Аквакультуру учили разводить и упаковывать

Производителям посоветовали рядом с продукцией размещать свои фотографии

22 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4040 (176) от 22 нояб. 2016
704f7767a1ebdaabffda476d40685ed1.jpg

Тема развития аквакультуры в прибрежных водах Приморья давно уже в разряде одной из самых дискуссионных в рыбной отрасли и активно обсуждается на самых разных уровнях – заседаниях правительства, международных конференциях и встречах представителей рыбохозяйственного сектора экономики страны.

Пристальное внимание к возможностям искусственного разведения водных организмов объясняется растущим во всем мире спросом на биоресурсы. Развитие аквакультуры поможет удовлетворить эту потребность, в том числе и на внутреннем рынке. Так что ничего удивительного в том, что на прошедшей во Владивостоке конференции «Производство – точка роста экономики региона в условиях импортозамещения» секция, посвященная вопросам развития марикультуры, была самой многолюдной. На мероприятии присутствовали бизнесмены из Японии и России, сотрудники профильного департамента краевой администрации, а также представители рыбохозяйственных ассоциаций и объединений.

Согласно бумагам – развиваемся

По словам заместителя директора департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Валерия Корко, в Приморье в этом году выращено 6 тысяч тонн морских гидробионтов. Этим видом деятельности занимаются в крае 52 предприятия аквакультуры, в пользование им предоставлено 107 рыбоводных участков общей площадью 18,5 тысячи гектаров. Свободными остаются еще 112 участков, из них для марикультуры предназначены 47. То есть теоретически есть возможность развивать уже существующий бизнес в этом направлении или войти в него новым компаниям.

Но на практике имеются трудности. Чиновник признался, что активному развитию марикультуры в Приморье мешают административные барьеры – отсутствие единого перечня рыбоводных участков, проблемы при их формировании и передаче в пользование предпринимателям для разведения гидробионтов. Как объяснил Валерий Корко, полномочия по разграничению участков разделены между двумя структурами – Федеральным агентством по рыболовству и исполнительной властью региона. Нет единой комиссии, которая бы определяла границы таких участков. По чьей инициативе она должна создаваться, кто и какими полномочиями должен ее наделять, он не уточнил.

Напомним, что именно вопрос получения прибрежных участков для разведения трепанга, гребешка, мидий и др. вызвал острую дискуссию на Втором Восточном экономическом форуме. Как уже писал «В», экс-губернатор Приморского края, а ныне президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин указал на невозможность получить участок для разведения аквакультуры. По его словам, поданная в 2015 году заявка пролежала практически год без движения, поскольку за это время ни одного участка в Приморском крае на аукцион не выставляли (данные на 1 сентября 2016 года. – Прим. ред.).

– Мы теряем наши возможности в увеличении производства рыбопродукции. Причем организация аукционов не требует инвестиций – это исключительно административная работа, – отметил Сергей Дарькин. Он посчитал это недоработкой Росрыболовства, на что глава ведомства Илья Шестаков отвел все обвинения, заявив, что свой объем работ федералы выполнили – оформили 11 участков для выставления на торги, однако именно представители Приморского края проголосовали против формирования данных участков. При этом Шестаков подчеркнул, что регионы просят им выделять больше полномочий для регулирования рыбохозяйственной деятельности на местах, но, очевидно, не все могут справляться даже с уже имеющимися обязанностями.

На конференции «Производство – точка роста экономики региона в условиях импортозамещения» Валерий Корко подробно рассказал, как администрация края помогает развивать аквакультуру. Например, предпринимателей, занятых в этой сфере, ждут субсидии и льготы согласно программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 – 2020 годы».

Но рыбозаводчики и марикультурщики сомневаются: субсидирование по программе давно закончилось и в этом году из бюджета региона бизнесмены не увидели ни копейки.

– Краевые власти нас поддерживают лишь на словах. Когда программа была принята, действительно, несколько производств было профинансировано, предприятия высадили молодь, начали работать. Но потом помощь резко пошла на убыль, и дело так и не получило развития, – сетует президент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Александр Платонов. – Фактически программа перестала работать. Сегодня аквакультура переживает нелучшие времена. Если в 1990-х годах в Приморье марикультурой и прибрежной ловлей занимались 144 предприятия, то сегодня работают максимум 15 компаний. Федеральный закон «Об аквакультуре», который вступил в силу в 2014 году, должен был снять административные барьеры и положительно сказаться на развитии отрасли. Однако этого не случилось…

Также Александр Платонов посетовал на излишнюю зарегулированность бизнеса. Марикультурщики связаны нормативами на объемы и перечень культивируемых гидробионтов на конкретных территориях. А они не всегда реальны.

– Беря в аренду участок для ведения аквакультурной деятельности, мы получаем кота в мешке, – поясняет позицию ассоциации Александр Платонов. – Государственные структуры не проводят никаких исследований дна, воды и т.д., но диктуют предпринимателям, что и в каком объеме он должен выращивать. А ведь огромная часть урожая гибнет. Тех объемов, о которых говорил Валерий Корко (6 тысяч тонн выращенных гидробионтов), нет. В большинстве своем трепанг и гребешок погиб. По идее, нужно проводить экспертизы, чтобы выяснить причины гибели беспозвоночных и моллюсков, но у предпринимателей нет на это средств, а краевые власти денег на научные исследования не выделяют.

В науку с головой

Руководитель центра аквакультуры прибрежных биоресурсов ННЦМБ ДВО РАН Сергей Масленников поднял вопрос о научном сопровождении товарного рыбоводства. Без достаточной научной базы не будет и перспектив данной отрасли.

– Трепанг, гребешок, краб приживаются только в холодной воде, и акватория Амурского залива – одно из лучших мест для занятия марикультурой. В заливе Петра Великого можно выращивать в год 48 тысяч тонн продукции (напомним: сейчас в Приморье выращивается всего 6 тысяч тонн гидробионтов). Однако когда бизнесмен берется за разведение морских обитателей, то он сталкивается с множеством проблем, ведущих к банкротству предприятия. И дело не только в пресловутых административных барьерах, многие трудности связаны с недостатком знаний в области марикультуры, – отметил Сергей Масленников.

Сергей Масленников презентовал проект создания в регионе сети биотехнопарков по выращиванию, разведению и переработке гидробионтов, основанный на научном подходе к этому процессу.

– Мы будем использовать только ту акваторию, которая свободна от обязательств. Под биотехнопарк можно занять залив Терпения, Южно-Курильские острова, участки побережья Японского моря, Камчатки. В целом восстановление биопродуктивности прибрежной зоны только юга дальневосточных морей позволит получить до 3 млн тонн биологического сырья, – прогнозирует Масленников. – Благодаря тому что за функционирование биотехнопарка будет отвечать один административный орган, у бизнесмена, решившего попробовать себя на поприще «фермера», не будет административных барьеров.

Маркетинг по-японски

Гость конференции – представитель компаний Nisikawa Consulting и Azuma Shipping на Дальнем Востоке России Сигэру Нисикава обратил внимание аквакультурщиков на необходимость озаботиться переработкой выращиваемой продукции на местах. Причем в коммерции важно не только качество товара, но и его подача.

– У нас есть интерес к русской продукции, в Приморье замечательные ресурсы, гребешки, морские ежи отличного качества, – уверяет Сигэру Нисикава. – Не думаю, что их нужно продавать как сырье, необходимо еще и обрабатывать, для этого стоит использовать возможности ТОР, свободного порта Владивосток. Если объединить ваши ресурсы и наши технологии, то совместный продукт будет востребован во всем мире.

При этом он отметил, что русским предпринимателям придется поработать над подачей своей продукции:

– Как-то отправлял партию алтайской гречки в Японию. Образцы нам принесли в пакетах, на которых были жирные пятна. Если так подавать товар, никто с вами работать не будет. Подача образцов для японцев является краеугольным камнем. Например, в японских супермаркетах рядом с продукцией часто расположены фотографии ее производителей, потребители знают, кто предоставил им товар, и оценивают его лично. При этом продукт должен быть красиво упакован.

Также гость порекомендовал русским бизнесменам обращать внимание на рабочий стаж предполагаемых партнеров – стабильной считается японская компания, работающая на рынке не менее 10 – 15 лет. Кроме того, он посоветовал бизнесменам при заключении контрактов думать не столько о скорой прибыли, сколько о работе над собой и своим товаром, тогда его труд оценят и он будет востребован.

  

Автор: Катерина МАТВЕЕВА