Участникам бартерных операций велели паспорт показать

С прошлого месяца вступил в действие указ президента РФ “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”. Данный документ стал логичным продолжением целого комплекса мер по контролю за экспортно-импортными операциями.

17 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №40 от 17 дек. 1996

С прошлого месяца вступил в действие указ президента РФ “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”. Данный документ стал логичным продолжением целого комплекса мер по контролю за экспортно-импортными операциями.

- К самой древней и простейшей форме сделок - бартерной - государство в свое время относилось довольно снисходительно, - комментирует уполномоченный Министерства внешнеэкономических связей РФ по Приморскому краю Игорь Сухачев. - При незначительных объемах операции носили сугубо приграничный характер, в основе обмена были товары местного производства. Но после либерализации внешнеэкономической деятельности структура “ченджа” резко изменилась. Сейчас только в Приморье бартером занимается свыше 1 тысячи заинтересованных участников, а предметом обменных операций стал высокодоходный валютный товар - черные и цветные металлы, рыбопродукция, лес и пиломатериалы, автотехника, станки и оборудование, удобрения и так далее. Импортная составляющая при этом сильно отстает от экспортной. Недостаточный учет сделок, низкая квалификация партнеров привели к тому, что товарообмен носит далеко не эквивалентный характер. И на сегодня разрыв в поставках все более увеличивается не в нашу пользу. Наконец-то на правительственном уровне к бартеру применены цивилизованные требования, которые сейчас предъявляются в России ко всем экспортно-импортным операциям.

Для Приморского края принятый по регулированию товарообмена пакет документов имеет особое значение. Если общий объем бартерных сделок во внешнеторговом обороте страны снизился с 28 процентов в 1992-м до 7,5 в прошлом году, то в ряде дальневосточных приграничных таможен доля контрактов подобного рода по-прежнему высока и достигает 60-90 процентов. Это объясняется спецификой мощного российско-китайского товарного потока: бизнесмены двух соседних стран традиционно предпочитают “дикий” обмен денежным взаиморасчетам.

После того как под государственный контроль были взяты экспортно-импортные операции, бартер стал одним из основных каналов укрытия валютной выручки. За последние несколько лет (включая 9 месяцев нынешнего года) экспорт в так называемой обменной торговле Приморья со странами дальнего и ближнего зарубежья более чем в 2 раза превысил встречный импорт. Классической стала схема, когда отечественная продукция уходит за рубеж, а в обратном направлении либо вообще ничего не поступает, либо обмен носит явно неравноценный характер. Заключившие бартерные контракты фирмы нередко выступают просто перевозчиками товара за рубеж, передавая его сразу после прохождения таможенного контроля иностранному покупателю. Более половины сделок сейчас исполняются в одностороннем порядке. По оценкам экспертов управления валютного контроля Таможенного комитета РФ, в результате недобросовестных операций подобного рода из страны ежегодно утекает около 1 миллиарда долларов.

По мнению специалистов, новый механизм государственного регулирования бартерных сделок позволит значительно снизить количество злоупотреблений во внешнеэкономической деятельности. Во многом он напоминает уже отработанные на практике законодательные акты по валютному контролю за экспортными и импортными операциями. Теперь при оформлении грузов, перемещаемых через границу, необходимо предоставить в таможенные органы специальный паспорт бартерной сделки. Обязательный - по новым правилам, в течение 180 дней после выпуска за рубеж - ввоз работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки надо подтвердить соответствующими документами. Превышение указанного срока возможно только с разрешения МВЭС. Кроме того, теперь отправляемые по встречным контрактам грузы не смогут пересечь границу без заключения экспертной комиссии.

До полной обкатки нового механизма управлениям уполномоченных МВЭС на местах предоставлено право на оформление паспорта бартерной сделки на сумму до 200 тысяч долларов США. Более объемные контракты визируются в центральном аппарате министерства. Правда, по мнению специалистов, дорогостоящих во всех отношениях вояжей в столичные коридоры вполне можно избежать. Для этого крупные контракты, по согласованию с зарубежным партнером, надо просто “разбить” на несколько мелких.

- Времени для ознакомления с новыми условиями было предостаточно, - говорит Игорь Сухачев. - Но как у нас водится - пока гром не грянет. Первые заявители обратились в управление 25 ноября: как всегда, все “горит” - таможня не выпускает товар, груз стоит на границе, портится, несем убытки... За первые 2 недели мы оформили более 50 паспортов бартерных сделок, очень многим участникам внешнеэкономической деятельности дали необходимые консультации и рекомендации.

На сегодня накал спал. Хотя трудности, конечно, есть - в частности, по ранее заключенным (китайского образца) контрактам. Мы держим постоянную связь с МВЭС, получаем необходимые разъяснения и тут же, “с колес” работаем с клиентами. Хочу особо подчеркнуть: “дикие” времена уходят. И сегодня, и впредь от российских коммерсантов требуется постоянное изучение организации и техники внешней торговли, самых разнообразных форм внешнеэкономических связей, сложное переплетение которых подчас наблюдается в правотворческой деятельности, - подчеркнул Игорь Сухачев.

Тем не менее, считают эксперты, любой законодательный вакуум моментально заполняется предприимчивым бизнесом. В частности, до сих пор неясен механизм оценки ввозимых и вывозимых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому следует предполагать, что в ближайшее время коммерсанты по бартерным контрактам будут активно “торговать умом”. Тем самым, которым нашу страну не понять.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”