В Приморье взойдет «Звезда» судостроения

Премьер-министр Медведев взял процесс под свой контроль

23 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3860 (194) от 23 дек. 2015

Менее суток находился в Приморье председатель правительства России Дмитрий Медведев. Но за это время он успел обсудить три важные для всей страны проблемы – импортозамещения, создания полноценного гражданского судостроения и дальнейшего развития Дальнего Востока.

Утром 18 декабря премьер-министр во главе представительной делегации прилетел в Приморье из Китая и сразу же с узким кругом помощников отправился на вертолете на Дальневосточный завод «Звезда». Здесь он посетил строящуюся судоверфь и поднялся на борт модернизированной атомной подлодки ТОФ «Кузбасс».

Лучше один раз увидеть

В городе Большой Камень Дмитрий Медведев был впервые, потому его интересовали все вопросы как по предстоящему здесь строительству гражданского флота, так и действующему ремонту атомного подводного флота. Пояснения премьеру давали его заместитель Дмитрий Рогозин, президент НК «Роснефть» Игорь Сечин и директор завода «Звезда» Юрий Фильченок.

Высокий гость осмотрел будущие цеха современной судоверфи. Знакомство началось с блока корпусообрабатывающих производств площадью в 13,15 гектара. Этот масштабный по размерам цех уже частично введен в строй. Здесь будут собирать конструкции весом до 300 тонн для судов крупнотоннажного флота и суда со спусковым весом до 13 тыс. тонн. В цехе размещена технологическая цепочка полного цикла с использованием современного зарубежного и отечественного оборудования. В соседнем окрасочном цехе заканчивается монтаж окрасочных камер.

Кроме того, на открытой стапельной площадке заканчивается подготовка для установки крана типа «Голиаф». Это будет первый в России кран грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 98 метров и длиной пролета 230 метров (начальная цена контракта по «Голиафу» составляет 8,14 млрд рублей). На стапеле также установят четыре козловых крана грузоподъемностью 320 тонн и четыре башенных крана по 100 тонн. Строительство первого гражданского судна начнется в следующем году.

Также Дмитрий Медведев поднялся на борт подводного крейсера-ракетоносца «Кузбасс», который готовится к контрольному выходу в море после капитального ремонта в Большом Камне. Российская атомная подводная лодка проекта 971У К-419 «Кузбасс» с 2009 года находится на восстановлении технической готовности на ДВЗ «Звезда». В ближайшие дни субмарина совершит переход в основной пункт базирования на Камчатке.

Об этом председателю правительства доложил командир 72-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок ТОФ капитан 1-го ранга Александр Дементьев. Также премьер-министр пообщался с личным составом «Кузбасса».

Было ЗАТО – станет ТОР

Из Большого Камня Дмитрий Медведев отправился на остров Русский и уже там дал поручение своему заместителю Юрию Трутневу срочно подготовить документы на создание в городе корабелов территории опережающего развития (ТОР).

Напомним, что Большой Камень на протяжении нескольких десятилетий имел статус закрытого административного территориального образования (ЗАТО) по причине размещения здесь двух оборонных предприятий – судоремонтной «Звезды» и судостроительного «Востока» (филиал завода, находящегося в Комсомольске-на-Амуре).

Новая ТОР станет уже третьей в Приморье и должна заработать не позднее 1 февраля 2016 года. Это позволит привлечь государственные средства на создание инфраструктуры и строительство жилья.

Будем строить суда под ключ

А на базе Дальневосточного центра судостроения и ремонта будет создан современный промышленный кластер по строительству судов и морской техники. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта «Звезда» и всей отрасли в регионе. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совместном заседании двух правительственных комиссий – по импортозамещению и по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.

В Арктике и на Дальнем Востоке России предстоит разработать немало шельфовых месторождений, поэтому потребности нефте- и газодобывающих компаний в современных судах и морской технике огромны (заявленная потребность до 2030 года суммарно составляет 237 единиц, из них 36 относится к крупнотоннажному судостроению). Чтобы судостроители могли чувствовать себя более уверенно в условиях жесткой конкуренции со стороны наших ближайших соседей, нужен стабильный, гарантированный спрос на их продукцию. В этом случае отрасль имеет все шансы не только закрыть существенную часть отечественного рынка гражданского судостроения, но и занять прочное место на мировом рынке.

По словам Дмитрия Медведева, «это совсем не просто: на мировом рынке нас никто не ждет. Всякое новое появление, всякий новый участник, естественно, сталкиваются с ожесточенной конкуренцией. Чтобы все это произошло, нужно определить прозрачный порядок планирования и размещения заказов, включая четкие правила взаимодействия органов власти с заказчиками».

С деталями реализации проекта по гражданскому судостроению выступили министр промышленности и торговли Денис Мантуров и президент «Роснефти» Игорь Сечин. По их словам, уже решены вопросы финансирования «Звезды». В ближайшее время сумма инвестиций достигнет 60 млрд рублей. К тому же в результате оптимизации затрат сметная стоимость была снижена почти на 4 млрд.

Разработан технологический проект первой расширенной очереди судостроительного комплекса компании IMG для строительства судов и морской техники под ключ. Общий объем переработки металла увеличится в два раза и составит 90 тыс. тонн в год. Ранее проект первой очереди не предусматривал законченного цикла производства судов.

Определено конструкторское бюро по проектированию спускового дока – это КБ «Монолит». Прорабатываются варианты строительства дока в России, а для создания конкуренции приглашены также компании из Китая и Сингапура.

И попутное производство

В Большом Камне совместно с General Electric запланировано построить два завода: первый – по производству винторулевых колонок арктического класса, второй – судового электрооборудования.

Также совместно с «Трансмашхолдингом» и General Electric на заводе в Пензе готовится выпуск судовых дизелей современной конструкции мощностью 4,2 МВт для установки на суда и буровые платформы, которые будут производиться здесь, на Дальнем Востоке. С General Electric подписаны документы о совместном создании заводов по производству подводных добычных комплексов.

Принято решение о создании единого центра размещения заказов на базе ДЦСС. Компания «Роснефть» уже заключила соглашение с ПАО «Совкомфлот» на строительство четырех судов снабжения самого высокого ледового класса. На этапе проведения компанией геологоразведочных работ в горизонте планирования до 2030 года портфель заказов будет увеличен до 75 единиц судов и морской техники. Сформирован первоочередной заказ на две морские полупогружные разведывательные платформы и два судна-склада высокого ледового класса водоизмещением 25 тыс. тонн.

В завершение совещания премьер-министр еще раз напомнил, что целью реализации проекта комплекса «Звезда» является не просто создание современного судостроительного предприятия, но и образование принципиально нового и эффективного промышленного кластера на Дальнем Востоке России.

Также на острове Русском Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту и по другому направлению – образование на территории Приморья Восточной нефтехимической компании и строительство новых объектов по выпуску продукции нефтехимии для внутреннего потребления и экспортных поставок.

Свое пребывание во Владивостоке председатель правительства завершил несколькими двухсторонними встречами с дальневосточными губернаторами. 

Справка «В»

Завод «Звезда» более известен как ведущее предприятие региона по ремонту и модернизации атомных подводных ракетоносцев. С 1954 года здесь отремонтировано более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, в том числе 51 атомная и 13 дизельных подлодок различных проектов, построено 67 плавучих металлических причалов для базирования кораблей.

Досье «В»

Проект по созданию судостроительного комплекса «Звезда» реализуется по поручению президента России Владимира Путина. Непосредственным исполнителем является консорциум инвесторов в составе ОАО «НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и Объединенной судостроительной корпорации. Новое предприятие будет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, надводные элементы морских платформ, суда ледового класса для работы в Арктике, специальные суда для обслуживания нефтегазовых платформ и другие виды морской техники.

Реализация проекта должна завершиться к 2024 году. Его общий бюджет составит 145,48 млрд рублей. Проект предусматривает создание более 7 тыс. новых рабочих мест (уже ведется набор персонала в России, приглашают корабелов и с Украины). С вводом в эксплуатацию всех объектов на «Звезде» общая численность населения в Большом Камне увеличится на 18,5 тыс. человек. Для обеспечения их жильем запланировано строительство трех новых микрорайонов с полной инфраструктурой и объектами социально-культурного назначения.

    

Автор: Николай КУТЕНКИХ