Спасибо предкам, что не делали селфи

Только то, что создавалось на долгую память, может храниться в истории

2 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3894 (30) от 2 март 2016

В конце прошлого года музей имени Арсеньева получил в дар несколько интереснейших экспонатов. Об одном из них – трех номерах уникальной газеты «Британский союзник» – «В» уже рассказывал на своих страницах. Сегодня предлагаем вашему вниманию еще две истории.

Документ из застенков

С 80-х годов прошлого века хранители музея дружат с представителями старообрядческих семей Денисовых-Булатовых, проживающих в нашем крае. По большому счету именно с этого знакомства началась многолетняя работа сотрудников музея по изучению жизни старообрядцев Приморья. В фондах имеются фотографии, документы, книги, вещественные памятники, переданные семьями Филата Семеновича и Филарета Семеновича Денисовых.

– В 2008 году Дмитрий Денисов подарил нам семейную реликвию – «Сборник с лицевым Апокалипсисом», – рассказывает Нина Керчелаева, главный хранитель музея. – Эта рукопись конца XVII века связана с родом Денисовых – потомков донских казаков, принимавших участие в крестьянской войне под предводительством Кондратия Булавина.

И вот совсем недавно Дмитрий Иванович передал в дар музею еще две реликвии, связанные со старинным старообрядческим уральским родом Булатовых. Это последнее письмо его деда Кондратия Булатова, репрессированного в 1933 году, а также рисунок-портрет Кондратия Булатова, сделанный одним из его сокамерников и переданный им на волю из тюрьмы за несколько месяцев до смерти. Это единственное изображение отца хранила всю жизнь его дочь Капитолина Кондратьевна, а затем внучка Клавдия Примачева.

Вместе с рисунком и письмом в фонды музея были передана переписка Клавдии Семеновны с родственниками – старообрядцами Реутовыми, проживающими сегодня в Боливии и Уругвае. Письма содержат ценные сведения о жизни старообрядческих общин из Приморья в странах Южной Америки.

Также нам подарили сшитые вручную наволочки с прошвами – предметы городского и сельского быта старообрядцев, изготовленные в середине прошлого века. Эти дары делают коллекцию музея, посвященную старообрядцам Приморья, более полной и уникальной.

Не просто семейный альбом

Наверное, во многих семьях приморцев и по сей день хранится темно-зеленая книжка в черной суперобложке – «Низшие растения Дальнего Востока». Эта монография доктора наук Любови Васильевой для многих поколений любителей тихой охоты была и остается едва ли не библией, ведь в ней описаны все грибы, которые растут в нашем регионе.

– Любовь Васильева – один из крупнейших в России специалистов в области микологии (наука о грибах. – Прим. ред.), доктор биологических наук, профессор, – рассказывает Ираида Клименко, научный сотрудник музея имени Арсеньева, хранитель фонда изобразительных источников. – Ее родители были просвещенцами, трудились в народном образовании: отец работал директором библиотеки университета в Казани, мать преподавала в школе. Любовь Николаевна окончила Казанский университет по специальности «геоботаника». В 1938 году защитила кандидатскую диссертацию по микологии и мечтала уехать на Дальний Восток.

Мечта ее сбылась: с 1944 года она работала в Дальневосточном филиале Сибирского отделения Академии наук СССР. Организовала лабораторию низших растений, заведовала ею 17 лет, стала автором целого ряда книг и научных работ по микологии. У Любови Васильевой было много учеников. После ее смерти в 1985 году они выпустили многотомное издание «Низшие растения, грибы и мохообразные Дальнего Востока России» и посвятили этот труд ее памяти.

Коллеги до сих пор вспоминают Любовь Николаевну как человека энциклопедических знаний, очень отзывчивого, честного и бескорыстного. К сожалению, о ее личной жизни мы знаем очень мало, она была в этом смысле довольно закрытым человеком. Поэтому в фондах музея не так много экспонатов, связанных с именем этого прекрасного ученого…

Так что можно себе представить, каким прекрасным сюрпризом для хранителей музейных ценностей стало решение доцента кафедры ботаники ДВФУ Маргариты Назаровой, много лет работавшей под руководством Васильевой, подарить музею фотоальбом Любови Николаевны (после ее смерти он долгое время хранился в Биолого-почвенном институте ДВО РАН). Этот уникальный альбом, без сомнения, станет украшением фондов музея.

– Что такое этот фотоальбом? – рассуждает Ираида Клименко, переворачивая тяжелые страницы. – Да это произведение искусства! Как известно, первые фотографические снимки были сделаны в 1839 году и практически сразу в продаже появились альбомы для фотографий: предприимчивые издатели быстро поняли, что люди предпочтут хранить снимки на долгую память…

Альбом Любови Васильевой, предположительно, был издан в Санкт-Петербурге в 1895–1896 годах. И это не утилитарное, имеющее узко практическое назначение издание, нет. Для начала это просто очень красивая книга – с иллюстрациями, подробными подписями, пожеланиями в адрес тех, кто изображен на снимках. А главное, это уникальный свидетель эпохи.

Мы рассматриваем альбом, этот восхитительный образец издательского искусства своего времени: обложка из очень плотного картона обтянута светло-коричневой кожей, листы с золотым обрезом, на каждом сквозные отверстия-кармашки для фотографий разного размера, корочки защелкиваются на металлический замок. На лицевой стороне обложки, на металлической накладке в виде палитры, гравированная надпись: «Варваре Дмитриевне Гурлади на память от благодарных учениц 1895-1896 года» (Варвара Гурлади – мама Любови Васильевой). Всего в альбоме 34 фотографии: несколько детских снимков Любови Николаевны, фото ее родителей, снимки владивостокского периода ее жизни.

– В то время, когда был выпущен альбом, издатели считали, что он должен быть оформлен достойно, – продолжает рассказ Ираида Клименко. – Здесь, например, каждый лист украшен цветными иллюстрациями с акварельных рисунков известного русского художника Николая Каразина, о чем свидетельствует его факсимильная подпись.

В нашем музее хранятся фотоальбомы разных эпох. Но особенность этого альбома в том, что он дает множество интересных сведений сотрудникам музея. Это и новые факты о человеке, внесшем огромный вклад в становление дальневосточной науки, и редкое по издательскому исполнению издание. Отдельный интерес представляют сами фотографии с художественной точки зрения, ведь некоторые из них раскрашены и отретушированы вручную.

Да, это замечательно, что наши предки писали друг другу душевные письма, собирали фотографии в массивные альбомы, украшали их рисунками и искренними подписями. Благодаря этому и сохраняется история, изучая которую мы начинаем лучше понимать самих себя. Представьте, что было бы, если бы предыдущие поколения оставили след в истории лишь в виде эмэмэс-переписки и селфи, сделанных с помощью зеркала в ванной комнате. 

Справка «В»

Николай Николаевич Каразин (1842–1908) – русский художник и писатель-этнограф. Получил военное образование, позже окончил Академию художеств. Будучи офицером, участвовал в Среднеазиатских походах, в качестве военного корреспондента принимал участие в освободительной Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Награжден орденом Святого Владимира и золотым оружием.

Каразин – автор множества акварельных работ, воссоздающих картину походной и боевой жизни русских войск, один из основателей Общества русских акварелистов и постоянный участник его выставок. Кроме того, он был выдающимся иллюстратором и создателем первых отечественных художественных открыток.

Альбомы, оформленные Каразиным, считались в то время если не уникальными, то как минимум очень престижными, их покупали в качестве ценного подарка.

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ