Секрет бессмертия от Элеоноры Прей

Жители Южного Бервика собираются во Владивосток, который так полюбила их землячка

11 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3983 (119) от 11 авг. 2016
c548dd1348066ae7c098a68a3bb3495d.jpg

В музее имени Арсеньева прошла презентация, на которой друзьям музея и журналистам были представлены уникальные экспонаты из коллекции, посвященной Элеоноре Прей, а также телесюжет о фильме «Письма счастья», который снимает компания «ИВД-кино».

Наверное, нет во Владивостоке человека, который не знал бы, кто такая Элеонора Прей и как она связана с нашим городом. Несколько десятков лет эта удивительная американка писала хронику жизни Владивостока в письмах. Почти век спустя после ее смерти они были найдены, переведены, опубликованы.

– В октябре прошлого года в рамках съемок мы побывали в городе Южный Бервик, на родине Элеоноры Прей, куда она вернулась после 36 лет жизни во Владивостоке и где была похоронена, – рассказал Виктор Шалай, директор музея имени Арсеньева. – «Письма счастья» – это первое большое телеосмысление темы Элеоноры Прей. Мы сняли в Южном Бервике много интересного материала, нам подарили уникальные подарки, которые и стали частью коллекции будущего музея Элеоноры Прей. А он будет, можете не сомневаться.

Короткий 15-минутный сюжет о никому не известной американке, сумевшей стать настоящим летописцем, и о том, как ее память стараются сохранить во Владивостоке, растрогал собравшихся. Очень точно прозвучали в фильме слова Игоря Пушкарева, главы Владивостока: «Элеонора Прей – удивительный человек, можно только восхищаться тем, как она, родившаяся не во Владивостоке, любила этот город… В одном из ее писем есть поразившие меня слова: «В мире есть, пожалуй, только два города, в которых стоит жить. Это Париж и Владивосток».

Фильм «Письма счастья» еще в работе, еще предстоят новые поездки в США, но он обязательно будет снят. Так же, как обязательно будет создан музей Прей во Владивостоке.

– Администрация Владивостока выкупила в доме Элеоноры Прей две квартиры и передала их нам для организации музея, – говорит Виктор Шалай. – В силу разных обстоятельств, в том числе истории с незаконной застройкой, открытие этого музея затягивается, но это не значит, что он не создается.

Мы формируем и пополняем коллекцию, и хочу вам представить несколько уникальных, не побоюсь этого слова, экспонатов. Подлинных, принадлежащих Элеоноре Прей или ее родным.

Рассказ Виктора Алексеевича о каждом экспонате был информативным и трогательным. Вот, например, водочный набор с гравировкой, принадлежащий Элеоноре Прей, был ей очень дорог потому, что, вероятнее всего, гравировку на нем делал супруг Элеоноры Тед.

– Мы знаем, что муж Элеоноры всерьез увлекался гравировкой по металлу, ему даже делали заказы офицеры Сибирской флотилии – сделать надписи на портсигарах. Вполне вероятно, что водочный набор украсил именно он, – предположил Виктор Шалай. – А вот это вещь, которой цены нет. Сувенирная ложечка, выпущенная к 50-летию Владивостока. Она существует в единственном экземпляре. Ограниченная партия таких ложек была выпущена в продажу в 1910 году. Ее быстро раскупили. Ложка, принадлежащая Элеоноре, хранилась у ее внучки Патриции Силвер. Теперь она подарена нам. Это настоящая редкость, в наших фондах ничего подобного не было. Ложка отлично сохранилась, там изображены памятник Невельскому и герб Владивостока.

Самый трогательный экспонат – значок американского Красного Креста. В 1919 году Элеонора Прей по зову души пошла работать добровольцем во Владивостокское отделение, и одни из самых грустных ее писем посвящены именно этому периоду жизни.

Публике показали любимый роман Элеоноры Прей – «Три мушкетера», который она читала и на английском, и на русском, учебник русской грамматики, вышитую бисером дамскую сумочку, марочницу и многое другое.

– Как я уже говорил, часть экспонатов нам была подарена в Южном Бервике, – рассказал Виктор Шалай, – это те предметы, которые вернулись в США вместе с Элеонорой. Местный коллекционер Поль Буавер, собирающий антиквариат, в свое время купил многие вещи с чердака родного дома Преев, в том числе дорожный сундук Сары и Чарльза Смитов. Он подарил нам часть этих предметов, когда узнал историю Элеоноры.

Вообще, должен сказать, что городок Южный Бервик (скажем честно, в России его назвали бы деревней) после нашего визита стоит на ушах. Пол Буавер говорит, что местные жители собираются ставить памятник Элеоноре и Теду, а ее дом сделать музеем, правда, пока еще не решили, музеем чего.

История с Элеонорой для них стала сенсацией. За всю историю города там не родилось ни одного человека, который прославился бы за рубежом… И, как пишет Поль Буавер, едва ли не половина городка собирается посетить Владивосток, чтобы взглянуть на город, о котором так много, интересно и искренне писала их землячка.

– Спасибо музею за то, что вы много лет глубоко, скрупулезно ведете работу, связанную с Элеонорой Прей и Владивостоком, – так прокомментировала и телесюжет, и показ экспонатов заместитель главы города Елена Щеголева. – Эта женщина любила Владивосток всем сердцем, и каждое ее письмо тому доказательство. Хочу сказать: то, что удалось сделать администрации города для реализации идеи создания музея Элеоноры Прей, было мотивировано простой человеческой любовью к Владивостоку, уважением к памяти этой удивительной женщины.

Как известно, в приморской столице установлен памятник американке, совсем рядом с тем местом, где в перспективе усилиями администрации Владивостока и музея имени Арсеньева все же будет создан музей Элеоноры Прей.

– Когда впервые прочла письма Элеоноры, когда поняла, какой ценности эта находка, даже не сразу смогла подобрать слова, чтобы описать свои чувства, – рассказала Лариса Белоброва, член инициативной группы по установке памятника Элеоноре Прей. – А потом – Виктор Шалай не даст соврать – сказала: «Теперь у Владивостока есть биография. Настоящая, написанная не сухим официальным языком, а языком влюбленной в него женщины, языком романтика…». Элеонора Прей открыла мне Владивосток и заставила совсем иначе посмотреть на наш город. Знаете, она удивительный человек, ей удалось изобрести средство Макрополуса – остаться бессмертной… 

Справка «В»

Фильм «Письма счастья» снимает Сергей Майоров – известный тележурналист, обладатель пяти премий «ТЭФИ», автор и продюсер таких популярных телепроектов, как «Истории в деталях», «Бабье лето», «Женский род», продюсер художественного фильма «Пока цветет папоротник». Генеральный продюсер компании «ИВД-кино».

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ