Без чего в Китае коммерсанту делать нечего?

Владивостокский бизнес учили выходить за границу

1 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4029 (165) от 1 нояб. 2016
4a2b9a7ec5a84d7f8d513e8dfce65d2e.jpg

Огромный интерес у бизнесменов вызвал прошедший в муниципальном учреждении «Центр развития предпринимательства» Владивостока семинар «Вхождение на рынок Китая». На встречу с коммерсантами, успешно работающими на азиатском рынке, пришли владельцы самых разных сфер народного хозяйства.

Большая часть собравшихся интересовалась, какие товары и продукцию стоит поставлять в Поднебесную.

– На первой позиции в российском экспорте в Китай энергоресурсы – нефть и нефтепродукты. На втором – древесина и изделия из нее. Далее по значимости следуют металлы и рыбопродукция, – перечисляет эксперт по работе с Китаем Михаил Медведев. – В последнее время стали все больше покупать наши продукты питания, напитки, поскольку считают, что российское продовольствие экологически чистое. Ценят наши кондитерские изделия, масло, алкоголь. Мы это видим даже по поведению туристов. Приезжая во Владивосток, гости с удовольствием гуляют по супермаркетам, загружая тележки продуктами. В Китае приморские продукты питания приветствуются еще и потому, что на них не такая высокая наценка по сравнению с другими аналогичными импортными товарами.

Также эксперт отметил популярность у азиатских потребителей отечественных драгоценных камней и металлов. Соседи готовы закупать как сырье, так и готовые изделия. Особенной любовью у китайцев пользуется янтарь. По словам Михаила Медведева, некоторые ювелирные компании уже подстроились под иностранных потребителей и специально изготавливают украшения в расчете на вкус и предпочтения иностранцев. Однако по большей части драгметаллы и камни продают соседям в необработанном виде.

Близко, но дорого

Говоря о нюансах торговли в Поднебесной, эксперты советовали запастись солидным капиталом.

– Для вхождения на рынок Китая нужны немалые средства, – продолжает Михаил Медведев. – Чтобы зарегистрировать свою компанию на территории городов Хуньчуня, Даляня или в любом другом мегаполисе, нужен уставный капитал размером минимум в 10 тысяч юаней (примерно 100 тыс. рублей). То же самое касается и провинций – исключений нет ни для кого. Дорогая аренда складских помещений – об этом тоже нужно помнить. Если для крупных западных торговых сетей с большим денежным оборотом это не помеха для ведения бизнеса в КНР, то для малых компаний – зачастую практически неподъемные суммы.

Получается, что даже близость к границе не дает приморцам преимущества в торговых отношениях с азиатскими соседями. Эксперты предлагают оптимальный вариант вхождения на китайский рынок: не конкурировать, а сотрудничать с национальными сетями. Многие российские компании расширяют производство и ищут посредников на Дальнем Востоке, в первую очередь в Приморье, которые могли бы представлять их продукцию в Китае.

К тому же на территории приграничного с нашим краем китайского Суйфэньхе определен минимальный уставный капитал для ведения хозяйственной деятельности россиян.

– Последние два года наблюдается спад поставок китайской продукции в Россию, – подводит итог Михаил Медведев. – В 2015 году по отношению к 2014-му падение импорта в РФ из Поднебесной составило 28 процентов. В этом году, судя по результатам первого квартала, ситуация налаживается – импорт вырос на 6 процентов (к аналогичному периоду 2015 года). Китай постепенно восстанавливает потерянные позиции, также растет и экспорт. Приморцы активно развивают свой бизнес в Пекине, Гуаньчжоу. В основном это компании, занимающиеся сопровождением сделок, закупкой оборудования, мебели, продуктов питания, оказанием логистических услуг.

В каждой стране свои СНиПы

Решившимся торговать на территории сопредельной страны эксперты советуют в первую очередь заручиться помощью профессионального переводчика, желательно с опытом работы в сфере предпринимательства.

– У китайцев свои требования к каждому товару, та же пищевая продукция должна быть обеспечена сертификатом здоровья, – объясняет специалист по экспорту Дмитрий Морозов. – Есть много подводных камней для ведения торговли. Например, при заключении сделок нужно обязательно договориться, как будет производиться оплата – до или после реализации товара. Бывает, азиатские предприниматели не выкупают всю партию российского товара, а только ее часть. Предположим, привезли вы молочную продукцию на склады, а партнеры часть вывезли и ждут, пока, например, не подойдет к критическому значению срок годности оставшейся партии, чтобы выкупить ее дешевле. Есть и другие тонкости, которые российский бизнесмен просто не может знать заранее.

Семинар вызвал большой отклик у бизнесменов Владивостока. Многие подходили с просьбой помочь в переводе названий продукции или предложений, которые они собираются запускать на китайском рынке, другие просто советовались насчет спроса на их товар.

Так, один из представителей владивостокской фирмы, занимающейся переработкой марикультуры, интересовался, будет ли его продукция – сублимированные водоросли – пользоваться спросом у потребителей Поднебесной. Другой промышленник, чье предприятие изготавливает запчасти к автомобилям, ищет надежного и ответственного партнера для экспорта своей продукции. Эксперты каждому дали конкретный совет и пообещали помочь в случае необходимости. 

  

Автор: Катерина МАТВЕЕВА