Безопасность мореплавания обеспечит «Берингов пролив»

Во Владивостоке подняли государственный флаг на современном сверхмощном спасательном судне

22 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3859 (193) от 22 дек. 2015
0016a94faee52a58268b02ae327ff21e.jpg

Такого многофункционального аварийно-спасательного флота у России не было никогда, да и в мировом судоходстве ему нет аналогов. Его флагманом стало судно «Берингов пролив» усиленного ледового класса и мощностью в 7 МВт (для сравнения: мощность Владивостокской ТЭЦ-1 составляет 45 МВт).

В пятницу, 18 декабря, на мачте «Берингова пролива» впервые взметнулся государственный флаг Российской Федерации.

К этому моменту сверхмощный спасатель уже совершил за полтора месяца переход из Германии (от места постройки) по океанам Атлантическому, Индийскому и Тихому до бухты Золотой Рог и пришвартовался к 33-му причалу на Корабельной набережной. Торжественная церемония поднятия российского триколора состоялась во Владивостоке. Это связано с тем, что работать экипажу предстоит, как говорили в советские годы, на просторах от Посьета до Певека. Иными словами, обеспечивать безопасность мореплавания в дальневосточных морях и в восточном секторе Арктики.

О востребованности и значимости судна подобного класса говорилось в приветственном послании экипажу от президента РФ Владимира Путина: «Рад поздравить корабелов и моряков с таким знаменательным событием – вводом в строй нового и столь необходимого судна-спасателя. Строительство «Берингова пролива» в рекордно сжатые сроки стало ярким примером успешных кооперационных связей российских производителей уникального спасательного, навигационного, электротехнического оборудования».

Строительство хоть и велось в Германии на верфи «Нордик Ярдс Висмар ГмбХ» при помощи немецких судостроителей, но две трети всего оборудования состоит из отечественных комплектующих. Это ли не показатель действенности импортозамещения, о котором в этот же день, 18 декабря, шла речь на совещании под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева на правительственном совещании на острове Русском. Да что там запасные части, когда даже сама верфь принадлежит российской компании по строительству специального флота – «Нордик Ярдс». А наличие судостроительных мощностей на берегу Балтики, в Германии, вызвано лишь логистикой.

Для участия в торжественной церемонии поднятия государственного флага на судно прибыли заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министр транспорта РФ Максим Соколов и его заместитель Виктор Олерский, а также губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Следом состоялась официальная церемония передачи «Берингова пролива» государственному заказчику – Министерству транспорта РФ в лице Федерального агентства морского и речного транспорта.

Затем гости осмотрели спасатель и познакомились с его возможностями. Местом базирования судна станет порт Корсаков на Сахалине, с тем чтобы он мог быстрее добираться до наиболее опасных для мореплавания районов в Охотском и Японском море. А вот экипаж собирали из моряков Приморского края и Сахалинской области.

Кстати, капитан судна Роман Горшков родом из Владивостока, здесь получал образование судоводителя и в местных компаниях сделал карьеру штурмана дальнего плавания. Журналист «В» побеседовал с капитаном «Берингова пролива».

– Нашей главной задачей, безусловно, является оказание помощи терпящим бедствие в море или попавшим в кораблекрушение. Особенно это важно на фоне последних трагедий в Охотском море с платформой «Кольская» и траулером «Дальний Восток», приведшим к человеческим жертвам. Но и не забывайте, что «Берингов пролив» будет работать во всех морских регионах Дальнего Востока. И это даст новый импульс развитию Севморпути, повысит уровень безопасности морских и прибрежных операций, создаст принципиально новые возможности для спасательных служб современной России и пополнит аварийно-спасательную флотилию на Дальнем Востоке и в Арктике.

– Ваш спасатель имеет усиленный форштевень. Он может пробивать льды Арктики, как полноценный ледокол?

– Преувеличивать не стоит: у нас не ледокол и задачи стоят несколько иные. Хотя отмечу, что судно может преодолевать лед метровой толщины со скоростью 3,6 узла. Главное другое – спасатель с неограниченным районом плавания оснащен передовым современным отечественным оборудованием, среди которого системы навигации и пожаротушения, комплекс для подводного погружения, современные интеллектуальные датчики и др. Имеется вертолетная площадка. То есть создана возможность для оказания любой спасательной помощи – на больших глубинах, при сильном волнении моря, в особо чрезвычайных ситуациях.

– А сколько человек в экипаже на борту?

– По штатному расписанию это 22 члена экипажа. При ведении специальных операций мы берем еще не менее 12 узкопрофильных специалистов: вертолетчиков, водолазов, врачей, механиков и т.д. Но зато и при переходах, к примеру, между океанами или из Арктики в Антарктиду для управления и жизнеобеспечения достаточно 13 моряков.

– Можете перечислить основные задачи «Берингова пролива»?

– Судно предназначено для патрулирования и аварийно-спасательных дежурств в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов, поиска и оказания помощи терпящим бедствие судам, спасения, эвакуации людей, оказания им медицинской помощи, снятия с мели аварийных судов, откачки воды из затопленных отсеков, буксировки аварийных судов во льдах и другое. Про ледокольную проводку я уже говорил, но «Берингову проливу» не страшно сжатие льдов толщиной до 1,5 метра. Что касается подводно-технических работ, то наши водолазы могут опускаться на глубины до 60 метров, а также вести обследование робототехникой морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 3000 метров.

– Желаю вам семи футов под килем.

– Спасибо.

Кстати

У «Берингова пролива» есть брат-близнец – спасатель «Мурман», который будет работать в западном секторе Арктики. Таким образом, оба судна станут обеспечивать безопасность мореплавания на всем протяжении Северного морского пути от Владивостока до Мурманска, пока к ним через несколько лет не подтянутся однотипные суда из вновь построенных.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ