Охота на туристов

Знаменитые ливадийские пляжи могут лишиться отдыхающих из-за чрезмерной опеки полиции

27 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3974 (110) от 27 июль 2016
94e2f15ec01c145edd841b6ff3c5fc6d.jpg

Официально пляжный сезон на территории Находкинского городского округа (НГО) стартовал 10 июля. В этом году, по данным ГИМС города Находки, право на работу с отдыхающими на коммерческой основе получили 14 пляжей. В основном это пляжи, расположенные по соседству с поселком Ливадия. Это 52 километра не доезжая до Находки, если ехать из Владивостока. 

Сюда в июле и августе, в самые теплые месяцы здешнего лета, приезжают погреться жители Хабаровска, Якутии, Камчатки, Сахалина и даже Сибири. Потому что по количеству солнечного тепла юг Приморья занимает одно из первых мест в России, не уступая Крыму и Черноморскому побережью Кавказа.

Идите вы в суд!

По данным отдела по делам молодежи и туризма администрации НГО, за три месяца купального сезона (с 10 июля по 1 октября) только один большой пляж в Ливадии пропускает через себя почти 50 тысяч человек! Сколько людей отдыхает на здешних диких пляжах, никто не считал. Практически все отдыхающие добираются до Ливадии на своих авто. И все хотят есть, пить и культурно отдохнуть, то есть граждане едут на море не с пустыми кошельками. Представляете, какие деньги крутятся в этом регионе? Поэтому для бизнеса и местных жителей береговая полоса в курортный сезон – Клондайк.

Правда, нынешним летом на территории НГО количество официальных пляжей уменьшилось. В 2015 году выросла арендная плата в связи с увеличением кадастровой стоимости земли, и три арендатора не стали продлевать договор аренды: содержание пляжей стало нерентабельным. Освободился один из пляжей, самый удаленный, в бухте Анна, где наполняемость заезжими туристами оставляла желать лучшего. И два пляжа – в Находке, здесь отдыхали только местные жители. А на местных бизнес не сделаешь.

Между тем, как говорят здешние предприниматели, аренда – дело добровольное, не тянешь – отойди в сторону и не тужься. По словам арендаторов, сегодня основная проблема, которая может снизить поток отдыхающих на ливадийские пляжи, – это чрезмерная опека автопутешественников со стороны правоохранительных органов.

Как рассказал «В» председатель Ассоциации арендаторов пляжей Находки Владимир Шелег, охоту на туристов, приехавших в Ливадию на автомобилях, местные полицейские открыли еще в прошлом году. Когда выписали хозяевам машин, припарковавшим их в прибрежной полосе, два постановления – за нарушение части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ. В ней сказано, что «в границах водоохранных зон запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие».

Отдыхающие, действительно, оставляют свои авто прямо на пляжах. Да, это непорядок. Но иных мест для стоянки автомобилей, да еще с «твердым покрытием» (читай: заасфальтированных), здесь нет. И не только в Ливадии, но и по всему побережью юга Приморья. Ни за 500 метров от уреза воды, как того требует Водный кодекс, ни за километр. Зачастую из-за ландшафта, не подходящего для организации парковок. Между тем машины надо где-то ставить, вот люди и приспосабливаются.

Ближайшие цивилизованные автостоянки расположены в поселке Ливадия, почти за три километра от пляжей. Ситуация, как в известном анекдоте: баня, через дорогу – раздевалка. И до недавнего времени представители правоохранительных органов на эти нюансы не обращали внимания. А потом вдруг прозрели.

– В этом году нас уже предупредили, что за парковку в прибрежной полосе будет нести ответственность непосредственно арендатор пляжа, если он не уведомил автотуриста под роспись о запрете и допустил проезд машины на пляж. Но если отдыхающий уведомлен, опять же под роспись, о запрете парковать автомобиль ближе, чем в 500 метрах от уреза воды, а машину все равно поставил на запретной территории, тогда штраф выписывают отдыхающему. Опять же согласно 65-й статье Водного кодекса, – объясняет Владимир Шелег.

Казалось бы, здесь все логично: если Водный кодекс РФ требует парковки «в границах водоохранных зон», то они должны быть. Хоть расшибись. Если бы не одно «но»: в настоящее время на побережье Ливадии и бухты Анна де-юре не определены границы водоохранной зоны. И не установлен «специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления», как того требует Водный кодекс.

Более того, 26 апреля 2016 года Владимир Путин подписал измененные и дополненные «Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» взамен утвержденных постановлением правительства РФ № 17 от 10 января 2009 года.

Согласно внесенным изменениям и в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. «Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков». Как гласят новые «Правила…», границы водоохранной зоны «считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости». В случае же с ливадийскими пляжами сведения о них в этот кадастр не внесены.

Поэтому юристы советуют автомобилистам опротестовывать в судах постановления о незаконной парковке на ливадийских пляжах. И еще писать заявления в прокуратуру о самоуправстве полицейских. Как говорится, имеющий уши да услышит.

Кодекс другой, приемы те же

Что касается арендаторов, то они полагают, что нынешняя активность находкинской полиции по поиску в прибрежной полосе неправильно припаркованных машин – это продолжение затяжного конфликта между хозяевами пляжей и правоохранительными органами. В свое время «В» рассказывал об этой непростой ситуации. Напомним, что в июле 2014 года сотрудники ОМВД России по Находке неоднократно делали набеги на пляжи в черте города и в Ливадии, выискивая всяческие нарушения. При этом у них не было каких-либо документов, подтверждающих законность их действий. Кроме того, «ревизоры в погонах» отказывались расписываться в журналах проверок, ссылаясь на приказ на своего начальника полковника полиции Александра Саркисова. Во время рейдов полицейские убеждали отдыхающих, что пляжи работают незаконно, поэтому, мол, не нужно платить за отдых и за чистоту на территории. А также раздавали туристам листовки с аналогичным текстом. Впоследствии полисменам пришлось извиниться перед отдыхающими за ложную информацию, которую сами же и распространяли.

И это еще не все. Нескольких контролеров с пляжей Находки полицейские увозили в отделение без объяснения причины, где допрашивали, снимали отпечатки пальцев и фотографировали для картотеки, как преступников. А потом отпускали, угрожая, что в следующий раз задержат на 15 суток. К примеру, контролеров Китайского пляжа забирали в полицию не менее девяти раз за месяц купального сезона. Иногда по два раза на дню. Против контролеров Павла Сергунова и Сергея Лобачева и вовсе были возбуждены дела об административных правонарушениях. Позже эти наветы были отменены мировым судьей как беспочвенные, то есть надуманные, а дела в отношении парней прекращены. Как сами контролеры рассказали «В», «сотрудники полиции хотели нас замордовать проверками, протоколами и безосновательными задержаниями». В распоряжении редакции – копии решений суда, заявлений в прокуратуру Приморского края, где указаны фамилии, звания и должности сотрудников ОМВД по Находке, принимавших участие в рейдах и задержаниях.

Точку в наездах на арендаторов находкинских и ливадийских пляжей поставила прокуратора Находки, которая выявила нарушения административного законодательства, допущенные полицейскими во время проверок и задержаний. После чего начальнику городского ОМВД было внесено представление об устранении данных нарушений. И еще прокурор посоветовал полисменам учить матчасть, то есть документы, с которыми они ежедневно работают.

Как видим, урок пошел впрок. Обжегшись на Административном кодексе, полисмены взяли на вооружение Водный кодекс РФ. Посмотрим, с каким итогом на этот раз закончится их противостояние с местным туризмом, развивать который призывают на всех административных уровнях. Вплоть до Кремля...

Не до преступности

О рейдах находкинской полиции на пляжи корреспондент «В» рассказал одному из участников коллегии УМВД России по Приморскому краю, состоявшейся на минувшей неделе во Владивостоке.

– Им что, больше делать нечего, как гонять людей и машины из Находки в Ливадию и обратно? Или у них раскрываемость выросла? Или с кадрами все в порядке? Сомневаюсь. Мы с такой ерундой не связываемся, – рассмеялся полковник полиции.

Трудно сказать, как обстоит дело с кадрами в находкинском ОМВД, у «В» нет такой информации. Но, по данным краевой прокуратуры, Находка входит в тройку лидеров среди муниципальных образований Приморья (наряду с Ольгинским районом и Лесозаводском), где в первом квартале 2016 года отмечен наибольший рост зарегистрированных преступлений. Так, если в прошлом году их было 719, то в нынешнем – 919 (рост на 27,8 %). То есть с профилактикой правонарушений в НГО не все в порядке. По всему, такая же картина будет и во втором квартале текущего года. Потому что здешним полисменам не до борьбы с криминалом. Видимо, возомнив себя спасателями Малибу, они предпочитают проводить рабочее время на свежем воздухе. Надо добавить, что Находка, ко всему прочему, один из «передовых» городов Приморья, вслед за Владивостоком и Артемом, по числу наркоманов. Впрочем, это слова из той же песни.

Владивосток – Находка – Владивосток

  

Автор: Сергей КОЖИН