Это звонкое слово - казна

Cто лет назад в России появились первые казначейства. Идея собрать доходы в единую казну оказалась живуча. И несколько лет назад в стране была создана система федеральных казначейств. Стали появляться подобные структуры и в регионах, в том числе и в Приморском крае. На вопросы корреспондента “В” отвечает заместитель начальника Приморского казначейства Галина Вишнякова.

26 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №382 от 26 май 1998

Cто лет назад в России появились первые казначейства. Идея собрать доходы в единую казну оказалась живуча. И несколько лет назад в стране была создана система федеральных казначейств. Стали появляться подобные структуры и в регионах, в том числе и в Приморском крае. На вопросы корреспондента “В” отвечает заместитель начальника Приморского казначейства Галина Вишнякова.

- Каковы объективные причины создания Приморского казначейства?

- Для усиления государственного контроля за поступлением в бюджет доходов и расходованием средств в России с 1992 года взят курс на более эффективное управление, усиление контроля за поступлением доходов, целевым и экономным использованием бюджетных средств. Уже накоплен определенный положительный опыт. Теперь исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией и требованием мировых стандартов. Однако в условиях экономического кризиса у государства не хватает ни сил, ни средств распространить этот опыт на бюджеты всех уровней. Кроме того, пока нет официально принятой схемы организационного исполнения бюджетов регионов и территорий и их взаимоотношений с федеральным бюджетом. Такая неопределенность, жесточайший бюджетный кризис, отсутствие целевого финансирования развития инфраструктуры местных органов власти не позволяют на местах улучшать бюджетный процесс, и его организация в регионах не только не изменилась, а даже ухудшилась. Приморский край в этом плане не являлся исключением. Поэтому с 1996 года администрация края начала активно совершенствовать бюджетный процесс, чтобы выработать единые подходы к финансовой политике. Для этого и было создано государственное учреждение - Приморское казначейство.

- В чем, на ваш взгляд, преимущества казначейской системы исполнения краевого бюджета?

- Сначала я хотела бы сказать о недостатках существующей. При ней бюджет выступал главным образом в роли финансового дополнения плана. В прежнее время это соответствовало задачам. А сейчас его роль изменилась, и бюджет все больше становится активным средством мобилизации и распределения ресурсов, содействия устойчивому экономическому росту. Вот наглядный пример. При прежней системе участников денежных расчетов было не менее восьми. Это финансовое управление администрации края, банки (а их, как правило, несколько), подразделения администрации, затем снова банки, затем бюджетные учреждения и только потом конечная инстанция - поставщики товаров и услуг. Пробег денежных средств в лучшем случае составлял 8-10 дней, а то и больше, доходило и до месяца. Такая длинная цепочка порождала рост социальной напряженности, особенно если речь шла о выплате заработной платы. Мало того, усложнялся контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов. Так, по данным КРУ МФ РФ по Приморскому краю, в проверенных бюджетных учреждениях за 1997 год выявлено незаконных расходов в сумме 6725,0 тысячи неденоминированных рублей. И еще один существенный недостаток - отсутствие оперативной информации о наличии остатков денежных средств на счетах учреждений, что не позволяло временно использовать их на покрытие текущего дефицита бюджета. Все это в конечном счете вело к децентрализации финансовой власти в крае.

Активизации внедрения казначейской системы способствовало и то, что в 1997 году произошло существенное перераспределение доходных и расходных источников в пользу региональных бюджетов. И Приморье оказалось одним из первых в России, где администрация поняла необходимость реформирования и укрепления финансовой дисциплины в целях более оптимального и оперативного управления денежными потоками бюджетных средств. Проведена большая организационная работа, создана материальная база для перехода на лицевые счета по исполнению краевого бюджета, внедрены компьютерные программы, разработан механизм перехода на казначейскую систему.

По новой системе счета бюджетных организаций будут открываться в казначействе, и все движение средств будет происходить внутри него, минуя банки распорядителей бюджетных средств. Практически это выглядит так. Возьмем управление культуры администрации края. Сам аппарат управления и его подведомственные учреждения закрывают счета в коммерческих банках, а им открываются лицевые счета в казначействе. Процесс финансирования осуществляется путем перечисления на внутренние лицевые счета учреждений в строгом соответствии со сметами расходов, а оплата расходов производится со счетов казначейства после предварительной проверки документов, подтверждающих их целевое назначение. То есть процесс финансирования и оплаты расходов, а значит, и пробег денежных средств максимально сократится. Жесткий контроль за использованием бюджетных средств, как предварительный, так и текущий, позволит достичь той самой прозрачности бюджета. Уменьшается риск потерь в связи с уменьшением количества банков. Мы просчитали, что в связи с использованием временно свободных остатков денежных средств бюджетных учреждений на покрытие кассового разрыва бюджета будет достигнута экономия на сумму 24 миллиона новых рублей в год. Практически будет предотвращено нецелевое использование бюджетных средств. Займется казначейство и оперативным планированием.

- Возможно ли создание местных казначейств в муниципальных образованиях края?

- Это вопрос конституционный. Полномочия и ответственность властей разделены на всех уровнях. Однако в целях повышения оперативности управления доходами и расходами бюджетов различных уровней в постановлении губернатора края от 29.10.97 года “О передаче функций по исполнению краевого бюджета госучреждению Приморскому казначейству” главам муниципальных образований рекомендовано заключить договоры с нами по обслуживанию местных бюджетов. Это не затрагивает гарантий самостоятельности и не ущемляет законных прав, так как казначейство не принимает решения о суммах, направлениях бюджетного финансирования, а организационно обеспечивает процесс исполнения бюджета. Более десяти территорий края готовы с нами работать. Но есть пример, когда создано и свое местное казначейство - в Уссурийске. И работает оно достаточно эффективно. Хотя создание таких структур повсеместно дело дорогостоящее и, я бы сказала, создавать их в каждом муниципальном образовании нецелесообразно, мы готовы взять на обслуживание весь край.

Чтобы эффективно начать работать, нам необходимо узаконить переход на казначейскую систему. Речь идет о принятии думой Приморского края постановления “О переходе на казначейскую систему исполнения бюджета”. Поддержку и взаимопонимание мы нашли у комитета по финансовой политике. Теперь дело за депутатами. Надеемся на понимание. Ведь эффективность этого дела налицо.

Помните, в сказке “Золотой ключик” Карабас-Барабас дал Буратино пять золотых монет на ремонт каморки папы Карло. Но деньги не пошли по назначению, а были зарыты на поле чудес. Чем это кончилось, известно. Выводы можете сделать сами. Потому-то и нужен строгий контролер.