Проблема чистой воды
Документалистика озаботилась популяризацией науки
Имя Пола Лазаруса из США знакомо, вероятно, десяткам тысяч российских зрителей, во всяком случае, тем, кто смотрит сериалы. Например, «Воронины», «Не родись красивой», «Беверли Хиллз 90210». Да, Пол Лазарус работал как режиссер в каждом из этих проектов…
Но во Владивосток он приехал не для того, чтобы говорить о ТВ-индустрии развлечений. Наоборот, в город нашенский Пол Лазарус привез проект своей жизни – документальный фильм «Рывок» (Slingshot).
Лента эта рассказывает об удивительном человеке – американском изобретателе и инженере Дике Кеймене. Он, кстати, тоже известен многим. Кеймен среди прочего изобрел сегвей – двухколесное средство передвижения. Затем на основе сегвея создал уникальные инвалидные коляски, которые позволяют их хозяевам не просто передвигаться, но даже танцевать и вкручивать лампочки в люстры.
Дик Кеймен занимается, например, также вопросом падения престижа инженерного образования и научных профессий в США у подрастающего поколения. Поэтому ежегодно проводит большой чемпионат – нечто вроде технической Олимпиады – для школьников.
Но целью своей жизни Дик избрал нечто поистине глобальное. Он захотел решить проблему снабжения чистой водой населения планеты, и в первую очередь жителей стран Африки, Южной Америки… Заморский Кулибин изобрел аппарат, который даже самую грязную воду превращает в чистую – дистиллированную. Без химических реагентов, только путем выпаривания. Но сделать производство массовым, привозить аппараты туда, где они действительно нужны, где люди болеют холерой и другими страшными заболеваниями, потому что пьют грязную воду, у изобретателя не получается…
Восемь лет работал над фильмом об изобретателе режиссер Пол Лазарус, и за это время Дику Кеймену так и не удалось запустить массовое производство, несмотря на то что он обращался в самые разные фонды, в ООН и даже в «Кока-Колу»… Словно никто всерьез и не озабочен проблемой чистой воды. А меж тем именно потребление грязной – в буквальном смысле слова – воды становится причиной примерно 50 процентов болезней во всем мире. Даже цивилизованные страны, например, такие как США или Россия, не в состоянии обеспечить своих граждан по-настоящему чистой водой…
– Это действительно серьезно, – сказал Пол Лазарус после просмотра фильма, отвечая на вопросы собравшихся. – Знаете, России повезло, у нее много источников воды, но… Вы ведь в своих домах очищаете воду дополнительно, покупаете чистую воду в бутылках? Значит, эта проблема действительно касается каждого. Только в странах третьего мира она жизненно важна…
Между прочим, я пил воду, которую выдают аппараты Дика Кеймена, в Гане, где снимал часть фильма. Там проходили испытания приборов. Они делают чистой любую, даже самую грязную воду. Это важно, потому что на нашей планете есть места, где люди часто воду пьют даже из луж… И я снимал этот фильм с одной целью: рассказать о человеке и его изобретении, чтобы о нем узнали как можно больше людей.
Еще мне хотелось способствовать популяризации науки. Сегодня ученый, инженер – не самая престижная в глазах молодежи профессия. А меж тем наука – это путь решения множества проблем человечества! Я надеялся, что когда люди увидят фильм, то вдохновятся примером Дика, захотят стать инженерами, учеными, захотят изменить жизнь всей планеты к лучшему…
В фильме «Рывок» главный герой – человек особенный. Достойный уважения, но, без сомнения, странный. Он сознательно отказался от многого в своей жизни: не ходит в магазины, носит только джинсы и джинсовые рубашки, отказался от отпусков и отдыха, от родительства… Все его время отдано работе.
– Дика Кеймена я знаю 30 лет, не раз снимал короткометражки о его изобретениях, – рассказывал Пол Лазарус. – Да, он выглядит чудиком, странным… Но подумайте: если бы от вас зависели судьбы детей в Гане или другой стране, где дети умирают без воды, стали бы вы отвлекаться на мелочи? Дик подчинил свою жизнь более важным вещам, и потому я снял о нем фильм.
Конечно, изобретение Дика – не единственное решение проблемы чистой воды. Есть и другие. Но я надеюсь, что выход моей картины поможет, заставит тех, от кого это зависит, все же обратить внимание на саму проблему. Знаете, я уверен, что, если бы каждый зритель после просмотра «Рывка» написал, к примеру, президенту компании «Кока-кола», как он заинтересован в том, чтобы люди пили чистую воду, компания бы стала делать намного больше для воплощения проекта Дика в жизнь. В каждую поездку с «Рывком» я отправляюсь с такими мыслями. И все еще я оптимист!
Интересно, что Пол Лазарус вовсе не останавливается в своей работе только на документалистике. Сейчас, по его словам, он работает в театре над постановкой пьесы. По иронии судьбы речь в ней также будет идти о воде. И о том, как она важна для человека.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ