Автобусам устроили засаду

В борьбе с распилом пострадали пассажиры

4 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3880 (16) от 4 февр. 2016
d18e8a048b29442ce2b5a483c8fea7d5.jpg

В Приморье маршрутные и туристические автобусы попали под пристальное внимание органов ГИБДД. С середины прошлого года по всему краю идут проверки транспорта: выбитую на двигателе и шасси маркировку сравнивают с указанной в документах заводом-изготовителем.

Но нарекания общественности вызвали не сами проверки, а то, как они проводятся: порой останавливали автобусы, уже вышедшие на маршруты, а их пассажиров, в том числе детей, туристов, высаживали из транспорта, не глядя на погоду, – и в жару, и в холод.

Обсудить создавшуюся ситуацию решили за круглым столом, за которым собрались парламентарии, представители деловых общественных организаций, перевозчиков, таможенных структур, городских и краевых властей. А вот виновники торжества – сотрудники Госавтоинспекции – решили мероприятие пропустить.

Как утверждают перевозчики, инспекторы ГИБДД без предупреждений снимают автобусы с маршрутов, изымают у водителей документы и отправляют транспорт на экспертизу. При этом пассажиров арестованного автобуса в буквальном смысле выставляют на улицу, вынуждая их пересаживаться в другой транспорт. Если в черте населенного пункта проблем с пересадкой, как правило, не возникает, то людям, которые пользовались услугами междугородных маршрутов, приходилось несколько часов ожидать другой транспорт, который бы довез их до места назначения.

Дело правильное, метод – сомнительный

По словам участников круглого стола, несоответствие класса и года выпуска транспорта тому, что указан в документе, – головная боль тех, кто в свое время привез, оформил и поставил на учет данные автобусы.

– То, что сейчас происходит, является второй частью триллера под названием «Борьба с каркасами, распилами и конструкторами на территории Дальнего Востока», – считает депутат Законодательного собрания Приморья Дмитрий Новиков. – Первая серия началась три года назад, когда тысячи автолюбителей, которые легализовали купленные распилы, позже лишились своих транспортных средств. У их авто аннулировали регистрацию. Сейчас подобная охота объявлена на общественный транспорт.

Как объяснил депутат, в 2013 году администрация Владивостока объявила конкурс на право заключения договора перевозки пассажиров, основным условием участия в котором был большой и обновленный автобусный парк. Заключить контракт на перевозки хотели многие компании, однако далеко не у всех был необходимый автопарк. Тогда некоторые бизнесмены пошли на хитрость: решили закупить транспорт с перебитыми VIN-номерами, что «омолаживало» автобусы на добрый десяток лет.

– Ранее такой транспорт свободно получал необходимый пакет документов. Сотрудники таможни выдавали документы на эти авто, а ГИБДД ставила их на регистрацию и принимала результаты техосмотра. Сейчас этот транспорт объявлен вне закона, – разводит руками Дмитрий Новиков.

Начальник отдела Дальневосточного таможенного управления Алексей Кузьмин считает, что проверки автобусов и аннулирование регистрации некоторых транспортных средств вполне закономерны. По его словам, когда на рынке стали появляться дешевые автобусы, ни у кого вопросов не возникало. Этот транспорт покупали, ставили на маршруты. Когда же государство в лице ГИБДД конкретно взялось за распилы, то сначала порядок навели среди легковых автомобилей, теперь же дошли руки и до отрасли пассажирских перевозок.

– Может быть, методы сотрудников Госавтоинспекции не совсем правильные – действительно, нехорошо высаживать пассажиров посреди дороги, – признает Алексей Кузьмин. – Но в целом эти проверки – вполне логическое завершение вопроса.

Транспорт застыл в ожидании проверки

Сами транспортники указывают, что проблема не в снятии автобусов с маршрута, а в том, что транспортники надолго лишаются возможности его эксплуатировать легально.

– В 2012 году мы привезли восемь единиц транспорта «Хендай» из Южной Кореи со всеми сертификатами, – объясняет ситуацию директор ООО «Раннер» Игорь Конев. – Сотрудник ГИБДД остановил машину, при визуальном осмотре увидел какие-то признаки перебитых номеров и отправил автобус на экспертизу. Пришлось снять автобус с линии, нарушив условия контракта, заключенного с администрацией города, терпеть убытки. В итоге через

19 дней нам отдали документы на транспорт без каких-либо объяснений или извинений. Подобная ситуация произошла и с другим автобусом, свидетельство о регистрации которого было аннулировано в феврале прошлого года. Дело неимоверно затянулось: сначала ждали решение о легитимности автобуса из ГИБДД, потом прокуратуры, теперь ждем первого заседания суда, которое назначено на начало февраля текущего, 2016 года. Все это время транспорт простаивает, ржавеет…

Пока представители транспортных компаний возмущаются действиями органов ГИБДД, количество изъятых с маршрутов автобусов только растет. Так, за 2015 год во всем Приморье было задержано 47 автобусов, из которых 40 уже аннулировали регистрацию. Но в нашем крае масштабы изъятий транспорта еще не зашкаливают. В Хабаровском крае, например, задержано 120 единиц.

Эмоции в сторону

Заседавшие за круглым столом не ограничились лишь поиском виноватых. С предложениями выступила бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина:

– У меня как у уполномоченного по правам предпринимателей нет ни одного обращения от представителей бизнеса. Чтобы обращаться в прокуратуру от имени уполномоченного, нужно предоставить факты незаконных действий сотрудников ГИБДД при задержании транспорта. И эмоции тут не предъявишь. Необходимо всем вместе добиваться запрещения остановки и изъятия автобусов на маршруте. Я считаю абсолютно недопустимым высаживать туристов или детей посреди дороги.

По завершении встречи был отправлен ряд обращений к депутатам ЗС ПК и Думы Владивостока с тем, чтобы не допускать запрещения эксплуатации автобусов до решения суда.  

 

Автор: Катерина МАТВЕЕВА