Как фигуру превратили в фигуранта

Заниматься бизнесом и политикой в Приморье становится все опаснее

9 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3948 (84) от 9 июнь 2016
0dda12f73c809d4dbf99c431d1e9f57d.jpg

Уголовное дело против главы Владивостока Игоря Пушкарева, заведенное на девятом году исполнения им своих полномочий, вызвало негативную реакцию во всех средах приморской столицы: политической, экономической, культурной, экспертной. Событие мгновенно вышло за пределы региона, переросло в сенсацию федерального значения и породило множество вопросов. Эксперты видят в процессе политический след, когда под видом борьбы с коррупцией осуществляется банальная личная вендетта, от которой не застрахован никто.

Такого внезапного развития событий, наверное, никто не ожидал. Оцепление здания администрации, автоматчики, маски-шоу, наручники, конвой. Все в одни сутки с трансляцией по всем федеральным каналам. Главу Владивостока зачем-то доставляют самолетом в Москву, ведут, заламывая руки, как опасного преступника, дают самого непреклонного судью с богатым посадочным бэкграундом. Сцена, достойная голливудского триллера. Словно для картинки: яркой, запоминающейся, в назидание тем, чей голос становится слишком слышен.

Форма, в которую было облечено задержание мэра Владивостока, оставляет неприятный осадок даже у тех, кто никогда не испытывал к нему симпатий. И нагнетает атмосферу нервозности. Кто следующий? Если даже Игорь Пушкарев, которого все считали максимально корректным по отношению к закону руководителем, был взят под стражу, то кто тогда способен устоять?

– В нашем крае установилась атмосфера посадок, – отметила Эльмира Глубоковская, депутат Госдумы от Приморского края. – Недели две назад был посажен вице-губернатор Приморского края, до этого под домашний арест отправили ректора ДВФУ и двух проректоров, в СИЗО находится спикер городской думы Находки. У меня есть четкое мнение, что все это не способствует стабилизации внутриполитической ситуации в регионе, делает людей очень неуверенными в завтрашнем дне. Либо край абсолютно коррумпированный (с чем я согласиться не могу – в Приморье огромное количество приличных, порядочных людей), либо есть какой-то заказ. Надо смотреть, кому мешал наш мэр и кого он не устраивал.

Роль личности в политике

Игорь Пушкарев изначально был самостоятельной политической фигурой в регионе. С той оговоркой, что четко придерживался партийных регламента, этики и курса. Однако если другие единороссы через поднятие партийных знамен утяжеляли свою политическую массу, то Игорь Пушкарев, обладая собственным политическим весом в регионе, партии его отдавал.

Карьере главы Владивостока позавидуют многие успешные бизнесмены и политики. С первого курса университета начал работать в коммерческих организациях. В 1998 году стал генеральным директором ЗАО «Первомайский судоремонтный завод», в 2000 году — генеральным директором ОАО «Спасскцемент». Преуспев в бизнесе, Игорь Пушкарев двинулся в политику. Депутат городского совета Спасска-Дальнего, депутат Законодательного собрания, вице-спикер. В ноябре 2004-го – самый молодой сенатор в российской истории. В 2006-м – переизбран на этот пост.

К мэрской должности Игорь Пушкарев добрался уже крепким хозяйственником и бывалым политиком. В 2008 году на внеочередной конференции приморского отделения «Единой России» Игорь Пушкарев был выдвинут кандидатом на пост главы администрации Владивостока. Городу тогда нужен был крепкий и зарекомендовавший себя управленец с безупречной репутацией. Особенно на фоне недавно покинувшего мэрскую должность в связи с уголовным преследованием Владимира Николаева, чье имя накрепко вбито в криминальную историю приморской столицы.

Неудивительно, что 18 мая 2008 года Пушкарев победил на досрочных выборах мэра Владивостока в первом же туре. За него проголосовали 57 процентов избирателей, пришедших на участки. А в 2013 году прошло переизбрание с почти аналогичным результатом – порядка 59 процентов голосов. Однако голоса избирателей не всегда являются решающими в вопросе, кому и когда быть их мэром.

Два губернатора

Политическая самостоятельность не всегда играет в плюс. Она помогает решать текущие вопросы, отстаивать и продавливать интересы города на разных уровнях, но в то же время приводит к межэлитному соперничеству. «Остаться должен только один» – гласит слоган известной кинофраншизы. И некоторые местные политики взяли его себе на щит.

С первого дня мэрства Игорь Пушкарев заявил о себе как о сильной фигуре на политической арене. Как только не называли его в СМИ: тяжеловесом, локомотивом, даже политическим паровозом. Он участвовал во всех праймериз, проводимых «Единой Россией», повышая интерес к ним у граждан, и везде одерживал победу. Перед выборами в городскую думу Владивостока в 2012 году он регулярно проводил встречи с жителями всех районов приморской столицы, при этом вытаскивая на свет божий менее известных однопартийцев, знакомя избирателей с ними.

В конце концов во время президентских выборов в 2012 году ему удалось нивелировать оппозиционные настроения горожан (традиционные для приморской столицы) и своим авторитетом буквально вытащить положительный для Путина итог.

Вместе с тем стремительный взлет тогда еще молодого политика не мог остаться без внимания местных аксакалов, которые желали бы видеть на месте мэра Владивостока совсем другого человека. Не прошло и года с инаугурации Пушкарева, как многие СМИ объявили о первом публичном конфликте экс-губернатора Сергея Дарькина с главой Владивостока Игорем Пушкаревым. Хотя конфликт тогда имел односторонний характер и заключался в резкой критике последнего ситуации с очисткой дорог от снега. Односторонняя полемика с тех пор нарастала, как снежный ком. Правда, никогда не выходя за определенные рамки.

СМИ заполняли заголовки вроде «Грязь и мусор преследуют жителей краевого центра Приморья» с жалобами граждан Владивостока, «пожелавших остаться неизвестными», и т.д. Игоря Пушкарева упрекали за плохую очистку городских улиц в зимний период, зная или не зная, что в то время парк снегоуборочной техники составлял около 30 единиц – в семь раз ниже теперешнего и в двадцать – нормативного. Более того, первый мэрский срок Игоря Пушкарева был связан с подготовкой к проведению саммита АТЭС-2012. Весь негатив, связанный с реконструкцией, ремонтом и строительством дорог во Владивостоке так или иначе доставался главе города. Однако саммит прошел, и выборы Владивостока в 2013 году показали, что люди доверяют мэру и после АТЭС.

За отставкой Сергея Дарькина в 2012 году последовало назначение на пост губернатора Владимира Миклушевского. Взлет экс-ректора ДВФУ оказался столь же стремительным, сколь и внезапным. Человек от науки, с хорошей репутацией – на него, как на любую темную лошадку, возлагали большие надежды. В том числе и политические. После провальных для «Единой России» выборов 2011 года в Законодательное собрание Приморского края партии понадобился крепкий функционер, инженер-исполнитель. С приходом Владимира Миклушевского также появилась надежда, что долгое соперничество краевого центра и края сойдет на нет.

Но не сошло, а раздулось с еще большей силой

Самостоятельность мэра Владивостока, в частности, его твердая позиция против приватизации КГУП «Примводоканал» и ряда других подобных инициатив региона, а также его политический авторитет, поддерживаемый не партийным значком, а людьми, – все это неизбежно привело к новому витку противостояния. Правда, в публичное пространство оно просачивалось опосредованно: через различные выпады и вбросы в СМИ. Конфликт то нарастал, то спадал. К выборам 2016 года в Законодательное собрание Приморского края он обострился как никогда. Живо было предание, чего стоил провал избирательной кампании «ЕР» экс-губернатору. Собственно, приставки «экс».

Тем более в мае Игорь Пушкарев принял участие в предварительном голосовании «Единой России» по отбору кандидатов от партии в депутаты ЗС ПК, одержав традиционную победу. Имея многих единомышленников в числе победителей по другим округам, глава Владивостока вполне мог претендовать на пост председателя регионального парламента.

Такой расклад вряд ли мог прийтись по душе его оппонентам. Став спикером главного законодательного органа Приморья, утверждающего бюджет региона, Игорь Пушкарев мог бы упрочить свое положение и подготовить трамплин для будущей карьерной акробатики – уже с прицелом на «Белый дом».

Входило ли это в планы мэра Владивостока или нет – большой вопрос. Игорь Пушкарев всегда и всячески показывал свой пиетет к приморской столице и покидать ее по всем признакам не собирался. Но то, что такой расклад был возможен, никто не сомневался.

– Яркая личность всегда обречена на подавление, – отметил Юрий Корнеев, депутат ЗС ПК. – Мое мнение, что надо сажать действительно нерадивых градоначальников, а не таких эффективных хозяйственников, как Пушкарев. По таким обвинениям можно всех завтра посадить – от глав поселений до губернаторов. Что я могу пожелать Пушкареву? Держаться, не идти ни на какие сделки со следствием, иначе если он согласится себя обмазать грязью, то уже не отмоется. А если устоит, то – это не мое мнение, а мнение избирателей – каждый второй готов видеть Пушкарева в кресле губернатора.

В итоге сильная политическая фигура временно удалена из игры. Равного ему на горизонте нет и не предвидится. Поле зачищено. Но там, где нет соперничества, возникает тишь да гладь, плавно переходящие в заболоченную местность.

На сегодяшний день на платформе change.org организован сбор подписей президенту РФ Владимиру Путину с просьбой об освобождении градоначальника приморской столицы. На момент подписания номера свои голоса в поддержку оставили более трех тысяч человек.

Автор: Евгений СИДОРОВ