Аграрии привезли урожай осени. И прогнозы по ценам

Общегородская продовольственная ярмарка на площади Борцов за власть Советов уже много лет в фаворе у жителей краевого центра. Здесь в пятницу и субботу можно приобрести продукцию, выращенную сельхозпроизводителями и дачниками Приморского края. При этом цены на ярмарке зачастую ниже, чем на других продовольственных рынках и в магазинах города – особенно сейчас, в период массовой уборки урожая. Прежде всего благодаря отсутствию перекупщиков и арендной платы за торговое место. Таковы условия «прописки» продавцов на главной площади Владивостока в дни работы ярмарки, организованной администрацией города.

13 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4001 (137) от 13 сент. 2016
8528cab6a957795d36ffd5c95eb9149c.jpg

Минувшие выходные не стали исключением. В пятницу и субботу, несмотря на хмурое небо и прогнозируемые осадки, главную площадь столицы Приморья заняли более 200 представителей местных фермерских хозяйств, сельхозкооперативов и товаропроизводителей из Владивостока, Уссурийска, Арсеньева, Надеждинского, Спасского, Яковлевского, Октябрьского и других районов Приморья. Изобилие на прилавках радовало глаз: приморская осень щедра на дары садов, полей, огородов и приусадебных участков. Цены тоже не отталкивали.

Так, в субботу после обеда жительница одного из сел Яковлевского района Нина Васильевна, например, отдавала крепкие ярко-красные помидоры сорта Новичок по 35 рублей за кило (в этот же день и то же время моя коллега такие же прикупила за 65 рублей на рынке на Спортивной). Хотя с утра Нина Васильевна просила за свой товар 50 рублей. Покупатели уносили ее помидоры буквально сумками. В основном брали на консервирование. Таких цен горожане не видели даже в середине августа, в сезон урожая томатов. Хотя на прилавках были помидоры и по 120 – 160 рублей. Их тоже разбирали на ура.

– Не хочется везти обратно за 300 километров, – объясняет падение цены сельчанка. – В этом году в Яковлевском районе помидоры уродились на загляденье. Вы бы посмотрели, что здесь творилось вчера, в пятницу. Очередь стояла метров десять. И так у каждого прилавка. Мы за два дня расторговали почти всю машину с картошкой и помидорами.

По ее словам, торговать во Владивостоке выгодно. Даже несмотря на долгий путь и высокие цены на горючее, своя моржа у фермеров все равно есть. В районе, где почти у каждого свое хозяйство, такие объемы сельхозпродукции не продашь, а город съест все, сколько ни привези.

Напомним: глава Владивостока Игорь Пушкарев поручил организовать общегородскую продовольственную ярмарку с привлечением приморских аграриев, чтобы насытить краевую столицу сельскохозяйственной продукцией и товарами местных товаропроизводителей. Приемлемые цены на ярмарке обеспечивает и отсутствие арендной платы, что позволяет фермерам не накручивать ценник, а горожанам приобретать овощи и другие продукты недорого напрямую у товаропроизводителей. К массовому заезду на площадь аграриев со своим товаром городские власти готовятся заранее: организация всего процесса на контроле соответствующих служб муниципалитета.

Цены на ярмарке за две недели не изменились. К примеру, картофель продавали от 30 до 45 рублей за килограмм, лук – 30 рублей за килограмм, чеснок – 15-20 рублей головка, морковь – 20-25 рублей за килограмм, в зависимости от размера и чистоты корнеплода. Некоторые продавцы сбрасывали арбузы и вовсе по 15 рублей за кило. Хотя истинно приморской полосатой ягоды на ярмарке было немного. Впрочем, как и по всему городу. В этом году во Владивостоке доминировали привозные, среднеазиатские арбузы. По некоторым данным, в этом году в Приморье собрали 900 тонн арбузов. Для нашего края это мало. Фермеры объясняют «неурожай» отсутствием в регионе... селитры, которой удобряют бахчу.

– Зато аллергикам хорошо, – говорит Светлана, продавщица из Спасского района. – Я в прошлом году ела арбуз всего один раз и тут же покрылась пятнами! Настолько земля перенасыщена селитрой и непонятно какими удобрениями. А в этом году мы постоянно покупаем приморские арбузы, и никакого вреда для здоровья.

По словам Светланы, щупы-индикаторы, с которыми ходят покупатели по рынку, в основном пожилые женщины, протыкая ими арбузы в поисках нитратов, никакого эффекта не дают.

– На мой взгляд, это все обман. Старушки насмотрятся по телевизору «сказок Малахова», а потом покупают китайские подделки, которые не работают. Разговаривала с ветврачом, она говорит, что настоящий индикатор стоит не меньше 30 тысяч рублей. Им такие выдают для работы. Одно время говорили, что в петрушке нашли какой-то наркотик. А я как раз торговала на «Строителе» одной зеленью, так покупатели замучили меня вопросами, нет ли в петрушке дури. Что им Малахов по телевизору скажет, тому они и верят. А я им отвечаю, что вам надо ее тонну съесть, чтобы торкнуло, – откровенничает словоохотливая продавщица.

В минувшие выходные на ярмарке было очень много продавцов меда. И это объяснимо: в этом году местные пчелы постарались. Хотя солнечные дни можно было пересчитать по пальцам. Щедрые продавцы давали дегустировать свою сладкую продукцию всем желающим.

– Подходите, пробуйте, у нас мед без обмана и без добавок. Что пчелка принесла, то мы вам и привезли, – громогласно зазывала покупателей Валентина Алексеевна, жительница села Кронштадтка Спасского района. Ее речовка а-ля медовый рэп привлекала граждан, как нектар пчел. Валентина Алексеевна торговлей на ярмарке довольна. Мед липовый и луговой по 1000 рублей за трехлитровую банку расходился как горячие пирожки. Сравнение банальное, зато точное. Кто подходил к прилавку на ее зов, редко уходил без покупки.

– У нас своя пасека. Раньше к нам за медом оптовики приезжали, сейчас их нет. Сами теперь в город со своим товаром приезжаем. У меня во Владивостоке уже своя клиентура. Они мне звонят, спрашивают, когда приеду, заранее дают заказы. Так работать и выгодно, и приятно. Из нашего села очень много людей приезжает на ярмарку, – улыбается женщина.

Общаясь с Валентиной Алексеевной и другими фермерами, я не мог не затронуть проблему затопленных полей в некоторых районах края. На вопрос, не останется ли край без сельхозпродукции после наводнения, ответы были противоположные.

– Не знаю, – честно признается пасечница из Кронштадтки. – Наш район не затопило. У нас картошка и капуста есть. Думаю, что цены подниматься не будут.

А Виктория из Арсеньева с ней не согласна. Девушка приехала в город со свекровью. Они привезли картофель и помидоры со своего огорода, а также квашеную капусту и другие соленья собственного производства.

– В прошлом году в Уссурийске все залило, и капуста шла к нам из Сибири, и морковь из Сибири. Что лежало под водой, храниться долго не будет, надо все сразу перерабатывать. Но таких мощностей в крае нет. Сейчас фермеры из затопленных районов стараются скинуть продукцию за бесценок, лишь бы продать. Я раньше брала на зиму капусту в селе Минеральном, 10 тонн сразу. Я ее квашу. В этом году их затопило. Конечно, покупать капусту у них не стану. Она два дня постоит и течет. Для квашения уже не годится. А в Варфоломеевке (это Яковлевский район) ценник на капусту тут же подняли! Там есть места, где не затопило. В этом году нам надо снова надеяться на Сибирь, у них наводнения не было, – говорит Виктория.

С ней солидарен овощевод Евгений из села Борисовка Уссурийского городского округа. В прошлом году во время тайфуна «Гони» у него затопило поле с картофелем. В качестве компенсации фермер получил... 10 тысяч рублей.

– В том году тайфун «Гони» нас накрыл, но быстро ушел. А потом вода пришла, откуда ее не ждали, дамбу прорвало. У меня утонуло 6 га картофеля, до другого поля, также в 6 га, вода не добралась тогда, а в этом году топило. Месяц дождя. И за что нам такая напасть? Земля влажная, убирать картофель еще не начинали. В прошлом году в это время я уже копал, а в этом заехал на поле, но подкопать не получилось, трактор бросил, не смог выехать. В этом году тяжелее, чем в прошлом. Если сухо будет, может, чего и выкопаем, давайте доживем до октября. Но у кого картофель крахмальных сортов под водой постоял немного, точно сгниет. Я в прошлом году машину продал, чтобы купить семена, а в этом уже не знаю, что буду продавать, если не соберем семена, – разводит руками мужчина.

В 2015 году Евгений действительно не успел получить компенсацию за утонувший урожай. Когда чиновники оформляли документы, он копал картошку. По словам фермера, в Сибири картошка неплохая, но тоже попадается с пятнами внутри. «Сибиряки могут подсунуть старье». Еще есть под боком палочка-выручалочка – дружественный Китай. Но в последнее время китайскую сельхозпродукцию очень часто заворачивают на границе из-за несоответствия российским санитарным требованиям. Поэтому у жителей Приморья одна надежда – на милость матушки-природы и на трудолюбивых местных фермеров.

– Проблемы, пожелания есть? – интересуюсь у фермеров под финал разговора.

– Есть. Интимного характера, – игриво говорит молодая продавщица меда. Окружающие нас продавцы смеются во весь голос.

Я принимаю ее игру:

– Неужели нужен мужчина в помощники?

– Да нет, с этим проблемы нет, – уже серьезно говорит женщина. – Бесплатный туалет в переходе работает с пяти часов вечера, хотя должен весь день. Поэтому приходится бегать в «Уссури», а там с нас скоро деньги брать будут. Вы бы сказали кому надо, чтобы туалет работал весь день. Это нужно не только нам, но и китайским туристам. Они здесь толпами ходят, как в музей.

Обещал посодействовать – доложить кому надо. 

 

Автор: Сергей КОЖИН