Где клад зарыт?

С начала приватизации в Приморье более 900 балансовых предприятий торговли и общественного питания перешли в частную собственность, что составило более 90 проц. всей торговой сети. В сфере торговли занято свыше 90 тыс. человек (10 проц. от общего числа работающих), при этом лишь 3,6 проц. работают в госторговле.

18 июнь 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №397 от 18 июнь 1998

С начала приватизации в Приморье более 900 балансовых предприятий торговли и общественного питания перешли в частную собственность, что составило более 90 проц. всей торговой сети. В сфере торговли занято свыше 90 тыс. человек (10 проц. от общего числа работающих), при этом лишь 3,6 проц. работают в госторговле.

В ЗАТО г. Фокино еще 5 лет назад все торговые предприятия принадлежали единственному могучему монополисту - отделу военной торговли. В 1992 году первым в муниципальной торговой сети стал магазин "Меркурий", сразу полюбившийся горожанам. За это время "Меркурий" значительно расширил свои торговые площади. На собственные средства открыт магазин "Любава", торгующий косметическими, парфюмерными товарами и бытовой техникой. Есть павильон "Товары для дома" на территории рынка. "Меркурий" обеспечивает продуктами детский сад, 2 школьные столовые, ЦГБ и больницу в поселке Дунай. 3 года назад полку муниципальных магазинов прибыло, их список пополнила "Мечта", которая сегодня также имеет несколько филиалов.

Товарооборот муниципальных магазинов в 3,5 раза больше, чем во всех военторговских, а среди крупных и средних торговых фирм составляет почти 50 проц. (исключая частную торговлю). 13 проц. составляет товарооборот "Меркурия" от общего товарооборота всех торговых точек города. У "Мечты" он в 2,2 раза больше, чем у первопроходца муниципальной торговли. Всего в Фокино зарегистрировано около 900 торговых точек.

Все эти годы альтернативная торговля развивалась на фоне агонии военторга и практически вытеснила монополиста. Однако смотреть в будущее с оптимизмом не приходится.

- Главными проблемами муниципальной торговли, - сказала в беседе с корреспондентом "В" директор "Меркурия" Любовь Бойко, - остаются недостаток оборотных средств, сложность получения кредитов, низкая платежеспособность населения. За последнее время товарная масса уменьшилась в 3 раза, что прямо связано с развитием частной торговли. Покупатель, обладая не очень тугим кошельком, теряется в огромном торговом море и зачастую идет в тот магазин, что ближе к дому, туда, где цены ниже, не думая о качестве товаров. А между тем уровень цен почти одинаков как в частной торговле, так и у нас, повышать цены просто невыгодно.

Еще одной, едва ли не главной проблемой остается отсутствие подъездных путей к нашему магазину и стоянки для автомашин. Многие теперь имеют машины и пользуются услугами тех магазинов, где оборудованы места парковки.

- А как обстоят дела с налогами, ведь торговля в нашем городе занимает не последнее место в формировании доходной части бюджета?

- Мы принадлежим к тем законопослушным торговым фирмам, которые платят налоги в полном объеме. Налоги практически съедают всю нашу прибыль. И все-таки шестой год предприятие работает без убытков.

- Как строится работа с поставщиками?

- Прежде всего на взаимном доверии. У нас свыше 200 поставщиков, с которыми поддерживаем надежные партнерские связи. Переход к рынку многое изменил в работе торговых фирм. Если раньше выделялись фонды, определялись база и сроки вывоза товара, то сейчас нужно суметь выбрать самый дешевый и самый качественный товар. Бывают случаи, когда поставщики подводят. Среди надежных - петербургская фирма, несколько лет поставляющая нам богемское стекло. За пять лет деятельности "Меркурий" ни разу не фигурировал среди нарушителей санитарных норм и правил торговли, наши товары всегда были и остаются качественными.

- Не кажется ли вам, что город наш живет по принципу: в подъезд каждого дома - по магазину?

- Есть такое явление. Думаю, оно временное. Когда-нибудь кто-то подсчитает наличие в городе реальных торговых площадей и их рентабельность. Я уверена, что сейчас их в 2 раза больше, чем требуется. Наши торговые площади составляют 496 кв. м. Чтобы обеспечить все наши филиалы, мы используем"ЗИЛ" и арендуем микроавтобус мэрии, это явно недостаточно.

- Недавно у "Меркурия" появилось еще одно предприятие - кафе "Анечка"...

- "Анечка" ранее принадлежала военторгу и вопреки слухам непременно сохранит профиль детского кафе. Лишь в вечерние часы мы будем обслуживать молодежь, при этом установлен запрет на спиртное для несовершеннолетних. За короткое время в кафе уже проведены более 10 мероприятий для детей: празднования дней рождения, выпускные утренники воспитанников детских садов и учеников начальных классов, игровая программа в День защиты детей. В дни летних каникул "Анечка" будет заниматься досугом детей. Программа большая: выступления молодежного театра моды "Зеркало", ансамбля бального танца "Вита-С", танцевального ансамбля "Евгений", состоятся вечера поэзии и гитарной музыки, показ моделей детской одежды. Мы работаем над интерьером, чтобы у ребят всегда было хорошее настроение.

В своем развитии "Меркурий" в полной мере испытал все трудности, что встречают на пути первопроходцы. Неравные экономические условия, несоблюдение некоторых норм по организации и размещению мелкорозничных торговых точек снижают эффективность работы магазина. Не секрет, что многие коммерсанты в погоне за наживой всеми способами стараются скрыть прибыли, а это прямой подрыв и без того тощего дотационного бюджета. Муниципальная торговля всеми силами борется за свое место под солнцем. 40 человек, работающих в "Меркурии", это стабильный профессиональный коллектив, трудовые отношения в котором строятся на основе строгой законности.

Остается надеяться, что покровитель торговли - легконогий бог Меркурий, в чью честь назван магазин, будет милостив и поможет получать стабильные высокие прибыли. Не зря же в римской мифологии его объединяли с Фортуной и считали, что он, кроме всего прочего, может указать, где зарыт клад.

Автор: Татьяна МОТОРИНА, "Владивосток-Большой Камень"