Дело «о синяке честного детектива»

Во Владивостоке продолжаются слушания по уголовному делу об избиении репортера канала ВГТРК (Москва) Павла Брыкина. Сегодня все не так однозначно, как казалось в начале процесса, и вопросов больше, чем ответов.

30 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4012 (148) от 30 сент. 2016

Очередное заседание Фрунзенского районного суда состоялось в минувшую среду. Правда, без участия потерпевшего и обвиняемых. Зато представителей СМИ в зале было больше, чем на предыдущих слушаниях. Интерес прессы к процессу вполне объясним. На скамье подсудимых должны сидеть сотрудники охраны Владивостокского бутощебеночного завода, которым руководит Андрей Пушкарев, родной брат главы Владивостока, находящегося под арестом. Допрос обвиняемых запланирован на другой день. Потерпевший на заседания не являлся, настаивая на видеоконференции.

Напомним, что судебные разбирательства начались после заявления господина Брыкина о его избиении, когда он попытался взять интервью и снять на видеокамеру Андрея Пушкарева. Инцидент произошел 7 июля 2016 года в двух шагах от здания Управления ФСБ России по Приморскому краю, куда брата мэра Владивостока вызвали на допрос. По словам столичного репортера, он еще не успел включить камеру, как на него набросились двое незнакомых мужчин.

– Они попытались повалить меня на землю, я потерял равновесие, они пытались выхватить у меня камеру, говорили, что ничего не нужно снимать, что они со мной обязательно разберутся, – заявил корреспондент программы «Честный детектив» телеканала «Россия 1» на предварительном следствии.

Отметим, что видеокамеру он все-таки успел включить, но момент избиения не был увековечен. Камера зафиксировала только спины двух человек, покидающих место происшествия. В качестве доказательства факта физического насилия над своей персоной Павел Брыкин представил справку о наличии у него еле заметного кровоподтека размером 1,5 сантиметра на 0,9 сантиметра на левой ноге в области коленной чашечки. Освидетельствование было сделано через несколько часов после нападения экспертом-криминалистом Юрием Нестеровым. Он установил, что срок образования кровоподтека составляет 1-3 суток. Но, был ли синяк получен в день конфликта, неизвестно. Иных доказательств избиения господина Брыкина нет.

Сенсационную новость о нападении во Владивостоке на «честного детектива» в этот же день распространили едва ли не все российские СМИ. Свою лепту в раздувание скандала внес и представитель СК РФ Владимир Маркин (теперь уже бывший), сообщивший прессе, что на журналиста ВГТРК напали два сотрудника охраны Владивостокского бутощебеночного завода. При этом большая часть материалов была посвящена не скандалу с журналистом, а «коррупционеру» Игорю Пушкареву. Словно авторы этих публикаций и телерепортажей сочиняли свои материалы под диктовку невидимого режиссера.

По факту нападения на «честного детектива» уже 8 июня, буквально на другой день после случившегося, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения к отказу от распространения информации, соединенное с насилием). При этом «злоумышленники» добровольно пришли к следователю для дачи показаний, а не были задержаны, как утверждали многие СМИ. В настоящее время обвиняемые находятся под домашним арестом.

Надо отметить, что данная статья Уголовного кодекса для российской судебной практики редкая, применявшаяся всего один или два раза. К примеру, летом 2014 года одним из фигурантов судопроизводства по данной статье стал… Павел Брыкин. Два года назад он также заявил о нападении на него людей, мешавших ему готовить репортаж в Москве возле здания Следственного комитета России. И, как и в нашем случае, в качестве доказательства предъявил… синяк на колене. Кстати, тогда судебное разбирательство закончилось ничем.

Что касается судебного разбирательства по факту якобы избиения «честного детектива» во Владивостоке, то здесь больше вопросов, чем ответов. К примеру, непонятно, являлся ли Брыкин на момент избиения штатным сотрудником, точнее, исполнительным продюсером ВГТРК? Согласно копии приказа с места работы потерпевшего он был трудоустроен в телекомпании с 9 июня 2015 года по 8 января 2016 года. То есть во время прибытия во Владивосток официальным сотрудником ВГТРК не являлся. Не внесла ясность в этот вопрос и копия приказа о командировке Брыкина в столицу Приморья для сбора фактуры для телепередачи на тему «мэр». Согласно этому документу срок поездки был определен с 1 по 7 июня, но 8 июня командировку продлили на неделю. По странному совпадению приказ о командировке в наш город был подписан за девять дней до задержания главы Владивостока, то есть 24 мая. Напомним, что Игоря Пушкарева задержали 1 июня.

Чудес не бывает, и руководство ВГТРК не могло знать этой даты. Поэтому можно предположить, что приказ о командировке Павла Брыкина был состряпан задним числом. Специально для разбирательства в суде, дабы прикрыть «честного детектива».

Кстати, о «честности». Во Владивостоке на первом заседании Фрунзенского районного суда по делу об избиении Павла Брыкина присутствовали корреспонденты из столицы, снимавшие процесс. Они обещали, что расскажут и покажут нюансы этой довольно мутной истории по-честному. Но телезрители увидели урезанный репортаж, где утверждалось, к примеру, что заседание было закрытым для прессы. На самом деле зал заседания был открыт для всех желающих.

Так что владивостокское дело в защиту московского журналиста, даже не являющегося на заседания в качестве потерпевшего, становится все интереснее и порождает все больше вопросов, главный из которых: а кому это выгодно? 

Автор: Сергей КОЖИН