ВЭФ прошелся по квотам

Дальневосточная рыбалка вызвала острые дискуссии на форуме

6 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3997 (133) от 6 сент. 2016
e14c4e6c02ec727e4f4030e20b5cf041.jpg

Во Владивостоке завершил свою работу Второй Восточный экономический форум. Разница между первым и нынешним – огромная. Если в 2015 году только заявляли и декларировали намерения, то в 2016-м обсуждали уже сделанное и этапы реализации новых планов. На Русском искали ответы на глобальные политические вопросы и решали региональные задачи.

Одной из самых дискуссионных национальных проблем на ВЭФ стала рыбохозяйственная. Ключевая сессия «Водные биоресурсы Дальнего Востока в обмен на инвестиции» вызвала буквально ажиотаж среди участников статусного саммита.

Событие еще не началось, а в зале, выделенном для заседаний, уже не было свободных мест, причем не только сидячих, но и стоячих. Коллега жаловалась: пришла ровно в назначенное время и не смогла даже войти в зал – помещение было забито битком, как когда-то салон трамвая в час пик.

Открывая сессию, ее модератор Александр Идрисов, президент Strategy Partners Group, предупредил: «Не обижайтесь, но буду крайне жесток – времени мало, а спикеров очень много». Причем спикеры – известные люди, их знают даже те, кому совсем нет дела до рыбодобычи и всего, что с этим связано.

Что же вызвало такой интерес? Вероятно, масштабы дальневосточной рыбалки – регион практически на 80 % формирует ресурсную базу всего российского рыболовства. И любые изменения правил игры на этом рынке затрагивают очень многие сферы народного хозяйства всей страны.

А нововведения есть, причем резонансные. Не один год обсуждалась возможность применения такой меры, как «квоты под киль»: тот, кто строит рыбопромысловый флот, получит право на дополнительные объемы вылова биоресурсов. В июле этого года идея обрела законодательную силу – был принят закон, который вводит понятие «квоты под инвестиции». Добавку в виде 20 % квот на добычу определенных видов водных биоресурсов в определенных промысловых районах предоставят в обмен на инвестиции – строительство рыболовецких судов на отечественных верфях и организацию новых рыбоперерабатывающих производств на российском берегу. Механизм реализации этого закона и обсуждался на сессии.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков уверил, что большинство рыбаков поддерживают изменения в законе.

– Государством поставлена задача значительно увеличить эффективность использования биоресурсов. Для этого необходимы масштабные инвестиции в обновление флота и строительство современных береговых заводов. В достижении этой цели ключевую роль играют инвестиционные квоты.

Острые споры в рыбацком сообществе Дальнего Востока вызвало то, что «квоты под киль» для нашего региона выделены только под крупнотоннажные суда. Хотя большинство дальневосточных компаний нуждаются в обновлении малых и средних судов. В Росрыболовстве обосновывают решение тем, что именно крупный флот осваивает основной объем биоресурсов в регионе.

– В настоящее время более 70 % добычи минтая и сельди осуществляется крупнотоннажным флотом, – подтвердил глава Росрыболовства. Напомнив, что две трети дальневосточных уловов – это минтай и сельдь.

Значит, большому бизнесу и карты в руки, то есть квоты. В утешение владельцам малотоннажного флота Шестаков сообщил: ведомство работает над тем, чтобы в составе объектов инвестиций появились малые и средние суда. Планируется выделять под такой флот другие ресурсы: треску, кальмар, терпуг.

В законе нашли опасный приоритет

Председатель комитета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предупредила об опасности выбора приоритетов в пользу крупнотоннажного флота.

– Те предложения, которые сформированы в законе, свидетельствуют о тенденции формирования монополий в рыбной отрасли, – уверена Ирина Яровая. – Если в приоритете у Росрыболовства строительство крупнотоннажного флота, то рано или поздно произойдет существенная монополизация отрасли. Это та задача, к которой мы стремимся? Или наша цель – развитие бизнеса, создание разных производств, рабочих мест на Дальнем Востоке?

Она отметила, что основной целью закона является достижение объемов, заявленных в доктрине продовольственной безопасности. Но нет задачи обеспечить этот самый объем исключительно силами крупных компаний.

– Это принципиальный вопрос: крупные компании, которые будут привлекать рабочую силу извне, или наши малые и средние предприятия, которые будут обеспечивать стабильную занятость населения в регионе? Это тоже вопросы государственной политики и государственной безопасности, которые были заявлены президентом нашей страны. Нам очень важно, чтобы этот приоритет – развитие Дальнего Востока – имел картинку разнообразия, а не однообразия, которой и является монополия, – считает Ирина Яровая.

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко солидарен с депутатом: рыбохозяйственная отрасль должна генерировать развитие прибрежного промысла и переработки, занятость в отдаленных поселках, а не развиваться лишь себе во благо.

– Выделять инвестквоты только на минтай и сельдь не совсем правильно. Как раз за счет тех, кто работает с этими рентабельными видами промысла – минтаем и сельдью, можно нивелировать проблемы, существующие в освоении новых видов водных биоресурсов. И дать возможность воспользоваться инвестквотами тем, кто хочет строить суда для ловли сайры, например. Или вот начинает иваси подходить, чем будем ее ловить? Задача закона – дать загрузку судостроительным предприятиям, прибрежным перерабатывающим заводам. И самое главное – обеспечить население новым видом продукции. А с минтаем и так все в порядке, – уверил собравшихся Олег Кожемяко. И призвал Росрыболовство смелее передавать полномочия по решению проблем прибрежной рыбохозяйственной деятельности регионам.

– На местах виднее, – отметил глава Сахалинской области.

Заказчики и судостроители не сошлись в оптимизме

Крупные рыбопромышленные компании, разумеется, одобрили инициативу Росрыболовства по строительству крупнотоннажного рыболовецкого флота с господдержкой. Однако и тут не обошлось без ложки дегтя.

Предстоит массовое строительство флота. Справятся ли с объемом отечественные верфи, ведь в России никогда не строили огромные рыболовецкие суда? Киты отрасли также просят определиться с приоритетом: эффективность и безопасность добывающего флота или декларации о необходимости импортозамещения? И в этих вопросах заказчики пока не нашли общего языка с судостроителями.

На встрече президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов призвал: в рамках закона об «инвестиционных квотах» предстоит построить 90 судов до 2030 года. По словам главы АО, это не тот объем, который бы вызывал опасения.

– Мощности предприятий ОСК позволяют суммарно в год вводить 12 –15 судов разного тоннажа. Кроме того, есть еще много компаний, которые могут строить рыболовецкий флот.

Алексей Рахманов призвал российские власти озаботиться тем, чтобы суда, которые будут строить на российских верфях, оснащались отечественным оборудованием и техникой.

– Иначе для чего тогда импортозамещение? – вопрошает глава ОСК. – При правильном подходе мы можем обеспечить рыбодобывающий флот на 50 – 52 %, а то и на 70 % российской техникой.

Оптимизм Алексея Рахманова не разделили рыбопромышленники. Анатолий Володин, заместитель генерального директора ООО «Русская рыбопромышленная компания», заявил: говорить, что у минтайщиков все хорошо, неправильно. Он отметил, что компания удовлетворена нормативной базой, которая позволит размещать заказы на российских верфях. И выразил надежду, что в следующем году можно уже будет приступать к строительству с использованием инвестквот.

– У нас 12 крупных судов работают в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Средний срок их эксплуатации 28 лет, то есть приближается к критическому. Если сейчас не начнем строить крупнотоннажные суда, то через 10 лет из общих объемов дальневосточных уловов можно смело вычитать миллион тонн, – подчеркнул Анатолий Володин. – Да, мы постоянно модернизируем суда, но новыми они не становятся. А строиться – крайне дорого, без господдержки не обойтись. Мы планируем заказать шесть крупных судов с современными технологическими линиями, рассчитанными практически на стопроцентную переработку вылавливаемого ресурса, – это филе, фарш, сурими, жир, мука. Но есть проблема. Специалисты ОСК утверждают, что могут оборудовать суда до 70 % российской продукцией. Эта цифра вызывает сомнения. Мы полагаем, что во главу угла нужно ставить вопросы эффективности и безопасности мореплавания. Если хотим использовать федеральный ресурс, чтобы получать продукцию глубокой переработки и накормить население доступной и качественной продукцией, то суда должны быть высокоэффективными. Совокупный процент использования отечественных материалов и комплектующих вряд ли может превышать 40 % до 2020 года. Понимаем задачи импортозамещения, но нужно реально подходить к проблеме.

Зачем вам сайролов? Мы вам тральщик построим!

Еще более пессимистично настроен Сергей Еремеев, генеральный директор ОАО «Преображенская база тралового флота». Он подтверждает, что сложно оснастить суда отечественным оборудованием: приборами, обеспечивающими навигацию и безопасность, поисковой аппаратурой, грузовыми и промысловыми устройствами, технологическими линиями.

– Мы готовим проект судна, и эти вопросы плотно рассматривали, – объясняет Сергей Еремеев. – В России подходящее по эффективности оборудование не купим. И оснастить судно на 40 % отечественным оборудованием и приборами – это слишком оптимистично. 20 % – это тот максимум, что можем сегодня купить в стране. Фактически на наших верфях можем построить только корпус судна. И то под вопросом. Зимой разослали коммерческое предложение на постройку сайролова 25 российским судоверфям. Ответили только пять компаний. И то… Вот самый интересный ответ: «А что такое сайролов? Давайте мы вам тральщик построим». Вот вам показатель уровня готовности национального судостроения строить рыболовный флот.

В Приморье забыли про марикультуру

Экс-губернатор Приморья, а ныне президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» (ТИГР) Сергей Дарькин также сомневается в способностях российских заводов строить мощный флот. По крайней мере, в ближайшее время:

– Тяжело будет построить специальный флот, который никогда не строили, – очень энергоемкий, мощный, с новейшим технологическим оборудованием. К сожалению, верфи, которые хотят принять участие в строительстве таких судов, не смогут обеспечить 70 % российского оборудования.

Сергей Дарькин также раскритиковал Росрыболовство за нелояльное, по его мнению, отношение ведомства к инвесторам. Он привел ряд конкретных примеров. Так, недовольство президента ПАО «ТИГР» вызвала невозможность получить участок для разведения аквакультуры. Еще год назад поднимался вопрос о необходимости организовать торги – и до сих пор ни одного участка в Приморском крае на аукцион не выставляли. Затягивание вопроса торгов охлаждает интерес капитала к этой сфере экономики региона.

– Необходимо минимум 7 лет инвестиций в аквакультуру, чтобы получить отдачу от участка, довести продукцию до прилавка, – поясняет нюансы бизнеса Сергей Дарькин. – Мы теряем наши возможности в увеличении производства рыбопродукции. Причем организация аукционов не требует инвестиций – это исключительно административная работа.

После таких заявлений в адрес своего ведомства глава Росрыболовства буквально взорвался:

– Почему с нас спрашиваете то, за что отвечает регион? Выделение участков под аквакультуру тормозится администрацией Приморского края. Олег Кожемяко просит передавать полномочия по прибрежке регионам, и вот вам результат… Мы приняли решение и сами сформировали в Приморье семь участков общей площадью 11 тысяч гектаров. Сами договорились и согласовали участки с министерствами обороны и природы. Колоссальная работа проведена. Но руководство Приморья на профильной комиссии проголосовало против формирования данных участков. А теперь на нас пытаются все проблемы отрасли свалить. Но кроме Росрыболовства есть и другие участники этого забега.

Подробнее о других темах, обсуждавшихся на площадке ВЭФ, а также об итогах форума, читайте в очередных номерах «В». 

  

Автор: Александр КАРАСЕВ