“Кто виноват?” - знают все. А знает ли кто, “что делать”?

В конце прошлой недели во Владивостоке состоялось совещание промышленников и предпринимателей Приморского края.

9 июнь 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №392 от 9 июнь 1998

В конце прошлой недели во Владивостоке состоялось совещание промышленников и предпринимателей Приморского края.

Странным выглядело это собрание. В повестке дня значилось - совещание промышленников и предпринимателей. Но даже поверхностное знакомство с представленными в повестке докладами свидетельствовало о том, что собрание предполагало не столько посовещаться, сколько просто поговорить и обменяться мнениями. Вице-губернатор Анатолий Колесниченко докладывал о состоянии экономики края и о “некоторых предложениях” на предмет всеобщего выживания. О местном бюджете должен был доложить председатель Приморской думы Сергей Дудник. Депутат Госдумы Светлана Орлова - о перспективах развития экономики страны в условиях нового налогового законодательства. О путях спасения отечественной экономики рассуждал заезжий московский гость из Союза промышленников и предпринимателей России. Генерал Виктор Кондратов должен был доложить о “возможных взаимоотношениях Приморья и центра в связи со сменой правительства”. Вся эта пестрая интеллектуальная мозаика докладов не обещала какого-то конструктивного результата, тем более что двое из пяти заявленных докладчиков (Кондратов и Дудник) не выступили.

Весьма странно выглядел и президиум, где рядом с вице-губернатором Владимиром Колесниченко сидели лидеры антигубернаторской коалиции - депутат Орлова, председатель Союза промышленников и предпринимателей края Виктор Дорошенко и сам генерал Виктор Кондратов. То же в зале - достаточно разношерстное собрание руководителей промышленных и коммерческих предприятий, радикально настроенных депутатов крайдумы, лидеров политических группировок и трех вице-губернаторов края (Кузов, Рудь, Толстошеин) не позволяло рассчитывать на конструктивность встречи.

Еще год назад подобное собрание административно-промышленно-политической элиты могло породить надежду на возможность консолидации сил в борьбе за выживание края. Однако в преддверии губернаторских выборов, когда и Евгений Наздратенко, и Светлана Орлова официально заявили о намерении бороться за губернаторское кресло, иллюзии были бы неуместны.

Едины собравшиеся (от докладчика Колесниченко до участника прений Шкрабова) были в одном - так, как мы сегодня живем, жить нельзя. Ситуация, в один голос свидетельствовали ораторы, катастрофическая. Господдержка производителей, само производство, благосостояние населения, рождаемость и т. д. - падают. Неплатежи, налоги, долги, тарифы, коррупция, безработица, нищета, социальная напряженность - растут. На этом единство аудитории заканчивалось, так как следующим был очень дискуссионный русский вопрос - кто виноват?

Правительство опускаем - его не винил лишь ленивый да депутат Светлана Орлова, которой вроде бы не по чину. Что же касается прочих виновников, то здесь точки зрения диаметрально разошлись. Одна сторона винила во всем насквозь “коррумпированное”, непрофессиональное руководство края, не имеющее конструктивной программы вывода экономики из кризиса, другая, потрясая толстенной пачкой бумаг, демонстрировала с трибуны искомое и упрекала директорский корпус в нелюбознательности, нежелании адаптировать предприятия к рынку. Одна сторона корила другую за иждивенческие настроения, за нецелевые траты бюджета (с 57 проц. по статье “прочие расходы”), за умыкание “детских” и излишнее увлечение саморекламой, другая в ответ обвиняла противников в лоббировании грабительского налогового кодекса, удушающего закона о биоресурсах, а также в финансовом политиканстве.

Не обошлось и без перехода “на личности”. Известный редактор-подпольщик (как сам он представился) обвинил поименно чуть не всех заместителей губернатора... скажем так, в финансовых злоупотреблениях. Константин Толстошеин (якобы один из них) пригрозил редактору судебной расправой. Гендиректор “Варяга” Евгений Леонов, упрекнув в бездействии, предложил Толстошеину оставить пост. Первый вице-губернатор, не согласившись, пригласил гендиректора встретиться в более уединенном месте...

В целом же ощущался острый дефицит общения промышленников и руководства края. Мужики (это чувствовалось) давно не встречались, не изливали публично душу, не кляли прилюдно всех и вся, не таскали друг друга за грудки - “а ты хто такой?”

Вполне понятно, до вопроса “Что делать?” на совещании не дошли, да и не ставилось подобной задачи. Скорее это была проба сил, очередная попытка оформляющейся антигубернаторской коалиции покинуть окоп и публично продемонстрировать если не силу, то хотя бы сам факт своего наличия.

Продемонстрировали - что дальше?

Как нам кажется, до тех пор, пока стороны будут нам являть исключительно собственные амбиции и претензии, пока их предвыборная борьба будет сводиться лишь к взаиморазоблачениям и взаимоупрекам - вряд ли смогут они рассчитывать на серьезный общественный интерес. Несмотря на всю внешнюю завлекательность, сама по себе схватка за власть (со всеми интригами и подковерной возней) нормальным гражданам поднадоела. Куда больше сейчас население интересует, а кто же из претендентов действительно знает ответ на вопрос - что и как в нашем богом забытом крае делать?

Автор: Марина ЛОБОДА, "Владивосток"