Третьяковка поделилась шедеврами

Впервые мы можем увидеть подлинники великих мастеров, не покидая Владивостока

14 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4002 (138) от 14 сент. 2016
fad7bda178fe896605ee4007e8c7b67a.jpg

Третьяковская галерея привезла во Владивосток шедевры, объединяющие живопись и музыку

Она идет по зимнему лесу, тихому, пустынному, оставляя легкие следы на сугробах. Такая красивая, такая таинственная, такая сказочная. И на нее, прекрасную и загадочную, можно смотреть не отрываясь, долго-долго… Но великолепная «Снегурочка» Виктора Васнецова – только малая часть совершенно невероятной выставки, открывшейся в Приморской картинной галерее.

Более 50 работ включает в себя экспозиция «Городского романса» – именно так называется выставка. Она побывала уже в нескольких городах России и везде произвела фурор. Но именно для Владивостока, для приморских зрителей к уже готовому собранию из фондов Третьяковской галереи были добавлены «Казачка. Портрет Л. Маториной» Василия Сурикова, «Снегурочка» Виктора Васнецова, «Портрет Рубинштейна» Ильи Репина. И это значит, что впервые за многие десятилетия у жителей приморской столицы, да и всего края появилась возможность увидеть настоящие шедевры не в Интернете, не в буклетах, а вживую. И для этого не нужно лететь 10 тысяч километров до Москвы.

– Это событие очень волнительное, мы к нему долго готовились, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Еще год назад, когда мы задумывали этот проект, он казался чем-то несбыточным, но нам все удалось!

Выставка «Городской романс» из собрания Третьяковской галереи стала логичным продолжением тех связей, которые существуют у Приморской картинной галереи и Третьяковки. Начнем с того, что много лет назад, когда только начала формироваться художественная коллекция во Владивостоке, именно Третьяковская галерея поделилась своими запасами наиболее щедро и подарила нам великолепные произведения (всего более ста), составившие основу экспозиций нашей галереи. Когда мы праздновали 25-летие, Третьяковская галерея дала нам возможность показать несколько работ из своих фондов. И вот сегодня мы представляем полноценную, полномасштабную выставку – более 50 работ.

Я считаю, что приезд к нам «Городского романса» – это важнейшее культурное событие года в Приморье. Суриков, Коровин, Левитан, Репин – какие имена! Творений этих художников нет в наших фондах, а теперь они ждут посетителей в залах на Алеутской, 12. Это самый большой подарок к 50-летию нашей галереи!

Организация выставки такого уровня – это не просто процесс, а целая цепь событий. Прописывалось и оговаривалось все: условия транспортировки, хранения, безопасности. Вместе с картинами из Третьяковки во Владивосток за неделю до вернисажа прилетели московские реставраторы, они помогали распаковывать и готовить картины к показу. Затем приехала Наталья Преснова, вдохновитель и куратор выставки. А на открытие во Владивосток прилетели Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель директора Третьяковки по научной части, и Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковки.

– Выставка «Городской романс» – это прекрасная подборка работ самых разных художников, а также самых разных жанров – от портретов русских композиторов до пейзажей, навевающих вдохновение, воспетых в музыке, и ноктюрнов (пейзажей в сумерках, крайне редкого живописного жанра), – рассказывает Наталья Преснова. – Кроме того, здесь немало женских портретов, а изображенные на них героини вполне могли быть музами поэтов, композиторов, певцов. Есть и жанровая живопись: сцены домашнего музицирования, уличные музыканты, вечера музыки в аристократических салонах…

Все произведения прекрасно передают настроение романса, его поэтичность, нежность, красочность. Мне хотелось бы вспомнить, как художник Поленов, описывая музыкальный вечер у Маковских в письме своей жене, сказал так: всех охватило настроение любви и красоты, каждый вспомнил все лучшее в своей жизни. Вот таким и должно быть впечатление от выставки!

Кажется, что в залах Приморской картинной галереи и правда звучит музыка. Вот молодой чиновник смущает игрой на гитаре и пением симпатичную даму – на картине Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы». А вот веселится, хохочет под хриплые звуки шарманки городская улица – на картине Владимира Маковского «Шарманщик». Кажется, еще секунда, и «Девушка у изгороди» Николая Касаткина низким грудным голосом споет томный романс… Такого точно выраженного красками музыкального настроения в залах Приморской галереи, пожалуй, еще не было.

– Тема «Городской романс» не случайна для Третьяковской галереи, – замечает Татьяна Карпова. – Музыка всегда жила в доме Третьяковых. Это была очень музыкальная семья. Павел Третьяков и Верочка Мамонтова познакомились на домашнем концерте, где Вера, которая была также прекрасной музыкантшей, играла и пела… Мы стараемся поддерживать традиции дома Третьяковых, музыка продолжает звучать в наших залах.

Выставку, которая бы показала тонкие эмоциональные связи между музыкой и живописью, мы обдумывали и собирали довольно долго, это была интересная работа. Надеюсь, вы почувствуете их, сможете совершить путешествие между мирами звуков и красок.

И нам особенно приятно, что коллеги из Приморской галереи подготовили целый список мероприятий культурного и образовательного характера: музыкальные вечера, лекции, которые пройдут в рамках выставки.

В первый же день работы «Городского романса» стало ясно: пустыми эти залы простаивать не будут. Как можно упустить шанс увидеть подобное великолепие?

– Любой проект, благодаря которому мы можем увидеть работы из Третьяковской галереи, – это радость, – убежден искусствовед Александр Лобычев. – Название «Городской романс» сразу вызывает массу ассоциаций и с музыкой, и с поэзией, и с эпохой – второй половиной XIX века, когда и было, кстати, написано большинство этих произведений. Я вот, например, сразу думаю о том, что городской романс связан с бытом усадеб, артистической среды Санкт-Петербурга. Чем это близко приморскому зрителю? Тем, что я сразу в мыслях возвращаюсь к Владивостоку того же времени, который, находясь на краю Ойкумены, все равно был русским городом, и тот быт, та жизнь, что отражены на полотнах, были и здесь, на берегах Золотого Рога. Это в некотором роде мостик, соединяющий жизнь совсем молодого тогда Владивостока с культурой России той эпохи.

Сейчас люди хотят больше знать о бытовой культуре прошлого, и эти полотна – своего рода энциклопедия русской жизни. Только живописная.

Кстати:

22 сентября в Москве, в залах Третьяковской галереи в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке, в рамках проекта «Золотая карта России» откроется выставка из фондов Приморской картинной галереи. Это те самые работы, которые временно уступили место во Владивостоке «Городскому романсу».

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ