Железная маска чжурчжэней

Приморские археологи раскрыли немало белых пятен в истории Дальнего Востока

30 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3864 (198) от 30 дек. 2015
3d4bddae35b69049aecafefc74da0fe3.jpg

Бесценными находками завершили археологи очередной полевой сезон в Приморье. Раскопки велись в разных местах, но основная экспедиция работала в «запретном городе» на Краснояровском городище.

Специально для «В» итоги сезона подводит заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН кандидат исторических наук Надежда Артемьева.

Тайфуны истории нипочем

– Нам удалось раскопать императорский дворец в центре древней столицы Кайюань. Определить значение этого объекта помогли его местоположение и определенная система архитектурных украшений, – рассказывает Надежда Григорьевна. – Дворец имел значительные для того времени размеры. Черепичная крыша поддерживалась деревянными колоннами, которые опирались на каменные базы. Отапливался он большим каном (традиционная для Дальнего Востока система отопления с печами, каналами для прохождения горячего воздуха и высокими трубами), отделанным стандартным кирпичом.

Рядом с дворцом располагались четыре водоема. Они были не просто источниками пресной воды, но служили для украшения в виде бассейнов. Перед главным корпусом дворца был устроен открытый павильон с системой колодцев, вода в которые поступала из расположенных рядом водоемов. Вокруг комплекса проходила дренажная система, чтобы вода не попадала на территорию дворца. Приморцы помнят, какие ливни минувшим летом обрушились на Уссурийский район и привели к наводнению. Так вот, к тому времени мы уже очистили водостоки дворца, и вся дождевая вода стала уходить по дренажным системам, сделанным 800 лет назад. Их продуманность и уровень мастерства строителей древности восхищают.

В ходе раскопок получен богатейший материал по архитектуре императорского дворца: что было возведено, что потом перестроили, где жили император и его семья, как были вооружены воины, какие государственные ремесла культивировались.

По стратиграфии (раздел геологии, определяющий возраст пород. – Прим. ред.) Краснояровского городища мы установили, что до Кайюаня на этом месте стоял другой чжурчжэньский город. Он просуществовал до 1215 года, а потом был перестроен и увеличен. По официальным хроникам, столица дожила до 1233 года, т.е. до пленения императора Пусяна Ваньну монголами. У нас есть свидетельства его более позднего функционирования, но, скорее всего, уже без статуса столицы. Погиб ли город от пожара, мы утверждать не можем, хотя некоторые факты говорят об этом. Зато можно констатировать, что обитатели дворцового комплекса покидали его спокойно, забрав с собой почти все. Здесь обнаружено мало находок по сравнению с жилищами, которые мы исследовали за пределами внутреннего города. Там бытовые предметы находились в тех местах, где их оставили хозяева, не успев захватить с собой.

Рядом с Кайюанем находились еще два больших долинных города и большое средневековое поселение. Исследование этой территории мы ведем с 2000 года. Это был мегаполис, выражаясь современным языком. Причем одно из городищ в Средние века застраивалось трижды. Верхний культурный слой этого памятника маркируется сейчас монгольским периодом, т.е. XIII веком.

Бесценные артефакты

– Каждый год археологическая коллекция пополняется большим количеством находок. В этом сезоне главной стала железная маска, которая прикрывала нижнюю часть лица чжурчжэньского воина. Такая защита встречена впервые, – поясняет Надежда Артемьева. – Использовалась ли эта маска во время боя, сказать трудно: она, в нашем понимании, затрудняла бы быстроту движения. Это часть амуниции воина определенного рода войск, возможно, военачальника.

В ходе исследований дворца обнаружена престижная посуда, покрытая глазурью, и северосунский фарфор, а на территории открытого павильона – большие по размерам сероглиняные сосуды в виде высоких банок, венчики которых оформлены волно-образными защипами…

Мы работали на городище два месяца. По традиции нам помогали волонтеры, в этом году их было почти 50 человек. Кстати, уже 20 лет с нами работают старшеклассники вместе с директором школы № 18 из Артема. Было очень приятно, когда на юбилей экспедиции приехали участники первых раскопок – уже взрослые люди. Они признавались, что наша экспедиция оставила неизгладимый след в их жизни. Мы пытались подсчитать, сколько людей прошло через Приморскую археологическую экспедицию за 20 лет, – более тысячи. А сколько туристов побывало у нас, вообще трудно сосчитать. Значит, наша работа нужна, востребована…

Как сохранить вечность

Надежда Артемьева уже много лет говорит о необходимости создания на территории Краснояровского городища археологического музея-заповедника. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро.

– В России существуют несколько музеев-заповедников, созданных на основе различных объектов археологического наследия: городищ, селищ, остатков древних поселений, могильников, комплексов наскальных изображений, – объясняет Надежда Григорьевна. – Их характерная черта – ориентация на музеефикацию отдельного памятника. Новой же тенденцией в сохранении археологического наследия является формирование значительных по площади музеев-заповедников, в которых возможно сохранить не только наиболее ценные памятники археологии, но и всю совокупность объектов археологического наследия, специфический археологический ландшафт. Такие заповедники становятся комплексными, приобретают также природно-ландшафтную и этнографическую специализацию.

Создав в Приморье археологический музей-заповедник, мы спасем уникальный памятник истории и подготовим интереснейший объект экскурсионных программ и для россиян, и для иностранцев. В заповедник необходимо включить всю территорию Краснояровского городища и прилегающую к нему Краснояровскую сопку (около 180 гектаров), создав здесь археологический музей и научный комплекс. Работу по воплощению этого проекта мы начали совместно с администрацией Уссурийского городского округа еще в 2008 году, но, к сожалению, до сих пор вопрос не решен.

Краснояровское городище привлекает к себе не только ученых, но и туристов. Каждое лето на раскопки приезжает много людей, чтобы прикоснуться к нашей истории. Приморью повезло, что именно у нас находится такой культурно-исторический памятник. Его необходимо сохранить. И не только как уникальный археологический объект, но и как прекрасное место просвещения и отдыха. Люди могут свободно любоваться прекрасно сохранившимися валами, внутренним городом. На востоке России нет археологических заповедников подобного уровня. Создав его, мы сможем привлечь туристов из стран АТР. А наши специалисты могут давать им исчерпывающую информацию.

Туристы, посещающие городище, и сейчас приходят в восхищение, но не хватает самого музея с экспозициями, артефактами. А ведь эти находки имеют мировое значение.

В этом году, когда мы рекультивировали городище, т.е. закрыли землей наши раскопки, приходили люди и спрашивали зачем. Такова методика наших работ: если оставить раскопы, здесь все разграбят. Был бы заповедник, все было бы по-другому…

Кроме того, в этом сезоне археологи, изучающие более ранние периоды, работали в Анучинском районе на поселениях каменного века. Также проводились раскопки на местах будущих крупных промышленных строек. К примеру, на берегу Уссурийского залива в Шкотовском районе велись спасательные работы на памятнике янковской культуры (эпоха раннего железа, IX – II века до н. э.). Велись раскопки на городище бохайской культуры, предшествовавшей периоду чжурчжэней.

Присутствие таких разных культур – от каменного периода до позднего Средневековья – на территории Приморья показывает, что эти земли всегда были привлекательными для проживания людей…

Есть чем гордиться

Осенью во Владивостоке на базе Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН при поддержке Российского гуманитарного фонда состоялась международная конференция. В ней приняли участие российские историки и археологи и их коллеги из Японии, Китая и Кореи. Наши ученые рассказали о вкладе приморской науки в изучение истории и культуры чжурчжэней, продемонстрировали уникальные находки этой эпохи, обнаруженные на территории края.

– Мы подвели итоги масштабной и кропотливой многолетней работы. Без ложной скромности можно отметить лидирующие позиции наших ученых в изучении империи Цзинь и государства Восточное Ся, – подчеркивает Надежда Артемьева. – Территория этих государственных образований занимала не только Приморье, но и большую часть северо-востока Китая, а торговые связи распространялись еще дальше. Наша задача – в первую очередь сохранение этого археологического наследия.

Восстановлены многие белые пятна в истории юга Дальнего Востока. Но впереди новые археологические экспедиции, а значит предстоят новые открытия.

Справка «В»

Краснояровское городище – средневековый археологический памятник в окрестностях села Утесного рядом с Уссурийском. Идентифицируется с Кайюанем – верхней столицей чжурчжэньского государства Восточное Ся. Является объектом культурного наследия федерального значения.

В 2015 году приморские археологи отметили несколько юбилеев: 900-летие Золотой империи Цзинь, 800-летие создания государства Восточное Ся на территории современного Приморья.

Кроме того, Приморской археологической экспедиции исполнилось 20 лет. Эта дата связана с началом стационарного исследования Краснояровского городища – одного из главных памятников чжурчжэньской культуры.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ