Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Сезон отопительный сменился... забастовочным

В недавнюю эпоху словесного возвеличивания труда популярной была песня, в которой молодой патриот-строитель ехал в суровые необжитые места “за туманом и за запахом тайги”. Инакомыслящие исполняли ее на свой манер: “А я еду, а я еду за деньгами, за романтикой пусть едут дураки”. В сегодняшней России все уникально: ни романтики, ни денег, а люди трудятся. Правда, до определенного предела. Вот такой предел наступил и в энергетике Приморского края. Осенне-зимний пик нагрузок остался позади. 13 тысяч энергетиков прошли его без срывов... и без зарплаты.

В недавнюю эпоху словесного возвеличивания труда популярной была песня, в которой молодой патриот-строитель ехал в суровые необжитые места “за туманом и за запахом тайги”. Инакомыслящие исполняли ее на свой манер: “А я еду, а я еду за деньгами, за романтикой пусть едут дураки”. В сегодняшней России все уникально: ни романтики, ни денег, а люди трудятся. Правда, до определенного предела. Вот такой предел наступил и в энергетике Приморского края. Осенне-зимний пик нагрузок остался позади. 13 тысяч энергетиков прошли его без срывов... и без зарплаты.

Досужие вымыслы и трезвый расчет

Поначалу я хотел рассказать о том, с каким напряжением и ответственностью работали энергетики в минувшие осень и зиму. Хотел сказать несколько добрых слов, которые, безусловно, люди заслужили. Ведь впервые за долгий период в крае не было массовых отключений потребителей от электроснабжения и тепла, из домов владивостокцев практически не исчезала горячая вода.

Достичь этого, в общем-то нормального, а не сверхъестественного результата оказалось нелегко. Прежде всего сыграли роль усилия коллектива энергетиков, администрации края, правительственной комиссии. В Приморье был принят экономически обоснованный энерготариф. Введен прозрачный транзитный счет, с которого все участники ТЭКа автоматически, без вмешательства “Дальэнерго” получают долю собранных денежных средств, соответствующую их затратам в выпуске товарной продукции. Функции сбыта энергии от оптовых перепродавцов перешли к ее производителю.

Обо всем этом писалось и говорилось неоднократно. Но почти все наши оппоненты выражали и сомнение в правильности принятых решений. Вот тезисы и аргументы, обычно применяемые критиками:

- Тариф чрезвычайно высок и неподъемен для населения и промышленности, он губит индустрию края.

- Процентные долги в транзитном счете для участников ТЭКа определены неверно, они несправедливы по отношению к угольщикам, которые постоянно отстают от энергетиков в выплате зарплаты.

- Передача функций сбыта от коммунальных электро- и теплосетей в АО “Дальэнерго” привела к тому, что платежи упали, а коммунальщики с большим опозданием стали получать зарплату.

Возможно, кому-то это покажется скучным, но в обзорном материале считаю необходимым прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Тариф, разумеется, очень высокий. Но таким он стал не по злой воле энергетиков, а в силу сложившихся исторических обстоятельств. Очень дорогое (выше всех мировых цен) и низкокачественное твердое топливо, на которое ориентированы наши электростанции, не позволяет снизить тариф. Мероприятия по наведению порядка в энергосистеме, снижению непроизводственных затрат, ремонт оборудования чуть ли не ниже минимально необходимого, освобождение от “излишеств” соцкультбыта, конечно, приносят результаты. Но выражаются они 1-2 процентами затрат отрасли и повлиять на существенное удешевление тарифа не могут. Самый главный резерв - это снижение топливной составляющей в цене кВт/часа, которая ныне достигает 63-67 процентов. И здесь нужны только радикальные меры.

Такие меры предприняты. Подписан “Меморандум о сотрудничестве” между “Дальэнерго” и ведущими японскими фирмами, пожелавшими принять участие в проекте реконструкции и модернизации приморских электростанций. Уже практически завершен технико-экономический расчет строительства нефтегазового комплекса в бухте Чажма, определены источники его финансирования.

Конечно, все это стоит дорого - сотни миллионов долларов. Но для экономики края и строительство нефтегазоперерабатывающего комплекса, и реконструкция станций не будут обременительны. Финансирование в основном осуществят иностранные инвесторы. Эти проекты принесут огромный выигрыш в экологии, позволят минимум в два раза снизить энерготариф. Главное, чтобы этой работе не помешали придумщики всяческих ВладТЭКов и прочих прожектов, направленных на развал единой энергосистемы Приморского края.

И последнее замечание по дорогому тарифу. 2-3 года, оставшиеся до его радикального снижения, не будут потеряны. Дорогой тариф уже сейчас заставил многих производителей активно переходить на энергосберегающие технологии. В среднем по промышленности энергозатраты в выпускаемых изделиях не превышают

6-7 процентов их стоимости. Это еще много, но уже несмертельно. В то же время у нас появились отрасли, где в рубле товарной продукции доля энергии составляет менее одной копейки. Такой результат в других условиях был бы невозможен. Дорогой тариф - очень горькое, но необходимое лекарство, приучающее всех, в том числе и бытовых потребителей, от привычного разбазаривания переходить к экономному расходованию энергии.

По второму тезису о “несправедливости” процентных долей в транзитном счете скажу лишь одно: он строго учитывает затраты каждого участника ТЭКа на выпуск энергопродукции. И так как “Дальэнерго” не вмешивается в распределение поступающих на него средств, все подозрения в нашей “нечестности” лишены оснований. Другое дело, что “живых денег” мы сегодня собираем около 15 процентов от реализованной энергии. А фонд оплаты труда в “Приморскугле” составляет от 60 до 80 процентов выпускаемой ими товарной продукции (в энергетике этот показатель в 12-16 раз ниже!). Получается, даже если бы мы все собранные деньги и направляли только угольщикам, то и тогда они бы испытывали затруднения в выплате заработной платы и прочих “накруток”, которых у шахтеров очень много. Ранее до 80 процентов зарплаты угольщики получали из фонда господдержки, который ныне не работает. Поэтому в условиях, когда за потребленную энергию не платят бюджеты всех уровней, требование полного денежного расчета с шахтерами лишено здравого смысла. Попытки его исполнить приведут лишь к нарушению энергосистемы.

Из этой же оперы и претензии коммунальных энергетиков, начавших массированную атаку в СМИ на “Дальэнерго” и транзитный счет. В этих публикациях идет прямая подмена понятий, подтасовка фактов. Утверждение, что передача функций сбыта энергии от перепродавцов к ее производителю привела к снижению собираемых с потребителей средств - вранье. Собираемость денег по электроэнергии, с учетом изменения тарифа, выросла в 1,4 раза, а по теплу - в 4,4 раза. Но распределяются они не так, как было ранее, когда коммунальщики оставляли у себя от 40 до 98 процентов всех собранных денег, не были заинтересованы в увеличении этих сборов и практически жировали за счет других участников ТЭКа. Теперь все по справедливости: получай столько, сколько заработал, неся затраты по выпуску товарной продукции, столько, сколько платят потребители территории, которую обслуживаешь. Вот это-то их и не устраивает, потому что трудно свыкнуться с мыслью, что тебя оторвали от неконтролируемой кормушки. Но именно такой подход устраивает энергетиков и всех приморцев. Ведь переход к транзитному счету в огромной степени способствовал тому, что энергосистема края стала работать более стабильно и надежно, без массовых отключений потребителей, которые казались неизбежными и непреодолимыми всего год назад.

...А по существу издевательство

Пожалуй, сегодня самая больная проблема энергосистемы и всего ТЭКа Приморья - это неплатежи за потребленную энергию Владивостока. Их (неплатежи) мэр города Виктор Черепков возвел в ранг ПРИНЦИПА. Почему я заостряю внимание именно на этом факте, хотя за энергию не платят почти все федеральные структуры, большие долги накопили города Находка, Уссурийск, Артем? Да потому, что все наши должники ощущают определенную неловкость, они не платят, но все же обещают рассчитаться. И иногда это происходит. У мэра Владивостока другая позиция. Он постоянно выдвигает обвинения против энергетиков и заявляет, что не город нам, а мы должны городу... за поставленную тепловую и электрическую энергию. И пытается обосновать это какими-то цифрами.

Чего стоит, например, постановление Виктора Черепкова № 534 от 21 апреля с. г.! В нем сообщается, что мэрия “не получила 237000,0 тыс. руб. предназначенных для финансирования жилого фонда, принятого в муниципальную собственность и для оплаты 65% затрат на содержание жилья в виде дотаций” (сохранены стиль и синтаксис оригинала. - Прим. авт.). Так вот, эти деньги, считает Черепков, он недополучил из трансфертов Приморского края... но определяет их как долг “Дальэнерго” перед мэрией (?!). Комментировать такой симптоматичный выверт трудно, если вообще возможно. Ведь тут недалеко и до очень нехороших эпитетов, которые Виктор Иванович наверняка расценит как оскорбительные.

Сама идея мэра доказать недоказуемое выглядит жалкой. Но небезобидной. По существу это издевательство над тысячами энергетиков и шахтеров, которые тяжело работают и месяцами не видят ни копейки заработка.

По сути в новых виадуках, подземных переходах, асфальте Владивостока лежат и наши честно заработанные миллионы. Точно так же, как и работа всего городского электротранспорта, на котором Черепков объявил “бесплатный проезд”, финансируется за счет энергетиков. “Дальэнерго” недавно выиграло госарбитражный процесс по долгам трамвайно-троллейбусного управления. Около 20 миллионов рублей мэрии, так или иначе, придется возвращать... но В. Черепков как черт от ладана продолжает бегать от актов сверки долгов с энергетиками, устраивает постоянные проволочки, срывает заседания госарбитражного суда, в котором рассматривается еще один наш иск по возврату денег за потребленную энергию...

Нужна добрая воля

...Реконструкция дорог во Владивостоке - необходимость. Но “подвиг” Черепкова не вызывает восторга. Ведь все можно было делать без надрыва, нападок, без обвинений всех и вся в нечестности. И приморские энергетики вовсе не враги Владивостоку. Он наш родной город, мы в нем живем и работаем, в нем учатся, играют, взрослеют наши дети. И каждому из моих коллег небезразлично, как выглядит столица края, насколько она удобна и красива.

Мэру города достаточно было проявить добрую волю, признать очевидные вещи, долги, объяснить, на какие цели пойдут временно наши деньги... Уверен, мы могли бы найти компромисс.

Необходимо найти и решение проблемы неплатежей потребителям электроэнергии, финансируемой из федерального бюджета. “Дальэнерго” - уникальная система, которая треть своей продукции практически бесплатно отдает Тихоокеанскому флоту, войскам, пограничникам и т. д. Уникальность в том, что в России нет подобных регионов, где бы так много было потребителей, которых нельзя отключать от энергоснабжения и которые не платят. И здесь уже нужна добрая воля правительства. Решение о нормальной денежной оплате потребленной энергии этими структурами позволило бы приморцам навсегда забыть о кризисах ТЭКа. Но пока только есть решение о недопустимости проведения зачетов с федеральными потребителями, а денег нет...

Сегодня в нашем обществе, говорят политологи, помимо массового стресса еще наблюдается и потеря чувства патриотизма. Возможно, частично это и правда. А вся она, с моей точки зрения, заключается как раз в обратном. Чем, кроме любви к Родине, кроме желания помочь ей в трудное время, можно объяснить, что люди работают хорошо и напряженно, не получая долгими месяцами за это вознаграждения? Я утверждаю, что большинство энергетиков - фанатичные патриоты. Они гордятся и любят свою профессию, любят родное Приморье, Россию. И ради нее готовы стерпеть многое.

В связи с тем что “Дальэнерго” постоянно и длительное время находится в тяжелейшем финансовом положении, мне приходится часто встречаться с лидерами краевого электропрофсоюза, забастовочного комитета, бывать в трудовых коллективах. И, естественно, всегда возникает вопрос по зарплате. Он стоит особенно остро, потому что в энергетике часто работают люди династиями - отец, мать, дети. И когда они ничего не получают за труд по полгода - в пору в петлю лезть.

Но несмотря на все эти трудности, мы добились определенной стабильности, люди достаточно спокойно, с пониманием встречали задержки с выплатами, т. к. знали, что происходит это не по вине руководства АО. Знали они и то, что делается все возможное на уровне администрации края, в правительстве РФ для выравнивания ситуации. Поэтому, несмотря на положение, мало чем отличающееся от шахтерского, в коллективах даже намека не возникало на забастовки, особенно в осенне-зимний период. И вот акция протеста объявлена.

Скажу прямо: она спровоцирована решением передать всю федеральную дотацию на разницу в тарифе не на транзитный счет, а голодающим шахтерам Партизанска. Энергетики восприняли это как оскорбление, как плевок в душу. Тем более неожиданный, потому что бывший министр топлива и энергетики, а ныне председатель правительства Сергей Кириенко, когда был в Приморье, твердо обещал: “Зарплату будут получать те, кто работает, а не те, кто бастует”.

Голодовки, забастовки шахтеров сегодня не редкость. Положение у них и в самом деле тяжелое. Энергетики им сочувствовали, предлагали солидарно выступать за возврат долгов ТЭКу Приморья, но почему-то всегда получали равнодушный отказ. А сейчас уже ни для кого не секрет, что акции протеста наши угольщики начинают обязательно в канун поступления дотационных денег из Москвы. Они “тянут короткое одеяло” на себя в расчете на то, что получат сверх положенного по транзитному счету, отобрав деньги у других участников ТЭКа (ведь доля приморских угольщиков в балансе “Дальэнерго” составляет всего 7-10 процентов). И действительно получали: с начала этого года энергетики выделили им 8 миллионов рублей из своей доли. Но этого оказалось мало. Уже без всякого согласования с “Дальэнерго” и “ЛуТЭКом” им передали в мае еще почти 7 миллионов рублей.

Сейчас входят в забастовку коллективы “Дальэнерго” и “ЛуТЭКа”. По своим социально-экономическим последствиям эта акция никак не сравнима с забастовкой самой крупной шахты или разреза, всего “Приморскугля”. Но ее не просто допустили, ее поощрили. Принимая поспешное решение, забыли о доброй воле, забыли, что с мнением многотысячного коллектива энергетиков надо считаться.

Сезон отопительный для “Дальэнерго” может смениться забастовочным.

Это очень горько и очень трудно исправить. Но, конечно, в конце концов мы это сделаем. Только просим приморцев не считать нас своими врагами, источником бед и дискомфорта. Энергетики могут, умеют работать. Но у них есть и своя гордость, достоинство. И топтать их не надо. Себе будет дороже. Лучше не жалеть усилий для проявления доброй воли, поиска компромиссов, которые ведут к стабилизации, а не повышению напряженности в трудовых коллективах.

Автор : Василий ПОЛЕЩУК, генеральный директор АО "Дальэнерго"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Инвестиционный форум завершил работу

Международный инвестиционный форум, в котором приняли участие более 70 организаций и компаний из 16 стран, завершил работу во Владивостоке.

Налоговая полиция проверяет ТЭК

В ходе работы в Приморье специальной группы Федеральной службы налоговой полиции возбуждены 4 уголовных дела. Еще по двум ранее возбужденным делам активизирована работа. Об этом заявил на пресс-конференции заместитель директора ФСНП генерал-майор Андрей Пржздомский.

Сезон отопительный сменился... забастовочным

В недавнюю эпоху словесного возвеличивания труда популярной была песня, в которой молодой патриот-строитель ехал в суровые необжитые места “за туманом и за запахом тайги”. Инакомыслящие исполняли ее на свой манер: “А я еду, а я еду за деньгами, за романтикой пусть едут дураки”. В сегодняшней России все уникально: ни романтики, ни денег, а люди трудятся. Правда, до определенного предела. Вот такой предел наступил и в энергетике Приморского края. Осенне-зимний пик нагрузок остался позади. 13 тысяч энергетиков прошли его без срывов... и без зарплаты.

Со светом в домах может “погаснуть” “ЛуТЭК”,

Как уже сообщал “В”, с первых дней лета приморцы вновь могут окунуться в кошмар массовых отключений электроэнергии.

Экипаж “Кайта” пытались выгнать с судна

Акции протеста, причиной которых стала невыплата заработной платы, давно уже никого не удивляют. В подобной ситуации оказался и экипаж пришедшего во Владивосток несколько месяцев назад танкера “Кайт”. 19 российских моряков с иностранного судна - “Кайт” работает под панамским флагом - заявили о том, что не покинут порт, пока работодатель - германская компания - не рассчитается с командой. Защищать права экипажа, состоящего в основном из жителей Санкт-Петербурга и Калининграда, взялись Российский профсоюз моряков (РПСМ) и инспектор ITF по Дальнему Востоку Петр Осичанский. Об этом “В” рассказал в материале “Экипаж “Кайта” требует зарплату...”, опубликованном 14 апреля.

Последние номера