«Мариинский» с далеким прицелом

Валерий Гергиев рассказал о космических перспективах фестиваля

4 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3979 (115) от 4 авг. 2016
c2f812a79d0608cf83055f3f6ee4c823.jpg

Первый международный дальневосточный фестиваль «Мариинский» успешно стартовал во Владивостоке. Всего в программе 27 спектаклей, концертов, творческих встреч, а звездных имен в афише столько, сколько, пожалуй, приморская столица еще не видывала.

Незадолго до открытия фестиваля его художественный руководитель (как, впрочем, и всего Мариинского театра) Валерий Гергиев дал интервью телеканалу «Культура», в котором отозвался о Владивостоке не просто с теплотой, а с огромной симпатией. И фестиваль «Мариинский» для зрителей не только Владивостока, но и всех стран АТР он создавал в первую очередь с любовью – об этом Валерий Гергиев сказал на пресс-конференции в день открытия первого «Мариинского».

– Хочу подчеркнуть, что этот фестиваль создан как международный и будет высоко держать эту марку, – так начал общение с журналистами не только России, но и Китая, США, Японии, Кореи Валерий Гергиев. – Он станет скрепляющим звеном в сотрудничестве артистов из многих стран АТР вплоть до Канады и США. Надеюсь, что в будущих фестивалях примут участие и музыканты из Северной Кореи. Важно, чтобы все страны АТР увидели: это проект, который объединяет людей силой музыки, искусства. В таких концертах, особенно когда на одной сцене играют молодые, даже юные музыканты, рождается та общность, которая и является залогом международной безопасности, сотрудничества, мирного будущего, в котором и должны расти наши дети.

У меня не было никаких проблем с приглашением на фестиваль артистов из Японии, США или любой другой страны. Несмотря на санкции и все остальное.

Может быть, у дипломатов есть проблемы. У музыкантов и людей искусства их нет. Каждый год мы с оркестром Мариинки выступаем в Канаде, США, за год даем концерты в Чили, Китае, Аргентине, России, Европе… И везде язык музыки универсален и интернационален, он идет от сердца к сердцу, минуя вопросы политики и экономики. У меня, у моих музыкантов есть друзья в самых разных странах – какие между нами могут быть проблемы?

Вот недавно мы играли в Сирии, на территории, где совсем недавно шла битва. Музы звучали там, где били пушки. И на концерте, и после концерта люди плакали, они благодарили за эмоции, возможность на минуту забыть о страданиях, болях и потерях…

– Как вы формировали программу «Мариинского»?

– На фестивале выступят артисты, которых хорошо знаю и которым готов дать самые лестные рекомендации. Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Леонидас Кавакос – это люди, которых знает весь мир, самые выдающиеся исполнители нашего времени. Приятно представить публике Анну-Марию Мартинес, одну из лучших Чио-Чио-сан современности. Санкт-Петербург привык к таким именам, Владивосток же только начинает этот процесс, и думаю, что это хорошо.

Замечу, что накануне открытия фестиваля мы решили провести еще один, ранее не входивший в программу концерт, – в Уссурийске. 9 августа мы будем играть в тамошнем Доме офицеров флота. Я счастлив, что в этом городе нашелся зал с неплохой акустикой, в котором может поместиться на сцене оркестр Мариинского театра. Это будет концерт со свободным входом, и уверен, что там будет аншлаг. Мы хотим играть для военных, ветеранов, железнодорожников, шахтеров, учителей – для всех. Во время Пасхального фестиваля мы с оркестром ездим по всей стране. И в любом городе, если есть возможность, даем не только заранее объявленный, но и еще один концерт – в Доме офицеров, в Доме культуры – там, где есть возможность. Помню прекрасный опыт СССР 50-х годов, когда в цеха заводов, например, приезжали симфонические оркестры и играли для рабочих. Это традиция, которую нельзя забывать.

Проведем несколько встреч с публикой, и первой из них станет встреча с великолепной Дианой Вишневой, которая состоится 5 августа.

Вообще, практически на все события «Мариинского» билеты проданы, и это небывалая ситуация для Владивостока, просто невиданные продажи и в суммарном выражении, и по охвату публики, и по разнообразию площадок. По сравнению с продажами на спектакли в сезон эти результаты выглядят космическими. Надеюсь, что эта тенденция сохранится и станет традицией. Владивосток может вкусить за эту неделю прелесть общения с хорошей музыкой, с великой оперой и сильным балетом. И надеюсь, что эти впечатления зрителям запомнятся и заставят их пойти в театр снова и снова.

Собственно, и программу фестиваля формировал исходя именно из этого соображения – чтобы зритель почувствовал интерес и захотел прийти потом еще раз. Вот, к примеру, «Мадам Баттерфлай». Это одна из лучших опер Пуччини. И хочется верить, что жители Владивостока, впервые услышав его произведение на фестивале, потом, в сезон, увидев в программе «Тоску» или «Манон Леско», подумают: «Это же Пуччини! Надо пойти!» – и пойдут…

Вообще, музыка абсолютно интернациональна. В России Пуччини любят так же, как Чайковского. А совсем недавно мы в Баден-Бадене давали «Валькирию» Вагнера. В зале – на 90 процентов немцы, на сцене – на 90 процентов русские. И никаких проблем, никаких сложностей, нас принимали на ура. Потому что Мариинский – это качество, уровень! Это знают во всем мире, теперь и во Владивостоке.

– А почему для концерта-открытия вы выбрали «Обручение в монастыре»?

– 2016-й – год 125-летия Сергея Прокофьева. И то, что мы открыли фестиваль спектаклем «Обручение в монастыре», жест особого уважения к великому композитору. Эту оперу в странах АТР, да и в России, думаю, видели единицы. Я выступал почти во всех больших концертных залах АТР и могу сказать, что «Обручение в монастыре» не звучала на этих сценах. И мы хотим заполнить этот досадный пробел, показать прекрасное произведение Сергея Сергеевича на Приморской сцене Мариинского театра.

– В программе фестиваля так много имен молодых артистов…

– Да я был счастлив представить на фестивале музыкантов 12 – 14 лет, талантливых, ярких! – легко переходя с русского на английский и обратно, восторженно воскликнул Валерий Гергиев. – В этих ребятах – наше будущее. Знаете, наш Саша Малофеев перед концертом заболел. У него была высокая температура. Я был готов отменить его выступление, но – вы не поверите! – не смог отговорить этого 12-летнего человека от выступления. Его мама не смогла уговорить не выходить на сцену. Он все равно играл концерт Чайковского… Саша обязательно вернется во Владивосток, выступит на втором фестивале «Мариинский» – а он будет в будущем году, можете не сомневаться.

Счастлив от того, что с каждым годом все более молодые пианисты, скрипачи, музыканты подают заявки на участие, например, в конкурсе имени Чайковского. Я был инициатором того, что мы уже дважды снижали предельный возраст участников – сначала до 17, потом до 16 лет. Растет такая смена, такие таланты, что просто на сердце радостно.

Я являюсь арт-директором проходящего в Саппоро Тихоокеанского молодежного фестиваля и знаю, как это прекрасно, когда в одном зале собираются выдающиеся молодые музыканты многих стран, какой резонанс это вызывает и как запоминается в сердцах людей.

– Вы так много внимания уделяете работе с молодежью, с детьми…

– Сегодня Мариинский театр – это девять площадок, которыми мы должны умело распорядиться. И, на мой взгляд, слово «умело» в данном случае означает обратиться лицом к юному зрителю, к детской публике. В Санкт-Петербурге мы предлагаем очень много программ для детей – от раннего школьного возраста до студенчества. Это детские абонементы, концерты классической музыки, оперы и балеты для детей, программы в стиле «как это делается», когда мы показываем ребятам, как создается оперная или балетная постановка, объясняем, как делаются декорации, как проходят репетиции и так далее. Все эти программы очень популярны и успешны у наших зрителей в Санкт-Петербурге.

Это можно считать парадоксальным, но по уровню продаж в Санкт-Петербурге на первом месте – концерты и спектакли с участием знаменитостей, суперзвезд, а на втором – детские программы. Заботливые, любящие родители знают, что ребенку полезно расти музыкально образованным, что это основа гармоничного развития человека. И сами приходят на детские программы вместе со своими чадами. Чтобы добиться таких результатов, у нас ушли годы работы. Но уверен, что так должно быть и во Владивостоке, что мы справимся, ведь здесь замечательные дети. Мы их должны заинтересовать, они – наш главный зритель, который в будущем придет в наши залы… К нам должны приходить малыши 6 – 8 лет, чтобы, став взрослыми, ощутить потребность снова прийти в театр, иметь такую привычку. Да, добиться этого сложно. Но реально.

– Вы руководите оркестром и театром, вы арт-директор фестиваля в Саппоро, патрон фестиваля в Сиднее, руководите фестивалем во Владивостоке. И все это – малая часть вашей деятельности. Как вы все успеваете?

– Говорят, что если надо, чтобы работа была выполнена, поручите ее самому занятому человеку. Знаю сотни людей, которые постоянно жалуются на то, что у них нет времени и что они очень заняты. При этом они ничего не делают. Я не жалуюсь…

Постскриптум

Абсолютный аншлаг и успех – именно такими словами без какого бы то ни было преувеличения можно описать атмосферу, в которой проходят спектакли и концерты фестиваля «Мариинский».

2 августа Владивостоку показали премьеру «Мадам Баттерфлай» с Анной-Марией Мартинес в партии Чио-Чио-сан. Свободных мест не было не то что в партере или бельэтаже, но даже на 5-м этаже, и там люди сидели на ступеньках.

Показательно, что едва ли не половину публики составляли… корейцы. Как выяснилось, правильная реклама и выверенный маркетинг (вот что значит не местечковый, а федеральный подход!) сделали свое дело – в Южной Корее фестиваль «Мариинский» получил такую известность, что в дни самых ярких выступлений артистов места на пароме и даже на авиачартерах были раскуплены. Граждане Страны утренней свежести прямо с трапа парома и из самолета ехали в театр – слушать знаменитую оперную диву. Или смотреть на то, как танцуют Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева. И, по словам представителей крупных туроператоров, корейцы уже сегодня спрашивают, будет ли фестиваль через год и какие концерты и в какой день состоятся…

Впрочем, не стоит думать, что в большом зале Приморской сцены Мариинского театра были только иностранцы. Настоящие любители оперы и балета покупали билеты еще в июне. А те, кто не мог позволить себе партер, были довольны даже, купив билеты на места в ложах или на высоком ярусе! Ведь дело не в том, видны ли тебе детали на платье примадонны. Дело в том, что ты вживую слышишь дивный голос и великую музыку. В зале были и пенсионеры (к примеру, автор этих строк встретил свою учительницу алгебры и геометрии), и инвалиды, и работники бюджетной сферы. «Мариинский» действительно стал событием в жизни Владивостока.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ