Если реклама не вписалась в схему...

Во Владивостоке продолжается борьба с самовольно установленными щитами и плакатами

25 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3991 (127) от 25 авг. 2016
d3d91d58d0ce9af4cb7de2dd0ca9713d.jpg

Различные объявления и рекламные баннеры, незаконно размещенные на фасадах зданий, столбах, фонарях и подпорных стенах, – бич Владивостока. Компании, фирмы и фирмочки, индивидуальные предприниматели и несознательные граждане развешивают, клеят и лепят плакаты, афиши и листовки с объявлениями где только можно, даже не задумываясь, что их «предприимчивость» и «находчивость» уродует внешний облик краевого центра.

Хотя размещение наружной рекламы на объектах государственной или муниципальной собственности возможно только на основе проведенных торгов. Либо это будет конкурс, либо аукцион. И других вариантов нет.

Аукционы продолжатся

С 24 декабря прошлого года во Владивостоке действует муниципальный правовой акт № 245-МПА, который устанавливает порядок размещения рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности городского округа. Документ определяет условия использования данной недвижимости, а также размер платы за размещение на нем рекламных конструкций.

Во Владивостоке в качестве формы проведения торгов выбран аукцион. Он может быть проведен только в отношении участков, включенных в схему размещения рекламных конструкций. Эти обязательные условия прописаны в законе о рекламе. Если такой схемы нет, то об аукционе можно забыть.

– Сегодня на территории Владивостокского городского округа такая схема принята. Желающие могут с ней ознакомиться, зайдя на официальный сайт администрации Приморского края, чтобы понять, где можно разместить рекламную конструкцию, а также ее тип и вид. Схема, действующая сегодня, принята в феврале этого года. И как только это произошло, администрация Владивостока приступила к проведению таких аукционов – уже состоялось 16, из них три – в 2016 году, – рассказала «В» начальник управления наружной рекламы и информации администрации города Татьяна Шахова.

Как отметила Татьяна Шахова, на сегодняшний день проведение аукционов временно приостановлено. По ее словам, краевые власти готовят корректировку схемы размещения рекламных конструкций. Как только изменения в документ будут внесены, аукционы продолжатся.

Возмещение через суд

Казалось бы, ничего сложного здесь нет: хочешь получить место под рекламу – участвуй в торгах. В реальности все происходит с точностью до наоборот. Наружная реклама во всех ее форматах размещена во Владивостоке где только возможно, и в большей степени незаконно. Сколько сегодня в столице края рекламных конструкций, установленных без разрешительных документов, неизвестно. Их реестр ведет администрация Приморья.

– Если выявляется незаконное рекламное сооружение, владельцу дается возможность демонтировать ее добровольно. Предписание выдает департамент информационной политики Приморского края. Срок исполнения – один месяц. В случае неисполнения еще одно предписание выдается собственнику объекта, на котором расположена данная конструкция. Будь то земельный участок, здание или сооружение. Но если ни владелец рекламной конструкции, ни собственник недвижимости или территории не произвели демонтаж, то такие материалы передаются в управление наружной рекламы и информации для проведения принудительного сноса уже силами администрации Владивостока и за счет средств местного бюджета, – подчеркнула Татьяна Шахова.

Только за этот год во Владивостоке демонтировано порядка 113 рекламных конструкций, установленных незаконно. Из них 65 – крупноформатные (размером 3 на 6 метров), расположенные в основном вдоль гостевого маршрута, в центральной и исторической части города. Сносом незаконных рекламных щитов и баннеров занимается подрядная организация – муниципальное бюджетное учреждение «Содержание городских территорий». Работы выполняются согласно муниципальному заказу и финансируются за счет средств из городского бюджета. Между тем законом предусмотрено возмещение владельцем незаконной рекламы расходов на ее демонтаж и последующее хранение. Даже через суд.

На сегодняшний день администрация Владивостока получила предписания на демонтаж порядка 300 незаконно установленных рекламных сооружений.

Автодозвон доказал эффективность

До недавнего времени во Владивостоке существовал достаточно эффективный способ наказания лиц, разместивших объявления и афиши на объектах, не предназначенных для этой цели. Номер телефона самостийщика, указанный в объявлении, включался в список автоматического дозвона, и каждую минуту компания, попавшая в черный список, извещалась о том, что ее объявление либо афиша размещены незаконно. Абоненту предлагалось добровольно исправить ситуацию, не дожидаясь применения к нему штрафных санкций.

Телефон собственника незаконной наружной рекламы фактически блокировался. «Пытки» автодозвоном продолжались до тех пор, пока проштрафившаяся фирма не ликвидировала свою «агитацию» повсеместно. Эта работа проводилась в рамках муниципального правового акта № 297. Метод действовал очень эффективно, сотни компаний отдирали, отклеивали, отмачивали свои плакаты, афиши и листовки на заборах, изгородях и фасадах домов.

Практика показала, что система автодозвона могла бы помочь избавиться от значительного количества незаконно размещенных афиш и объявлений. Как уже писал «В», подобный метод давно и успешно действует в других городах России, в частности, в Москве, где он был введен еще Юрием Лужковым. Но, к сожалению, сегодня в столице Приморья система автодозвона не применяется в связи с изменениями в законодательстве. С июня 2016 года во Владивостоке действуют новые правила благоустройства, утвержденные постановлением администрации Приморского края № 268-ПА. И в этом документе об автодозвоне нет ни строчки. Правда, есть надежда, что будут приняты необходимые меры для реанимации системы автодозвона. Иначе столица Приморья обрастет незаконно размещенными афишами и объявлениями.

– Сегодня нет правовых оснований для уведомления лиц-нарушителей. Когда разрабатывались новые правила благоустройства, наше управление входило в состав рабочей группы. Мы готовили информацию и о том, что автодозвон чрезвычайно действен. Помимо того что идет воздействие на нарушителей, это еще и своеобразная профилактическая мера. Гражданин, который хочет незаконно поместить афишу или объявление, зная о таком методе, сто раз подумает, прежде чем сделать это. И со стороны горожан были положительные отзывы, потому что объявлений и листовок стало меньше, – отметила Татьяна Шахова.

Баннер на балконе – только с разрешения

Кстати, во Владивостоке очень популярна так называемая передвижная реклама, когда рекламные конструкции и объявления «украшают» автомобили, припаркованные вдоль обочин на оживленных участках дороги. К примеру, одно из таких мест – разворотное кольцо в районе Первой Речки или на улице Постышева, недалеко от остановки общественного транспорта. Подобная реклама тоже незаконна.

– К мобильному виду рекламной конструкции есть определенная мера административной ответственности. Таких нарушителей могут привлекать к ответственности сотрудники Госавтоинспекции, поскольку под рекламу используется транспортное средство, для этого не предназначенное. Этой проблемой сейчас занимается Федеральная антимонопольная служба, – подчеркнула Татьяна Шахова.

В последнее время многие жильцы домов в микрорайоне Снеговая Падь размещают плакаты или баннеры на своих балконах и лоджиях, выходящих на автомобильную дорогу. Тем самым граждане зарабатывают копеечку себе на жизнь, рассуждая: «Мой балкон, что хочу, то и вешаю». На самом деле это тоже незаконно. Напомним, что размещение рекламных конструкций допускается только на основании разрешения на это.

Что касается рекламного контента – текстов или изображений, например, на плакатах, стендах или баннерах, то здесь государственный контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Только эта структура вправе определить, является та или иная реклама достоверной или недостоверной, надлежащей или нет.

P.S. В одном из июльских номеров «В» мы рассказали о ликвидации восьми незаконных рекламных щитов на улицах Анны Щетининой и Адмирала Горшкова в микрорайоне Снеговая Падь. Но буквально через два дня самостийная реклама выросла вновь. Причем на этих же местах. 

   

Автор: Татьяна БАЛАНОВА