Свободный порт ждет упрощенный визовый режим и свободную таможенную зону

Резиденты примерили на себя первые плюсы и минусы нового режима

7 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3998 (134) от 7 сент. 2016

В 2015 году на юге Приморского края был введен режим свободного порта –современный аналог порто-франко. Уже более 90 инвестиционных проектов заявлено к реализации. В июле 2016 года принято законодательное решение о распространении режима свободного порта на ключевые гавани в Сахалинской области, Хабаровском крае, Камчатском крае, Чукотском автономном округе. Налоговые льготы, упрощенное миграционное законодательство, свободная таможенная зона – то, что сегодня Россия предлагает инвесторам в режиме свободного порта.

Каким образом будет тиражирован механизм свободного порта? Какие условия предлагаются инвесторам в свободном порту Владивосток и как стать его резидентом? Об этом говорили участники сессии «Свободные порты – открытые ворота в АТР», прошедшей на площадке Восточного экономического форума.

Еще четыре

По словам Александра Осипова, первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, на весенней сессии Государственная дума расширила список территорий, входящих в СПВ. Ими стали еще четыре крупные портовые зоны: Петропавловск-Камчатский, Певек на Чукотке, Ванино в Хабаровском крае и Корсаков на острове Сахалин. Также представитель Минвостокразвития отметил схожесть механизмов СПВ и территорий опережающего социально-экономического развития, реализуемых на Дальнем Востоке.

– Всего на сегодняшний день мы имеем 122 заявки резидентов ТОР с общим объемом инвестиций 178 миллиардов рублей. Планируется создать 22 тысячи рабочих мест. По 92 заявкам уже подписаны инвестиционные соглашения на сумму 126 миллиардов рублей, – сообщил он.

Виза станет электронной

По словам замминистра, есть несколько моментов, которые еще не сделаны в рамках нового режима СПВ.

– Мы не успели решить вопрос упрощенного визового порядка, – отметил он. – Почему это не получилось? Потому что ведется работа – законопроектная, нормативная, бюрократическая. В ней не всегда получается уложиться в сроки, объявленные заранее. Мы полагаем, что безвизовый режим будет окончательно организован во втором квартале 2017 года. Виза для иностранных гостей на Дальний Восток будет электронной, с возможностью пребывания в регионе в течение восьми дней.

Также Александр Осипов обратил внимание присутствующих на особенности работы механизма СПВ.

– При разработке профильного закона мы стремились заложить как можно больше конкретных практических решений тех проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, реализуя проекты в Российской Федерации и конкретно в Приморье. Я думаю, это нормы прямого действия. Большинство из них – по моему ощущению – заработали. Но есть ряд сложных преференций. В частности, введение свободной таможенной зоны потребует много межведомственных согласований.

Новый порядок

Об особенностях нового таможенного порядка, который только предстоит создать, рассказал Юрий Ладыгин, начальник Дальневосточного таможенного управления.

– Все резиденты СПВ и ТОР могут воспользоваться упрощенной таможенной процедурой в рамках свободной таможенной зоны. Что это значит? Это значит, что компании смогут ввозить сюда товары без уплаты таможенных пошлин, с применением мер нетарифного регулирования и без декларирования, – подчеркнул он. – Товары, естественно, должны иметь определенное предназначение. То есть использоваться исключительно в рамках деятельности предприятия. Это может быть тяжелая техника, стройматериалы, сырье для дальнейшей переработки и иное оборудование, необходимое для производства.

По словам начальника Дальневосточной таможни, упрощенная процедура распространяется не только на территориях СПВ и ТОР, но и на портовых и логистических участках СПВ. Причем на последних созданы, по мнению господина Ладыгина, идеальные условия. В частности, декларирование товаров возложено на самих резидентов, для чего они должны обустроить собственные зоны таможенного досмотра.

– Товары декларируют сами резиденты СПВ, – отметил он.

Однако тут же главный дальневосточный таможенник сделал важную поправку.

– Продукция, полученная с использованием иностранных товаров, приобретает статус иностранной, если распространяется на территории Таможенного союза, – сообщил он. – На нее действуют все фискальные требования.

Поэтому, по его мнению, наиболее перспективным является создание новых производств с использованием иностранного оборудования и сырья при условии вывоза с территории Таможенного союза.

– Завезли любые товары и оборудование, что-то изготовили – как я полагаю, уникальный высокотехнологичный предмет – и вывезли его затем за пределы территории Таможенного союза без пошлины, – сообщил он самую перспективную схему.

Налоги еще впереди

Галина Колесникова, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, отметила, что на данный момент в ведомство не поступило деклараций от резидентов СПВ. Причина – компании только недавно зашли на территорию, начали строиться. Отсюда и отсутствие прибыли.

– Уже 65 резидентов свободного порта Владивосток получили свидетельства, – сообщила она. – Для резидентов СПВ созданы фискальные преференции: нулевая ставка по налогам на прибыль, имущество и землю, ускоренное возмещение НДС. Однако на сегодняшний день никто еще не получил фискальных преференций. Все резиденты только приступили к работе. У них идут подготовительные мероприятия, прибыли нет.

По ее словам, введение закона об СПВ не внесло изменений в Налоговый кодекс.

– Резиденты используют общий порядок заполнения деклараций по всем видам налогов, – подчеркнула она. – Единственное, что при подаче декларации необходимо также подать свидетельство, что вы являетесь резидентом СПВ. Проверка декларации осуществляется в рабочем режиме.

Причальная история

Денис Сарана, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», убежден, что государству пора поставить точки над «i» в вопросах о причальных стенках.

– Хочу заметить, что портом называется акватория и действующий на ней режим, – начал он. – А сами портовые предприятия называются операторами портовых терминалов. Во Владивостоке, например, таких 26. В Находке – 27. Эти операторы работают в условиях жесткой конкуренции. Грузов пока не хватает. Чтобы в конкурентной борьбе выигрывать, нужно развиваться, инвестировать, повышать эффективность. А кому принадлежит портовая инфраструктура? Порты, краны, холодильники, железная дорога, техника? Частным владельцам. В то время как причальные стенки частично принадлежат государству. Будет ли государство развивать инфраструктуру, если есть частный бизнес? Мне кажется, нет. Будет ли тратить деньги бизнес на развитие инфраструктуры, которая ей не принадлежит? Скорее всего, тоже нет. Для гармоничного развития СПВ необходимо поставить точки над «i». То есть разрешить в этих СПВ передать государственную собственность операторам.

Все предложения и пожелания участников дискуссии были запротоколированы. Они лягут в основу поправок и изменений в профильное законодательство, а также важных правительственных решений.

Комментарии

Наталья Зубова, заместитель главы администрации Владивостока:

– Восточный экономический форум – важнейшее событие не только для Владивостока, но и для Приморского края и Дальнего Востока в целом. Мы рады тому, что он проходит в столице Приморья. В Российской Федерации это вторая столь представительная площадка – наравне с форумом в Санкт-Петербурге.

Особенностью Второго Восточного экономического форума стало то, что здесь обсуждаются не только новые перспективные инвестиционные проекты, но и работа, проведенная за год, по результатам первого ВЭФ. Сейчас очень важно проанализировать, какие условия созданы для инвесторов и бизнеса, как работают новые законы и экономические инструменты.

Второй ВЭФ привлек большое внимание зарубежных инвесторов. Инвестиционные проекты позволили привлечь уже более триллиона рублей. Все они направлены на создание современных производств, на развитие новой экономики. В конечном счете это повышение качества жизни на Дальнем Востоке, новые квалифицированные рабочие места, более комфортная жизнь, возможность для людей реализовать свои планы. Как отметил вице-премьер Юрий Трутнев, очень важно закрепить людей на Дальнем Востоке.

Для участников подготовлено большое количество интересных сессий. Для меня, пожалуй, самыми интересными стали обсуждение проектов свободного порта и закона о «дальневосточном гектаре», а также ключевая сессия, посвященная развитию малого бизнеса. Ведется активный диалог между крупными предпринимателями, инвесторами, властью.

В этом году, как и в прошлом, администрация Владивостока участвовала в подготовке к ВЭФ, в обустройстве набережной университета, в организации проекта «Улица Дальнего Востока» и других. Несмотря на сложные погодные условия, мероприятия прошли на высоком уровне. Мы достойно приняли форум, и, думаю, в следующем году – с учетом двухлетнего опыта организации ВЭФ – будет еще лучше.

Елена Новицкая, председатель Думы Владивостока:

– Сегодня очень много говорят о новом этапе развития Дальнего Востока, и роль Владивостока в этом развитии неотделима от общей концепции.

Сегодня депутаты Думы Владивостока рассматривают стратегию развития Владивостока до 2030 года, и те направления развития региона, которые становятся темами Восточного экономического форума, в целом должны лечь в основу развития приморской столицы.

Есть два важных, прорывных закона. Это закон о территориях опережающего развития (ТОР) и закон «О свободном порте Владивосток». Резиденты приступили к реализации порядка 300 проектов. Планируется создание 67 тысяч рабочих мест. К 2017 году таких проектов должно быть уже более 500.

Конечно, только часть проектов будет реализована на территории приморской столицы. Остальные – на территории тех 15 муниципальных образований, на которых распространился режим свободного порта. Однако все они направлены на развитие Дальневосточного региона, его места в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона.

На открытии форума говорилось о том, что тенденция развития мира меняется от глобализации в сторону регионализации. Мы говорим о развитии регионов, обеспечении их транспортной инфраструктурой, энергетической, промышленной, социальной. О необходимости свободной торговли, гармонизации законодательства. Все перспективные направления подробно рассматривались на сессиях форума и во многом станут отправной точкой в работе депутатского корпуса Думы Владивостока. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ