Квоты в обмен на инвестиции

Президент России Владимир Путин на прошлой неделе дал поручения правительству России и властям прибрежных регионов о принятии конкретных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса страны.

19 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3841 (175) от 19 нояб. 2015
9d9338da89dd8b39b78d20e4d925ec13.jpg

Новые вводные для федеральных и региональных чиновников даны по итогам заседания октябрьского президиума Государственного совета, на котором обсуждались накопившиеся злободневные вопросы отрасли.

Объемы вылова вырастут на треть

По просьбе корреспондента «В» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов поделился своим мнением о том, чего ждать приморским рыбакам от нововведений.

– Последние пять лет в России стабильно вылавливают 4,2 – 4,3 млн тонн водных биологических ресурсов ежегодно. Показатели очень даже неплохие. Но недостаточные. Страна должна не только полностью закрыть собственные потребности в рыбе и морепродуктах, но и нарастить объемы экспорта. Поэтому необходимо увеличить объемы добычи ориентировочно до 6,2 млн тонн в год. И выйти на такие показатели нужно уже к 2020 году.

Правительство поставило перед рыбаками очень трудную задачу. За счет чего это можно сделать? Во-первых, необходимо по максимуму осваивать имеющиеся квоты (на тот же кальмар, например). Во-вторых, на некоторые виды лимиты сняты полностью (к примеру, на сайру). В-третьих, наука подтвердила возвращение в Охотское и Японское моря сардин (сельдь иваси) и скумбрии. Так что ловить их придется приморским, сахалинским и камчатским рыбакам. Безболезненно для общих объемов этой рыбы можно осваивать ежегодно 800 тысяч и 200 тысяч тонн соответственно. К слову, четверть века назад при государственной поддержке правительства СССР именно столько и ловилось. Вот только за прошедшее время добывающего и перерабатывающего флота, орудий лова и знающих свое дело специалистов почти не осталось…

Просто так предприятия, зарабатывающие себе на жизнь уже проверенными сезонными промыслами или занимающиеся инфраструктурой на берегу, вкладываться в бизнес в новых условиях не будут. Поэтому и должны власти по поручению президента оперативно узаконить предложения рыбацкого сообщества, – констатирует Георгий Мартынов.

Стимулировать добытчиков законом

На сайте Минвостокразвития определены пункты предстоящих нововведений. До 15 февраля правительство должно внести изменения в законодательство о рыболовстве. Речь идет об увеличении срока действия договора о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов с нынешних 10 до 15 лет. Это произойдет уже в 2018 году.

Также речь идет о выделении до 20 процентов от всех имеющихся квот на инвестиционные цели: закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов береговой переработки водных биоресурсов. В качестве приоритетов капитальных вложений были обозначены строительство рыбопромыслового флота, новых перерабатывающих мощностей, логистической инфраструктуры. Сами рыбаки этот пункт называют «квотой под киль».

Еще одним нововведением должно стать увеличение минимального объема освоения квот с 50 до 70 процентов. То есть в течение двух лет юридические лица должны осуществлять добычу не менее 70 процентов улова судами, находящимися в собственности или лизинге. В противном случае квоты будут изыматься и выставляться на аукцион.

Доклад главе государства о порядке распределения инвестиционных квот должен быть представлен до 15 декабря 2015 года.

Как отметил на заседании президиума Госсовета Владимир Путин, «такое решение давно назрело, квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников. В конечном счете эти вложения повлияют и на дальнейшее развитие их производств».

Рефсекции заменят контейнеры

Ряд поручений касается транспортировки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть страны, что нашло отражение в законопроекте. До 1 декабря правительству поручено представить предложения по перевозке рыбы рефрижераторными контейнерами (вместо убыточных железнодорожных рефсекций) морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Речь также идет о выравнивании железнодорожного тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах и устранении ограничений доступа к железнодорожной инфраструктуре компаний, осуществляющих подобную перевозку.

Также должны быть представлены предложения по производству на российской территории рефрижераторных контейнеров, включая дизель-генераторные установки. Это позволит полностью отказаться от закупки рефконтейнеров иностранного производства.

Соответствующие предложения ранее уже были представлены Минвостокразвития в правительство России. В частности, в докладе министерства, размещенном на его сайте, отмечено, что в период до 2020 года прогнозируется вывод из эксплуатации более 90 процентов действующего рефрижераторного подвижного состава. Участники рынка считают наилучшей альтернативой старому составу крупнотоннажные рефконтейнеры. Однако действующие тарифы на их перевозку железнодорожным транспортом неконкурентоспособны и тормозят замещение выбывающих из эксплуатации рефсекций контейнерами, обеспечивающими интермодальные (то есть разными видами транспорта) перевозки.

При этом в России рефрижераторные контейнеры не производятся. Основным поставщиком является Китай. По результатам маркетингового анализа, проведенного Ассоциацией операторов рефрижераторного подвижного состава, общая потребность перевозчиков в таких контейнерах была оценена в объеме 10 тысяч единиц, из них 5 тысяч – в ближайшие 3-4 года.

Реформа под контролем

По результатам экспертного анализа кабинет министров сформулировал конкретные меры тарифного, налогового и экономического стимулирования, позволяющие постепенно добиться замещения старого подвижного состава и обеспечить рост поставок дальневосточной рыбы на внутренний рынок.

Также в соответствии с поручением главы государства до 1 марта на территории Дальнего Востока должны быть сформированы рыбоперерабатывающие кластеры. Первый из них запланирован в Приморье, на берегу Уссурийского залива.

Реализацию этих поручений возьмет под контроль специальная правительственная комиссия. Ее возглавит один из вице-премьеров. Саму комиссию должны сформировать до 1 декабря.

Напомним, что министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка недавно заявил на правительственном совещании: «Дальний Восток на 82 процента формирует ресурсную базу российского рыболовства. Политика опережающего развития Дальнего Востока, определенная президентом России Владимиром Путиным как приоритет на весь ХХI век, предусматривает в том числе и эффективное использование указанных ресурсов, их конвертацию в инвестиции и добавленную стоимость на территории России и, конечно, доходы государства».

Справка «В»

В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне эксплуатируется более 1,5 тысячи добывающих и перерабатывающих судов, что составляет две трети рыбопромыслового флота России. Большинство из них были построены 30 – 40 лет назад, поэтому износ флота зашкаливает.

Второй важнейшей проблемой отрасли являются причальные стенки рыбных терминалов, большинство из которых находится в критическом состоянии, как и устаревшие холодильники в рыбных портах. Да и тех не хватает: по мнению аналитиков, для хранения рыбацких уловов необходимо в 4-5 раз больше современных холодильных емкостей.

И последнее. Из четырех с лишним миллионов добываемых в России водных биологических ресурсов две трети приходится на моря Дальнего Востока. С учетом предстоящего промысла сардин и скумбрии эта доля должна вырасти до трех четвертей. Поэтому нагрузка на рыбаков Приморья, Сахалина и Камчатки возрастет. Без помощи государства эти планы не осилить. Но рыбакам-дальневосточникам не привыкать. В 70-х и 80-х годах прошлого века именно они кормили своей продукцией подавляющую часть населения Советского Союза. Справятся и сейчас.

Автор: Николай КУТЕНКИХ