Маленькая Корея в большом Китае

Репортаж корреспондента «В» об особенностях национальной политики наших восточных соседей

14 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3821 (155) от 14 окт. 2015
2806fea07a95d47fe3e66e3851900a95.jpg

Хорошо быть представителем малочисленной народности! Нет, правда. Во всяком случае, именно такая мысль возникает в голове, когда путешествуешь по Яньбянь-Корейскому автономному округу в провинции Цзилинь в Китае и видишь, какие деньги тратит Поднебесная на поддержание корейской культуры и корейского населения. В этом убедился корреспондент «В», побывавший в пресс-туре по провинции Цзилинь.

В городе Янцзи станция скоростного поезда (того самого знаменитого CRH, что развивает скорость до 300 км в час и способен доставить вас за тысячи километров в течение двух часов) – произведение искусства. В корейском стиле. Нет, вся технологическая начинка здесь такая же, как на любой станции CRH: табло, кассы, эскалаторы. Но вот музей (пусть маленький, но разве в этом дело?) корейского быта, расположенный на станции, единственный в своем роде. Как и огромные картины-панно, украшающие зал ожидания, на которых изображены традиционно корейские мотивы. Всем сразу становится ясно: вы не где-нибудь, а в Янцзи – столице Яньбянь-Корейского автономного округа. Здесь большинство населения – этнические корейцы, здесь берегут и помнят свои корни и свою культуру. Причем с младых ногтей.

Без традиций нет прогресса

Корейская государственная школа в Янцзи – образцово-показательная. Учатся здесь 1300 юных корейцев с 1-го по 6-й класс.

Корейцы в Китае – малочисленная народность, поэтому они получают большие финансовые вливания на поддержание своей культуры, на ее развитие и сохранение. Школа финансируется более чем хорошо.

Начнем с самого навороченного: здесь есть своя телестудия. Ученики ведут новостную программу и записывают сюжеты. Спортивный и хореографический залы – отдельно. Компьютерные классы с новейшим оборудованием. Огромная интерактивная книга на первом этаже – своеобразный цифровой музей. На самом видном месте – фотоотчет о том, как сюда приезжал Цзян Цземинь.

Корейских ребятишек здесь учат карате, игре го, каллиграфии, рисованию, вокалу, игре на традиционном корейском музыкальном инструменте – каягыме и, разумеется, всем общеобразовательным предметам.

Есть и особые уроки. Малыши учатся носить национальный корейский костюм и посещают специальные уроки этикета, на которых их обучают в соответствии с корейской традицией приветствовать старших, кланяться им и так далее. А на занятиях после уроков ребят обучают… быту. Да, обычному быту. В большом зале стоят парты, а еще разделочные столы, рисоварки и даже кровати. Здесь те, кто помладше, учатся заправлять кровати, а более старшие – варить рис и готовить традиционные блюда.

А сколько книг прочитали вы?

В огромной школьной библиотеке собрана информация обо всех 56 национальностях, проживающих в Китае. Каждый ребенок выбирает себе какую-то одну и изучает по этой теме все, что найдет. Интернационализм в действии!

Кстати, о библиотеке. Автора этих строк до глубины души поразила своеобразная стена почета на первом этаже школы: на огромных магнитных стендах фотографии учеников, а над ними цифры – 50, 100, 200, 300. На наш вопрос, что это, учителя объяснили: это фотографии детей, прочитавших много книг. Этот прочитал 50 книг, этот – 100, этот – 200. На них нужно равняться и с них брать пример! Какая прекрасная идея, не правда ли?

Корейской школе в Янцзи в 2013 году исполнилось сто лет, но расположена она в новом здании, вся с иголочки. В школьном музее, расположенном прямо в фойе, есть фотография здания школы, каким оно было сто лет назад. Историю школы ученики изучают на особых уроках и ведут поисковую работу, переписываются с выпускниками, проводят встречи с ними и представляют все это в музее.

«Такие школы в Китае везде?» – спросили мы у сопровождающих. Нет, ответили нам, другие, возможно, чуть менее оборудованы технически, но в целом уровень среднего образования в стране поддерживают высокий.

А вот охрана во всех школах страны одинаковая: территория учебного заведения обнесена высоким забором, на входе все перегорожено, здесь стоит здание охраны. Родителей допускают только до этого здания, дальше детвора идет сама. Зайти в школу просто так, с улицы, невозможно – только через охрану, а пропустят вас лишь в том случае, если вы предварительно получили разрешение администрации. Нечего в школе посторонним делать.

В самом здании в одном из кабинетов есть огромная стена с веб-камерами с изображениями каждого класса, коридора, столовой, стадиона. За пультом постоянно дежурит охрана. И знаете, в реалиях сегодняшнего дня такие меры безопасности не кажутся излишними. Даже в спокойном в целом Китае.

Танец корейских барабанщиц

В Янцзи, кстати, услышать традиционное корейское «комсамида» (спасибо) можно, наверное, чаще, чем китайское «сесе». В университете этого города под корейскую литературу выделен огромный зал с тысячами томов, причем фонды постоянно пополняются. Есть и музыкальные кружки, в которых студенты осваивают игру на национальных инструментах.

Между прочим, во многих хороших отелях Чанчуня вечерами публику развлекают церемонией чаепития и игрой на каягыме. А уж корейские барабанщицы – явление почти обязательное для любого праздника, будь то государственное торжество или просто открытие новой косметологической клиники, как, например, та, на открытие которой мы попали в Чанчуне. Танец корейских барабанщиц был здесь одним из основных элементов церемонии.

Также в концертных залах Янцзи, например в огромном здании народного творчества, ежедневно проходят концерты корейских песен и танцев. Свое мастерство перед публикой демонстрируют профессиональные артисты: играют на барабанах, каягымах и других национальных инструментах, танцуют пусть стилизованные, но все же поставленные на корейские мотивы танцы.

Ну, это в столице, скажете вы. И будете неправы: корейскую культуру бережно сохраняют и в провинции, в маленьких городках и деревнях. Но об этом мы расскажем в другой раз.

Кстати

Сам факт появления скоростного поезда, на котором от Хуньчуня до Янцзи можно добраться всего за 20 минут, а до Пекина за шесть часов, в провинции Цзилинь воспринимается с огромным энтузиазмом. Ведь фактически это делает весь Китай доступным не только для жителей севера страны, но и для туристов из России. Теперь Хуньчунь, по сути, ворота в Пекин, Харбин, Далянь, Шэньян. Поездка скоростным поездом на порядок дешевле авиаперелета и во много раз комфортнее, чем путешествие обычным поездом или автобусом.

       

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ