Со светом в домах может “погаснуть” “ЛуТЭК”,

Как уже сообщал “В”, с первых дней лета приморцы вновь могут окунуться в кошмар массовых отключений электроэнергии.

2 июнь 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №387 от 2 июнь 1998

Как уже сообщал “В”, с первых дней лета приморцы вновь могут окунуться в кошмар массовых отключений электроэнергии.

Коллективы трех подразделений “ЛуТЭКа” - Приморской ГРЭС, управления железнодорожного транспорта и угольного разреза - на профсоюзных конференциях решили начать забастовки 2 и 4 июня. И если даже энергетики, принявшие половинчатое решение, в свой срок, начиная с 1 июня откажутся снижать уровень нагрузки в 3-4 раза, как обещали ранее, долго они не продержатся, поскольку транспортники и угольщики намерены стоять до конца, не соглашаясь на компромиссы. Решение о забастовке могут отменить только новые профконференции этих коллективов.

В нашем якобы правовом государстве граждане уже давно лишены права получать зарплату в положенные законом сроки. Бартерные операции по взаимозачетам уже давно совершаются на уровне РАО “ЕЭС России”, накручивая умопомрачительные цены на товары, которые потом рабочие вынуждены приобретать по талонам. И никого не волнует, что на этих спекулятивных операциях кто-то основательно наживается, в том числе, очевидно, и те коммерческие службы, которыми обросли промышленные предприятия. Дело доходит до абсурда, когда, например, “ЛуТЭК”, получивший в уплату за электроэнергию партию бора, вынужден искать по всей России фирму, которая могла бы в уплату за него и с непременной выгодой для себя продать железобетонные балки, остро необходимые для строительства железнодорожного перехода через Транссиб, без которого просто невозможна эксплуатация нового угольного разреза в Лучегорске. Уже привычно стало видеть, как работники “ЛуТЭКа” на почте, у бензоколонок, в поселковых магазинах предлагают людям купить у них за полцены номинала полученные вместо зарплаты талоны, потому что им нужны наличные деньги - для лечения детей в городских и столичных больницах, для уплаты за учебу студентов. Но редко кто покупает эти талоны - недавно в хождении оказались фальшивки.

Вот почему на профсоюзных конференциях, на которых принимались решения о забастовках, делегаты, поминая недобрым словом опостылевшие бартерные куриные окорочка, в прямом смысле восстали против талонов, выдаваемых вместо “живых” денег, и совсем уже дерзко напомнили собственной администрации, допустившей это, о нашенском “жареном петухе”, который в критические моменты клюет в непотребные места. Накал страстей настолько велик, что люди предлагали погасить ГРЭС и объявить голодовку до полного удовлетворения своих требований. Впервые прозвучали и политические требования.

И все же администрация “ЛуТЭКа” в лице генерального директора Вальтера Козлова и его первых заместителей дружно восстала против полной и бессрочной забастовки всего коллектива комплекса. У нее свои аргументы. Почему нет “живых” денег? Потому что главный неплательщик за электроэнергию - сами местные и федеральные власти, в бюджетах которых тоже нет денег. Вывод первый: вина администрации вторична, она, администрация, такая же жертва обстоятельств, как и рабочий коллектив.

Вывод второй: всеобщая и бессрочная забастовка прежде всего нанесет непоправимый ущерб самому коллективу. И дело не только в неизбежных штрафных санкциях со стороны предприятий, которые регулярно оплачивают потребляемую электроэнергию, но вместе с неплательщиками вынужденно попадут под волну отключений. Отказавшись во время забастовки от ремонтных работ, от добычи угля и вскрыши угольных пластов, люди не только потеряют заработок, но и не смогут вовремя подготовить электростанцию к работе зимой. Паспорт готовности станции выдается в середине октября, и если к этому сроку ее оборудование не будет подготовлено к прохождению осенне-зимнего максимума, то Приморская ГРЭС будет вытеснена с энергетического рынка другими электростанциями Дальнего Востока и Якутии. А это значит, что уменьшится доход, резко сократится доля средств, выделяемая в соответствии с колдоговором на социальные нужды коллектива, а для поддержания себестоимости электроэнергии на рыночном уровне потребуется сокращение части коллектива.

И еще один весомый аргумент: сегодняшняя забастовка, всеобщая и бессрочная, ставит под угрозу само существование созданного всего полгода тому назад

“ЛуТЭКа”. Он создавался для того, чтобы на базе дешевых местных углей Приморская ГРЭС могла вырабатывать дешевую электроэнергию. Многое уже сделано. Почти наполовину снизилась себестоимость добываемых в Лучегорске углей, запускается в действие второй угольный разрез, заказан роторный экскаватор, надо приобрести 12 тепловозов, 120 думпкаров. А источник финансирования практически один - рынок электроэнергии. Зимой доход от продажи ее равен примерно 150 миллионам новых рублей в месяц, летом - на уровне 100. И это при плановом уровне несения нагрузки. Следовательно, сброс нагрузки до минимума в период забастовки лишит предприятие доходов и поставит под прямую угрозу выполнение производственной программы не только зимнего периода, но и всего будущего года, когда “ЛуТЭКу” правительство скажет “да” или “нет”. А оно скажет “нет”, если лучегорская электроэнергия окажется неконкурентоспособной, ее вытеснят с рынка наши соседи, у которых электроэнергия и сегодня дешевле нашей. На Зейской ГЭС, например, она по 32 рубля за киловатт, а через полтора-два года начнут работать уже более мощные агрегаты строящейся Бурейской ГЭС.

Администрация “ЛуТЭКа” ищет возможные пути добывания “живых” денег. С октября прошлого года существует договоренность, что 90 процентов поступления их идет на выплату зарплаты. С “Дальэнерго” договорились о передаче “ЛуТЭКу” части платежеспособных потребителей электроэнергии для прямых расчетов. Налаживается общественный контроль за ценообразованием в коммерческих магазинах предприятия, где приобретаются продукты в счет зарплаты по талонам нового образца. Решается вопрос о выгодном проекте передачи части вырабатываемой электроэнергии в соседнюю провинцию Китая по ЛЭП, минующей сети “Дальэнерго”, - за валюту. Надо работать, а не рубить сук под собой, не губить предприятие, на котором сейчас работает почти 8 тысяч кормильцев семей.

Автор: Виктор ХОЛЕНКО, "Владивосток"