Полпред недоволен возведением «Звезды»

Проблемам морского торгового транспорта и судостроения на Дальнем Востоке посвятил всю минувшую неделю заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента России в ДВФО Юрий Трутнев.

24 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3843 (177) от 24 нояб. 2015

Вначале полпред в сахалинском Корсакове провел совещание по транспортному сообщению между материком и островом. У действующих грузопассажирских железнодорожно-автомобильных паромов, курсирующих уже более 40 лет между Ванино и Холмском, завершается срок эксплуатации. Нужны новые суда. Строить придется в любом случае. И почему бы не собирать современные паромы на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта?

Единственной площадкой для их строительства могла бы стать будущая верфь в Большом Камне. Поэтому следующее совещание уже по вопросу развития гражданского судостроительного комплекса «Звезда» прошло в Приморье, рассказал «В» помощник полпреда Тимур Чернышов.

Выходим на тропу конкуренции

Во Владивостоке Юрий Трутнев подверг резкой критике затянувшийся ход строительства самой судоверфи и новых микрорайонов: «Значительная часть поручений президента России, связанных с координацией работы, выполняется медленно. Компании, которые строят, видимо, не верят, что строить (крупнотоннажный флот. – Прим. авт.) мы будем здесь. Поэтому надо просто исполнять поручение президента. Причина нынешней проволочки комплексная – и объективная, и субъективная».

Полпред – вице-премьер подчеркнул, что создание конкурентоспособного производства судов современного класса – это достаточно сложный процесс. «Мы выходим на тропу конкуренции с теми странами, с соседями, которые это производство уже давно организовали. У них есть специалисты, проекты, оборудование. Они занимаются этим вопросом десятилетиями. Мы будем соревноваться с Южной Кореей, которая сегодня практически номер один в судостроении, с Китаем, где это производство одно из самых дешевых в мире. Это не очень простая задача».

У будущей судоверфи «Звезда» еще есть временной люфт. Он вызван непростой на сегодняшний день ситуацией на рынке углеводородов. «Но задачу все равно надо решать. Человечество без энергии жить не может. В любом случае углеводороды в ближайшей перспективе будут пользоваться спросом. А значит, потребуется освоение новых месторождений, строительство газовозов и танкеров, судов поддержки, буровых и добычных платформ. Все это надо строить в России, чтобы миллиарды рублей не уходили за рубеж. И создавали рабочие места не в соседних странах, а для жителей Дальнего Востока», – подчеркнул Юрий Петрович.

Где разместить корабелов?

Также Юрий Трутнев затронул вопрос строительства жилья для работников судостроительного комплекса. «Вместе с членами семей общее число работников комплекса составит 18 тысяч человек. Мы должны не просто предоставить жилье, а сделать его цену такой, чтобы люди с учетом зарплаты, которую им будут платить на предприятии, могли нормально в этих квартирах жить», – подчеркнул Юрий Трутнев.

Полпреду рассказали о четырех вариантах строительства жилья для будущих корабелов. В их числе федеральная программа «Жилье для российской семьи», создание кооперативов пайщиков, строительство ведомственного жилья и предоставление под застройку бесплатных земельных участков. Пока нет единого мнения по финансированию строительства. По словам вице-премьера, задача, непосильная для одной стороны, решить ее можно только общими усилиями. «Этим вопросом должны совместно заниматься администрация Приморья, Минстрой и Минвостокразвития. Мы договорились, что через неделю коллеги подготовят предложения по источникам финансирования».

Справка «В»

Создание гражданского судостроительного комплекса «Звезда» в рамках Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ведется уже несколько лет. По плану первый этап возведения и пуска в действие судоверфи заканчивается в 2016 году, вторая и третья очереди откроются в 2018 году. Запуск производства планируется начать уже в первом квартале 2016 года. Предполагается, что судоверфь будет заниматься строительством судов для освоения углеводородных месторождений в дальневосточных морях и на арктическом шельфе. Дополнительно «Звезда» могла бы строить суда для торгового морского флота, например, паромы для Сахалина.

Автор: Николай КУТЕНКИХ