле наркоманил, а в октябре был здоров как бык. И если бы уважаемые врачи – психиатры-наркологи из краевого наркологического диспансера знали, как развернутся события в ближайшем будущем, то, наверное, не спешили бы с данным вердиктом.

Где организм хранит информацию

Жить с клеймом наркомана, состоять на учете в наркологическом диспансере со всеми вытекающими последствиями плюс забыть об автомобиле на полтора года – это в лучшем случае… Такая перспектива не устраивала Ульяновского. Через Интернет он связался с руководством судебно-химического отделения «Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Татарстан». Его выслушали и предложили немедленно прилететь на обследование. Поскольку время поджимало: судебное разбирательство было отложено в очередной и, как сказала судья, в последний раз.

Почему в Казани? По словам Алексея, это автономное учреждение здравоохранения и, что немаловажно, государственное, на которое он наткнулся, блуждая по сайтам Всемирной паутины. Можно было сделать экспертизу в Хабаровске, но там коммерческое предприятие. И, если что, его оппоненты могут поставить под сомнение результаты анализов, полученных за деньги. В Казани он тоже заплатил 10 тысяч 800 рублей за проведение экспертизы, но здесь платные услуги разрешены Министерством здравоохранения Республики Татарстан и были, повторим, оказаны госучреждением. На поездку за правдой Алексей в итоге потратил 80 тысяч.

Врач высшей квалификации с 28-летним стажем работы, судебно-медицинский эксперт Сергей Шашин не стал исследовать мочу Алексея Ульяновского. Для поисков наркотических веществ в организме гостя из Владивостока Сергею Леонидовичу не понадобилась биологическая жидкость. В присутствии понятых он срезал образцы волос с лобка пациента, а также ногти с правой и левой его руки. При этом волосы и ногти срезались как можно ближе к коже. Не станем описывать нюансы проводимой экспертизы, это скучная процедура. Но весьма эффективная.

Ученые установили, что волосы и ногти, эти мощные накопители энергии, обладают чудесной памятью. Они хранят информацию об их хозяине. Например, криминалисты всего по одному волоску, взятому с пиджака или расчески, могут определить, употреблял ли его хозяин алкоголь или наркотики. Или же был отравлен.

Практикой доказано, что наркотик можно обнаружить в волосах лица (бороды) через 2-3 дня после его приема. В волосах головы – спустя 5-7 дней, в ногтях – через 15-20 дней, в моче, слюне и поте – через 0,5-60 минут. При этом наркотики сохраняются в волосах и ногтях до тех пор, пока участок волоса или ногтя не будет срезан, либо волос не выпадет.

Но если волосы и ногти срезать и поместить в герметичный пакет, то информацию об их хозяине они будут хранить вечно. Даже при комнатных условиях могут храниться более 1,5 года без влияния на результаты исследований. В специальной литературе были описаны случаи даже более длительного срока хранения, после чего исследователям удалось обнаружить в них присутствие наркотиков.

Кстати, в разных областях кожи волосы растут неодинаково при одних и тех же условиях. Наибольшая скорость их роста зафиксирована на волосистой части головы, бороде, в подмышечных впадинах и на лобке: от 0,21 до 0,43 мм в сутки. А ногти у человека полностью обновляются за полгода. Именно поэтому судебно-медицинский эксперт Сергей Шашин для исследования взял не мочу пациента, у которой короткая память, а его ногти и волосы, которые помнят все.

Итог судебно-химического исследования: в срезах волос и ногтей Алексея Ульяновского морфин, кодеин, ацетилкодеин, кокаин, димедрол, этаминал, амфетамин, а также альфа-ПВП, альфа-ПНП и еще около двух десятков наименований наркотических веществ не обнаружены. Читай: их там никогда и не было. Что, собственно, и требовалось доказать. Результаты исследования зафиксированы в соответствующем акте.

В этой истории рано ставить точку. Как стало известно «В», Алексей Ульяновский решительно настроен доказать свою правоту в суде. После чего с помощью следственных органов установить, как в его моче оказались наркотики.

Материал подготовлен на основе документов правоохранительных органов и заключений медэкспертиз. Копии в распоряжении редакции «В».

   

Автор: Сергей КОЖИН