Газет так много...

В последнее время многим московским комментаторам доставляет особое удовольствие уточнять, кто реально владеет теми или иными российскими средствами массовой информации: за каким теле- или радиоканалом, газетой или журналом стоят Березовский или Потанин, группа “Мост” или “Газпром”, государство или какой-то “олигарх”. Мы в принципе знаем, кто контролирует “Известия” и “Новые Известия”, “ОРТ” и “ТВ-центр”… Но то в Москве. А что у нас, в Приморье?

28 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №384 от 28 май 1998

В последнее время многим московским комментаторам доставляет особое удовольствие уточнять, кто реально владеет теми или иными российскими средствами массовой информации: за каким теле- или радиоканалом, газетой или журналом стоят Березовский или Потанин, группа “Мост” или “Газпром”, государство или какой-то “олигарх”. Мы в принципе знаем, кто контролирует “Известия” и “Новые Известия”, “ОРТ” и “ТВ-центр”… Но то в Москве. А что у нас, в Приморье?

На днях в одной газете, раньше, бывало, критиковавшей “В” за перепечатки, а сейчас, при известных кадровых трудностях, вынужденной половину номера отдавать под публикацию материалов из “Московских новостей”, “Общей газеты” и прочих не очень известных московских изданий, прочитал, что во Владивостоке стало на 2 газеты больше: одну учредила коммерческая фирма, другую – совет ветеранов. Видимо, у владивостокских ветеранов появились лишние деньги… Как, впрочем, и у депутатов Находки, рассматривающих вопрос об издании своей, депутатской газеты – и это при том, что у газеты “Находкинский рабочий” реальных конкурентов в городе практически нет. Хотя ничего нового находкинские депутаты не открывают: в Большом Камне недавно по решению депутатов была создана новая, 4-я в этом переживающем нелегкие времена городе газета… А на заседание краевой комиссии по вещанию на днях лично пришел один из депутатов думы, дабы походатайствовать за краевой центр, который, оказывается, остался лишенным собственной радиостанции. А как же еженедельные выступления владивостокского мэра по Приморскому радио? Видимо, этого накануне городских выборов уже маловато… Как, впрочем, и нескольких газет, напрямую финансируемых из бюджета.

Так получилось, что краевые власти Приморья остались без собственной прессы. Другого такого примера в России нет, везде губернаторы и думы имеют свои газеты. Правда, краевая администрация в свое время пыталась забрать под свое “крыло” “Красное знамя” - не удалось. И у краевого совета была своя газета – “Утро России”, вынужденная уйти в самостоятельное “плавание” после ликвидации советов. А сейчас краевые власти лишились и находившейся в совместном управлении с Москвой телерадиокомпании “Владивосток”: Борис Ельцин решил реорганизовать региональные телерадиокомпании в филиалы ВГТРК – похоже, он всерьез занялся президентскими выборами 2000 года. Хотя у краевых властей есть надежда запустить этим летом собственный телеканал – в декабре Евгений Наздратенко, и не догадывавшийся тогда о майских планах президента, принял решение о создании “Общественного телевидения Приморья”. Но вот радио нет, как и газет…

Правда, особых неудобств от этого краевые власти не испытывают. Тем более что есть такая форма сотрудничества со СМИ, как “информационное обслуживание”. У “Владивостока”, к примеру, договоры об информационном обслуживании заключены и с краевой администрацией, и с краевой думой. Раз в неделю выходят у нас 2 полосы, подготовленные пресс-департаментом администрации, раз в месяц – 2 полосы, подготовленные пресс-службой думы. При этом редактировать представленные пресс-службами материалы редакция не имеет права – получаются “газеты в газете”, без больших штатов редакций, без гигантских финансовых расходов на бумагу, типографию, компьютеры, связь и многое-многое другое, без чего невозможна нынче газета (так, некоторые из большекаменских депутатов уже за голову хватаются при знакомстве с расходами, которые несет бюджет ЗАТО на собственную газету). Понятно, в рыночных условиях никакое информационное обслуживание бесплатно не осуществляется, хотя цены, скажем так, божеские, на уровне себестоимости – меньше, по налоговому законодательству, нельзя.

Такое информационное обслуживание нынче в моде, оно выгодно. Даже мэр краевого центра, отвергший в свое время какое-либо сотрудничество с газетой “Владивосток”, периодически просит опубликовать в нашей газете те или иные материалы – понимает, видимо, что 80 тысяч реальных подписчиков “В” значат гораздо больше, чем 100 тысяч абстрактных получателей газеты “Приморье”. Как отмечено в акте проверки, проведенной недавно ревизорами из Хабаровска, мэрия Владивостока истратила на информационное обслуживание в газете “Владивосток” 11,5 тыс. рублей (новых, конечно). Для информационного обслуживания мэрией привлекается и газета “Утро России”, которой было перечислено 20 тысяч рублей.

Газеты эти, конечно, разные. Не только по тиражу, но и по своему отношению к Черепкову. “Владивосток” не скрывает своего скептического отношения к способности нынешнего мэра управлять городом, “Утро России”, наоборот, нейтральную прежде позицию изменило на прочерепковскую. Но мэрия Владивостока, дабы дойти до максимального числа горожан, вынуждена за деньги публиковать в этих влиятельных изданиях свои документы – это и есть “информационное обслуживание”.

С некоторыми другими газетами краевого центра Виктор Черепков не скрывает особых отношений. В том же акте хабаровских ревизоров зафиксировано, что мэрией Владивостока в виде “финансовой помощи” перечислено 125 тысяч рублей газете “Завтра России из Владивостока”, 850 тысяч рублей получила газета “Приморье”, 168 тысяч – газета “Далекая окраина”, 75,6 тысячи – газета “Красное знамя”. Если считать по-старому, то больше миллиарда рублей ушло из городского бюджета на поддержку восхваляющих владивостокского мэра газет. Чьи это деньги? Мэрии? Нет, налогоплательщиков. Но немалые средства из бюджета уходят только тем газетам, которые не устают кричать: спасибо, любимый наш Виктор Иванович, за дороги, переходы, мусоровозы, бесплатные автобусы и многое-многое другое, что делается в краевом центре за счет опять-таки налогоплательщиков. Не будешь кричать – денег не даст. Тут уж не до самолюбия, не до журналистской этики. Выжить бы…

Действительно, рыночные отношения окончательно поставили крест на мечтах некоторых журналистов о независимости “четвертой власти”. Это КПСС в последние годы своей жизни заигрывала с журналистами, отпускала, бывало, вожжи, не забывая, правда, забирать большую часть зарабатываемой прессой прибыли. Нынешняя власть, учитывая бедственное положение средств массовой информации, просто берет журналистов на прокорм. У кого-то из них хватает смелости и умения даже в таких условиях хотя бы внешне сохранять независимость, другие же продаются, что говорится, с потрохами.

Тем более что денег на журналистов порой не жалеют. Недавно одного из журналистов “В” пытались переманить в конкурирующее издание зарплатой в 2 тысячи долларов – в несколько раз больше, чем может себе позволить платить редакция газеты “Владивосток”. Думаю, что накануне выборов мэра и городской думы расценки на способных журналистов будут расти – не случайно же выборы мэра Владивостока оцениваются примерно в 2 миллиона долларов. Да и газет в краевом центре, похоже, добавится. Уже сейчас их за два десятка.

А впереди выборы губернатора и депутатов Госдумы (по некоторым оценкам, победа Лебедя в Красноярске стоила ему порядка 10 млн. долларов). А потом грядут выборы президента, к которым, похоже, в Кремле всерьез начали готовиться, прибирая все что можно из СМИ к рукам. И не случайно в последнее время во Владивостоке становится тесно не только на газетном рынке, но и в эфире. Деньги, вложенные в средства массовой информации, которые имеют реальное влияние на аудиторию, не всегда приносят дивиденды, но всегда окупаются. Это в России уже осознали. И не только в России (ведь за некоторыми СМИ Приморья явно стоит иностранный капитал, прибирающий к своим рукам не только приморскую промышленность, но и каналы влияния на население края). Так что, похоже, будем считать в Приморье газеты сотнями, а телеканалы десятками.

Не все из них, конечно, выживут (даже от выборов до выборов, как существует одна находкинская газета). Рынок, как во всем мире, в конце концов и у нас вытеснит все лишнее. Но пока у приморцев кругом идет голова от обилия газет и теле- и радиоканалов.

Автор: Валерий БАКШИН, главный редактор "В"