​Международный туризм против конфликта цивилизаций

Какую стратегическую роль в развитии Владивостока призван сыграть проект «Босфор Восточный»

9 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3852 (186) от 9 дек. 2015
102813d8f566082ba8ffa7860617ca23.jpg

3 декабря в приморской столице, на площадке ВГУЭС, состоялся Первый международный форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». Со стратегическим докладом на нем выступил советник главы Владивостока Игоря Пушкарева – известный специалист-международник, историк и антрополог Владимир Соколов. По материалам своего выступления он подготовил статью, которую мы предлагаем вашему вниманию.

Размышляя о перспективах международного морского туризма во Владивостоке, важно смотреть на ситуацию и «снаружи», и «изнутри»: с позиций комплексного развития всей прибрежной зоны, а также впечатлений и переживаний, способных привлечь сюда гостей из соседних стран.

Международный туризм против конфликта цивилизаций

«Наши традиции позволяют знакомить гостей с особым типом творческой открытости неизвестному, воспитанной многовековым и многотрудным распространением России навстречу Великому океану»

«Название пролива Босфор Восточный появилось вскоре после Крымской войны 1853 – 1856 годов и напоминает нам о том, что еще есть надежда найти альтернативу конфликту цивилизаций»

В «Стратегии развития Владивостока до 2020 года» большое значение придается индустрии гостеприимства. Успех данного сектора может быть обеспечен лишь путем целенаправленного формирования туристских дестинаций.

Хотя слово «дестинация» для нас непривычно, в его содержании нет ничего сложного. Оно широко используется специалистами в области управления туризмом, озабоченными стихийностью формирования своей отрасли. С английского «дестинация» переводится как «место назначения», «направление» или «цель путешествия». С учетом его латинского происхождения оно может трактоваться и как «место, куда стремятся для достижения полноты существования».

Зачем нам понадобилось иностранное слово? С помощью заимствования появляется специальный термин, фиксирующий новый аспект реальности, на который ранее должного внимания не обращалось. Замечено, что свежесть видения возникает на стыке своего и чужого. Новый термин позволяет именовать новую практику и ее предметную область, переносимые извне, что всегда требует адекватного перевода. Что это за практика, переносимая на почву Владивостока? Насколько она органична нашим условиям и традициям?

Проектируем дестинацию «Босфор Восточный»

В сентябре 2015 года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) администрация Владивостока предъявила инвестиционный проект по созданию на полуострове Саперном Русского острова (по соседству с океанариумом, ДВФУ и будущим технопарком) конгресс-выставочной и культурно-познавательной туристской дестинации под названием «Босфор Восточный».

Вообще, Босфор Восточный – название пролива. Оно появилось при участии графа Муравьева-Амурского вскоре после Крымской войны 1853 – 1856 годов и напоминает нам о том, что еще есть надежда найти альтернативу конфликту цивилизаций. Таков его изначальный и до сих пор актуальный смысл.

Ключевой объект этой дестинации – конгресс-выставочный комплекс

ВЛАДЭКСПО, который должен стать ядром делового центра свободного порта и «домом» ВЭФ. Но его предполагается дополнить тематическим парком вокруг форта Поспелова и, что особенно важно, – Кросс-культурным форумом искусств и знаний. По замыслу разработчиков, последний призван развить идею сингапурского Музея искусства и науки – первого в мире музея, посвященного раскрытию природы творчества как основы человеческой деятельности. Если наш город действительно претендует на роль интеллектуального лидера Дальнего Востока России, то ему необходима площадка такого рода, однако учитывающая местную специфику.

Поиски в этом направлении пока встречают трудности. Как известно, рабочая группа № 15 Общественного совета министерства культуры по развитию культурных центров под руководством народного артиста России Николая Бурляева признала несостоятельным содержание проекта «Дома новой культуры» на острове Русском, в Калуге и Первоуральске. Очевидно, его авторам не хватило сил, чтобы сценировать процесс подлинно творческого созидания, а не модного самовыражения в духе глэм-культуры.

В настоящее время концепция радикально изменилась: произошел отказ от экспансии современного искусства и поменялось название. Теперь на острове Русском планируется региональный культурный центр. Его уже начинают строить, но функционал окончательно не определен. Хотя в бумагах и предусмотрено, что здесь в творческих мастерских, студиях, лабораториях, охватывающих разные сферы (кино, театр, изобразительное искусство, музыкальное и хоровое воспитание, литература, образование, спорт, инновации), будут созданы условия для межнационального и межрегионального культурного обмена, оказания культурной поддержки в осуществлении региональных туристических программ в сфере въездного туризма.

И все же, если мы хотим по-настоящему развивать во Владивостоке международное общение, то для организации соответствующего воспитания следует внимательно изучать зарубежный опыт, безусловно, рассматривая его сквозь призму нашего цивилизационного выбора.

Учитывая сказанное, вернемся к примеру сингапурского Музея искусства и науки. Он был открыт 17 февраля 2011 года, продемонстрировав желание Сингапура стать мировой столицей инноваций и технологического прогресса, лидером креативной (знаньевой) экономики. Музей входит в состав элитной дестинации «Марина Бэй Сэндс» – одного из 10 самых дорогих и шикарных отелей-курортов в мире. Экспозиции музея показывают, что движет творческими людьми, как они приобретают свои навыки и как реализуют их в разных профессиональных областях и культурных средах. Экспозиции предназначены поддерживать у посетителей постоянную готовность к творчеству, которое всегда происходит в конкретном месте, но если оно настоящее, а не суррогат глэм-культуры, то это случается как выход за пределы границ обыденного – в пространство и время всемирности, а не под цветные софиты гламурных шоу массмедиа.

Из Владивостока отчетливо видно, что инновационный сингапурский музей, посвященный тайнам творчества, по сути, игнорирует креативные эффекты, обычно возникающие в путешествиях при взаимодействии людей, принадлежащих к разным цивилизациям и практикам сохранения жизни. Предпосылкой и результатом такого общения являются утопические образы загадочных территорий, запечатленные в текстах, на картах и в живых преданиях (Царство Пресвитера Иоанна, Никанское царство, Беловодье, Шамбала, острова Блаженных, Эльдорадо и др.). Как правило, они появлялись в виде слухов о далеких землях, которые предстояло отыскать и познать, а потому актуализировали всю мощь памяти и творческого воображения, желания и воли, заданных во многом телесно. Они действовали по-разному: и побуждали к «внутреннему созерцанию», и вызывали настоящий взрыв миграционной активности с искренней верой людей в возможность открытия своего в чужом, «родной инаковости».

Своим именем и месторазвитием Влади-Восток продолжает этот ряд, обнаруживая цивилизационные различия в отношении к пространству (физическому, телесному, смысловому), его разметке и организации с помощью событий. Благодаря данному обстоятельству, а также историческим связям Владивостока с ведущими культурными центрами Восточной Азии возможно построение на острове Русском конкурентоспособной туристской дестинации, раскрывающей сокровенную суть самой путешественности как духовно-телесного усилия и одновременно стимула развития творческих способностей, ко всему прочему требующих сердечности, о чем свидетельствует ныне переоткрываемые судьба и наследие нашего знаменитого писателя, исследователя и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева.

Комплексное развитие прибрежной зоны

Напомним, что проект дестинации «Босфор Восточный» администрация Владивостока позиционирует не сам по себе, а как один из четырех ключевых элементов планировочного каркаса в составе: 1)трансграничного автомобильно-железнодорожного маршрута, продолжающего скоростную магистраль из Пекина до Владивостока поверх древнего пути, существовавшего по меньшей мере с XVII века до начала 1960-х годов; 2) пассажирского хаба в районе полуострова Песчаного, на пересечении с корейским железнодорожным направлением, где в партнерстве с национальным парком «Земля леопарда» предстоит создать еще одну дестинацию, увлекающую в будущее и наполняющую гармонией образ территории со сложной исторической судьбой; 3) масштабных и обязательно «зеленых» инженерно-технических сооружений в виде моста через Амурский залив, нового моста на остров Русский, связанного с эстакадой вдоль западного берега полуострова Муравьева-Амурского (ВКАД), а также моста через Уссурийский залив на Суходол вблизи двух дестинаций – интегрированной развлекательной зоны «Приморье» и Всероссийского детского центра «Океан».

Планируется, что комплекс из этих объектов, охватывая островную, полуостровные и материковые части Большого Владивостока и задавая новый формат рассредоточенного существования на берегах залива Петра Великого, обеспечит значительный приток зарубежных туристов, тем самым интенсифицируя межцивилизационное взаимодействие. В то же время он имеет прямое отношение к будущей интегральной инфраструктуре свободного порта, призванной обеспечить баланс между развитием и безопасностью средствами киберпространства, «интернета вещей», системой наземного, морского и спутникового наблюдения. Они не только задают рамки «умного города», но и способствуют оптимизации работы и движения в портовой зоне и на подходах к ней, устанавливают новые стандарты комплексного пространственного планирования с учетом геоэкономических и геополитических реалий. За всем этим стоит мощь отечественной инженерной школы, познавательные традиции которой должны лучше раскрыться в сравнении с аналогичными традициями соседних стран на площадке Кросс-культурного форума искусств и знаний. Именно он призван стать центром воспитания будущего «класса Razvitie» (термин Юрия Громыко), альтернативного «креативному классу» Ричарда Флориды.

В этом технократическом контексте понятие «дестинация» приобретает очень конкретную функцию. Если оно есть «место, куда стремятся для достижения полноты существования», то, значит, предназначено для работы с качеством проживания, обеспечиваемым организацией повседневного сохранения жизни. В то же время дестинации служат подключению тех или иных мест к глобальным туристским маршрутам и потокам. Фокусируясь на духовно-телесной конкретике человека, дестинации обращены к традиции, стихии обыденного и управлению разнообразием форм присутствия в нем.

Понятие «дестинация», акцентируя внимание на территориальности и качестве проживания, призвано дополнить чаще используемый у нас термин «кластер», означающий сеть поверх нескольких участков территории и ориентирующий на достижение синергетического эффекта. В плане решения задач развития гостеприимства дестинация более операциональна. Она позволяет работать как раз с предметностью обыденного и неявным знанием, свойственным ему.

Вместе с тем в «Стратегии Владивостока» базовый сценарий предполагает не только приоритет услуг индустрии гостеприимства, но и ориентацию на комплексное управление прибрежной зоной, предполагающее разработку нового экономико-правового механизма гармонизации интересов. Действительно, в настоящее время наблюдается процесс включения в российское стратегическое планирование этой методологии, рекомендованной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992), подробно разработанной в Директиве ЕС по Морскому пространственному планированию (2014). В результате заимствования норм зарубежного права государственные границы дополняются границами экосистемными, что вводит в управление наднациональный вектор политики, всегда связанный с ограничением суверенитета.

Но все не так драматично. Ведь, как показывает опыт наших восточноазиатских соседей, комплексное управление прибрежной зоной обладает еще и цивилизационной спецификой, заданной традиционными представлениями об отношениях природы и человека. Она создает безмолвные надежные «фильтры» при заимствовании чужих слов и норм. С учетом сказанного туристские дестинации, создаваемые во Владивостоке на границе суши и моря, разных культур и эпох, нацеленные на работу со стихией повседневной жизни и, как отмечалось, с разнообразием форм присутствия в ней, имеют шанс стать уникальной площадкой цивилизационного самоопределения. Нам только необходимо найти свою изюминку. И она есть!

Морская школа творчества

Сравнению разных моделей и утверждению в судьбоносности своего выбора способствует морская тема. Ведь образ моря затрагивает первоосновы духовно-телесного существования человека. Встреча с морем неизменно побуждает в нем усилие «быть собой» и обнаруживает то самое чудо «родной инаковости»: необозримый простор моря не позволяет видеть, но заставляет смотреть, а главное, изменяться самому, ввергая в состояние творческой открытости. Выход в море развивает способность «предаваться», учит удали и, если хотите, непереводимому на западные языки по‑двигу, заключающему в себе преодоление и победу. Это хорошо знают те, кто прошел школу «преображения» в кругосветных плаваниях на наших знаменитых парусниках «Надежда» и «Паллада».

Данный эффект встречи с иным, давно наблюдаемый во Владивостоке, тщательно и многогранно раскрыт в произведениях выдающегося российского китаиста Владимира Малявина, много лет работающего в Тайбэе и по-настоящему влюбленного в наш город, о чем свидетельствует его последняя книга «Евразия и всемирность». Он пишет, что неоднократно испытывал в морском Владивостоке «странное чувство встречи с родной чуждостью жизни», приоткрывающее подспудное ожидание «неведомой будущности, непонятно кому предназначенной, но невероятно фантастически реальной». О том же в далеком 1930-м писал и Михаил Пришвин, ехавший к Арсеньеву, но не успевший застать его в живых...

Неудивительно, что еще в конце 1990-х на базе Приморского государственного объединенного музея имени Арсеньева при поддержке тогдашнего его директора заслуженного работника культуры РФ Галины Алексюк группа, работавшая над проектом международного музейного центра, фокусировала внимание на морской теме, трактуя ее в разностороннем антропологическом ключе. С появлением великолепного океанариума значительная часть возможных решений уже реализована. Однако мой преемник на посту директора музея имени Арсеньева по-прежнему справедливо ориентирован на морские реалии, способные рождать у людей сильные переживания. Это побуждает к поиску новых форм раскрытия старой (если не вечной) темы, исключительной для жителей Владивостока. А у нее есть свои «подводные» и «надводные» течения. Их надо знать.

Как ни парадоксально, состояние морского плавания наиболее полно моделируется не музейными экспозициями, а событием классического театрального представления, когда зрители наполняют зал, словно корабль, а с началом спектакля отчаливают в своих неподвижных креслах в неведомое, навстречу судьбе, бесстрашно предаваясь стихии игры вместе с актерами. Но только театру, работающему с мировым репертуаром и вовлеченному в межцивилизационное взаимодействие, открываются все превратности внутренней человеческой стихии, олицетворяемой морем и укрощаемой с его же помощью. Именно там, на стыке традиций, происходит культивирование творческих состояний, столь необходимых современной экономике знаний. Только игра такого класса может уменьшить реальные риски игорной зоны, ныне рассматриваемой у нас как «манок» для иностранных туристов.

Поэтому в проектировании Кросс-культурного форума искусств и знаний важнейшая роль, очевидно, будет принадлежать опыту Токийского нового репертуарного театра, созданного жителем Владивостока – заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственной премии Японии Леонидом Анисимовым. Благодаря своей преданности системе Станиславского за 12 лет этот театр стал важным элементом духовно-интеллектуального ландшафта одного из крупнейших в мире мегалополисов. Этот реальный трансферт знаний из Владивостока в Токио уникален.

Со-развитие вместо конфликта

В настоящее время в мире наблюдается конкуренция цивилизационных моделей. Согласно американской терминологии она происходит в сфере ноополитики – стратегии управления политическими процессами, основанной на оказании всестороннего воздействия на индивидуальное сознание в массовых масштабах с целью формирования определенного типа личности. К ней, безусловно, относятся не только спорт, кинематограф, образование, но и международный туризм, неявно ориентированный на продвижение того или иного цивилизационного проекта.

Однако важно избежать конфликта цивилизаций, о котором пророчествовал американец Сэмюэль Хантингтон. Мы считаем, что необходимо совместными усилиями выстраивать новый, метацивилизационный, уровень сообщительности. И делать это на принципах со‑развития. Он должен ориентироваться на поддержку творческих эффектов, возникающих при взаимодействии представителей разных культур и цивилизаций, на их творческое взаимообогащение. Очевидно, что решение этой задачи носит комплексный характер и требует особой мультиинфраструктуры, принципы которой в 2012 – 2015 годах разрабатывались в ОАО «РЖД» в рамках мегапроекта «Трансъевразийский пояс Развития». Очевидно, именно он побудил аналитиков КНР подготовить несколько иную модель в виде инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», выдвинутой генеральным секретарем КПК Си Цзиньпином в 2013 году.

К сожалению, реальных образцов со-развития пока не очень много. Наиболее ярким примером такого синтеза в области культуры являются триумфальные постановки уже упоминавшегося Токийского нового репертуарного театра, представленные на Русском фестивале в Японии: по роману «Идиот» Достоевского (2014) и по древнему тексту «Кодзики» (2015), кстати сказать, повествующему о рождении Японских островов из бездны океана. «Кодзики» в постановке владивостокского режиссера не имеет аналогов в истории: впервые опасные глубины региональной мифологии освоены силой русской театральной сердечности, причем на сцене театра Но. И разве не удивительно, что спектакль был оценен японской критикой как новый стиль этого довольно консервативного направления традиционного искусства и знания Страны восходящего солнца...

Но есть попытки запустить также и государственные проекты метацивилизационного уровня. Поскольку сопряжение евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути» объявлено генеральной линией российско-китайских отношений, рассмотрим с указанных позиций китайский опыт комплексного управления прибрежной зоной и организации туристских дестинаций. Его анализ, на наш взгляд, позволит лучше настроиться на превращение Владивостока в место, куда стремятся «для достижения полноты существования».

В 2015 году на Боаоском азиатском форуме китайский руководитель Си Цзиньпин снова выступил с инициативами «Один пояс – один путь» и «Сообщество общей судьбы». Почти одновременно Политбюро ЦК КПК одобрило план построения «Экологической цивилизации», взяв курс на внедрение во все аспекты жизнедеятельности общества экологических ценностей с китайской спецификой. 14 – 15 сентября в Москве при активном участии китайской стороны прошел II Международный культурный форум Шелкового пути. По его итогам была создана новая межгосударственная неправительственная структура – «Организация культурного сотрудничества «Евразия – Шелковый путь».

Вместе с тем в «Золотом треугольнике Янцзы» для продвижения «Морского Шелкового пути ХХI века» – основной артерии энергопоставок в Китай, в целях обеспечения стабильности таковых формируется крупнейшая дестинация, ориентированная на переконфигурирование глобальных потоков морского/островного туризма. Для нас важно, что этот район исторически связан с Владивостоком и Приморским краем. Он перспективен для организации круизного туризма в северную часть Пацифики, а потому требует тщательного изучения.

12 – 14 октября в городе Чжоушань, расположенном на главном острове одноименного архипелага, состоялась Первая Международная конференция островного туризма, посвященная «Созданию морского Шелкового пути и совместному развитию островов». Участники представляли международные туристические организации, 25 островных государств и территорий, 30 островных городов, а также международных туроператоров, круизные компании, авиакомпании, курортные компании, курортные объединения, туринвесторов и туристические исследовательские организации. Из России организаторы пригласили только представителей администрации Владивостока, рассматривая его в поле реализации проекта «Морской Шелковый путь ХХI века».

По итогам конференции было принято решение сделать архипелаг Чжоушань постоянным местом проведения конференций по островному туризму и регулярных встреч для подготовки к созданию Всемирного союза островного туризма и повышения его статуса в мировой туриндустрии. Кроме того, резолюция конференции включает положение о создании единого общемирового центра исследований и принятия решений в области островного туризма. Данное событие – яркий пример вхождения конкретного места в систему глобальных турпотоков и сеть ее поддерживающих институций. Владивостоку этому необходимо учиться.

Знаки общей судьбы

Важно отметить, что туристская дестинация архипелага Чжоушань (1390 островов), позиционируемая под слоганом «Буддийский рай на море», входит в состав крупнейшего в КНР мегалополиса дельты реки Янцзы из 16 городов в трех административных единицах, расположенных на берегах и островах залива Ханчжоувань. Ее главная достопримечательность – туристическая зона священного острова-горы Путо, который имеет статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место паломничества не только китайских буддистов: по преданию, здесь произошло просветление Гуаньинь – божества милосердия, выступающего в женском обличье и почитаемого во всех странах Восточной Азии. Большой популярностью у посетителей пользуется наклонная скала с огромным иероглифом «сердце», на котором одновременно могут сойтись до 100 человек, но чаще фотографируются семьями. Турпродуктом этой дестинации является адаптированный для массового потребителя буддийский путь достижения счастья, сегодня все больше трактуемый в экологическом ключе.

Но для владивостокцев история про «остров Гуаньинь» имеет свое звучание. В Приморском государственном объединенном музее имени Арсеньева хранятся две уникальные Тырские стелы 1413 и 1433 годов – времени, когда из дельты Янцзы предпринимались грандиозные морские экспедиции адмирала Чжэн Хэ в Юго-Восточную Азию и Индийский океан. Одновременно из Нанкина в устье Амура сначала сухопутьем, а затем по Сунгари семь раз также спускались посланники со своими пышными свитами. Здесь по традиции был воздвигнут храм Гуаньинь (самый северный из всех известных), что, однако, не помогло обеспечить влияние на аборигенов. Методы «энергетического» освоения с помощью геомантии оказались бессильны перед отчуждением «диких» чжурчжэней. Храм периодически то разрушали, то восстанавливали. В последний раз и ненадолго – в 1433-м.

Отметим, что Тырские стелы – памятники пределов влияния древнейшей цивилизации мира – оказались во Владивостоке к возвращению из путешествия в 1891 году на Восток цесаревича (будущего Николая II), как известно, посетившего Шанхай, Нанкин и Ханькоу (Ухань) на реке Янцзы. С устья Амура стелы специально доставили на пароходе «Байкал», уже десять лет совершавшем регулярные рейсы по линиям Владивосток – Николаевск-на-Амуре и Владивосток – Шанхай – Ханькоу от имени первого русского азиатско-тихоокеанского пароходства «Шевелев и Ко».

В то время владивостокское китайское торговое общество полностью зависело от шанхайского, а в 1922-м на кораблях и судах Сибирской флотилии из Владивостока в свободный порт Шанхай, где не требовалась виза, прибыло несколько тысяч беженцев. Из кораблей вернулся только один – «Адмирал Завойко», вскоре переименованный в «Красный вымпел». Здесь в 1930-м, уже после смерти Арсеньева, в англоязычном журнале была опубликована его последняя статья. В 1935 году на средства выходцев из России был построен храм-памятник императору Николаю II – храм святителя Николая Чудотворца, закрытый в 1955-м. В 1937 году в Шанхае проживало около 25 тысяч русских. Они составляли самую многочисленную группу иностранцев. Николаевский храм сохранился до сих пор. На период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, с мая по ноябрь 2010-го, церковь была передана шанхайской общине Русской православной церкви в аренду на выходные и праздничные дни. По будням же в храме по-прежнему работал ресторан, обосновавшийся здесь в конце 1990-х. В 1993-м между Владивостоком и Шанхаем был подписан «Меморандум о взаимопонимании и развитии отношений дружественного сотрудничества».

Для оценки перспектив развития свободного порта Владивосток важно, что комплексное управление прибрежной зоной, внедряемое в КНР с буддийским подтекстом, успешно сочетает морской туризм с интенсивным инфраструктурным строительством, которое может послужить для нас в качестве «зеленой» модели. Водные пространства залива Ханчжоувань пересекают крупнейшие в мире строительные конструкции: 1. Большой мост Восточно-Китайского моря Дунхай протяженностью 32,5 км, связывающий Шанхай с глубоководным бондовым портом на острове Яншань. 2. Большой трансокеанский мост Ханчжоу Бэй Бридж протяженностью 35,673 км, связывающий Шанхай с городом-портом Нинбо на севере провинции Чжэцзян. 3. В свою очередь, город-порт Нинбо соединен с самым крупным островом архипелага Чжоушань, составляя порт Нинбо-Чжоушань – один из крупнейших в мире; вместе с четырьмя другими мостами острова Чжоушань они образуют сооружение общей длиной 48,6 км – пожалуй, самый длинный морской мост в мире. 4. В настоящее время разработан проект строительства еще более гигантского моста (около 100 км) через залив Ханчжоувань, связывающего Чжоушань с портом Яншань и Шанхаем. На их фоне наши планы строительства ВКАД и мостового перехода через Амурский залив выглядят только началом масштабного инфраструктурного обустройства важнейшей российской зоны трансграничного сотрудничества.

Вместе с тем перечисленные элементы относятся к интегральной инфраструктуре крупнейшего мирового портового кластера. Здесь же, в дельте Янцзы, действует система особых экономических зон практически всех типов, среди которых высшим уровнем считается Шанхайская пилотная зона свободной торговли. Отметим, что целостный подход распространяется также на организацию всего портового хозяйства КНР. Этот опыт представляет большой интерес для повышения конкурентоспособности Северного морского пути в контексте намерения распространить льготный режим свободного порта Владивосток на все ключевые гавани Дальнего Востока.

Очевидно, что дельта реки Янцзы, исторически связанная морскими маршрутами с Владивостоком, претендует на роль крупнейшего генератора «наращивания взаимосвязанности» (по-английски сonnectivity). Для нас важно, что данный термин вошел в политический язык из практики регионостроительства АСЕАН со все тем же цивилизационным подтекстом, демонстрируя миру иной сценарий сообщительности, требующий, однако, перевода.

Сердце – Великому океану

России необходим свой проект по «наращиванию взаимосвязанности». Саммит АТЭС во Владивостоке был первым шагом в этом направлении. План создания интегрально-инфраструктурного комплекса свободного порта Владивосток, заявленный тремя инвестиционными проектами на Восточном экономическом форуме, опирается в том числе и на развитие морского туризма с российской индивидуальностью. Наши традиции позволяют знакомить гостей с особым типом творческой открытости неизвестному, воспитанной многовековым и многотрудным распространением России навстречу Великому океану. В этом году исполнилось 376 лет со дня первого выхода московских людей на его просторы...

Морская стихия, обрамленная бытовыми возможностями туристских дестинаций, способна раскрыть тайну этого подвига – особое чувство продвижения, подразумевающее не просто направление вперед, но создание и накопление в себе добра, терпение и смирение, знание и проворство.

Экспериментальной площадкой для такого рода работы стала первая полноценная дестинация Владивостока в лице Всероссийского детского центра «Океан». Ей уже 32 года. Здесь с 21 августа по 10 сентября совместно с Центром национального интеллектуального резерва МГУ имени Ломоносова, фондом «Национальное интеллектуальное развитие» и компанией «Иннопрактика» при поддержке администрации Владивостока и ДВФУ была проведена первая научно-образовательная «Тихоокеанская проектная школа» для одаренных школьников. Ее планируется сделать международной, создав с помощью детей условия для сопряжения национальных проектных подходов и стратегических культур. В плане регионального менеджмента сегодня очевидна необходимость в системе управления знаниями на стыке поколений и цивилизаций. Совместное освоение Великого океана располагает к этому, но все-таки не помешает всем нам вспомнить и о традиционной «мудрости сердца»...

         

Автор: Владимир СОКОЛОВ