Без уважения к прошлому не будет успешного будущего

На недавно открытый во Владивостоке памятник русскому писателю и философу Нобелевскому лауреату Александру Солженицыну житель города повесил табличку с алой надписью «иуда».

10 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3802 (136) от 10 сент. 2015

В Интернете мужчина разместил видеообращение, в котором нелицеприятно отзывается о писателе и объясняет мотив своей акции тем, что памятнику Сталина место на территории города так и не выделено.

Как уже писал «В», бронзовый монумент Солженицыну был установлен на Корабельной набережной 5 сентября. Его автор – скульптор Петр Чагодаев – запечатлел писателя вступившим на берег родины после 20-летней вынужденной эмиграции. Солженицын был во Владивостоке один раз, проездом, когда в 1994 году возвращался в Россию из США. На церемонии открытия монумента, сделанного на частные пожертвования, присутствовал сын писателя – Ермолай Солженицын.

Родственники Солженицына, возмущенные поступком молодого «сталиниста», обратились к горожанам с открытым письмом.

«Это только значит, что и после смерти слова Солженицына нужны как никогда. Он всегда призывал правдиво смотреть на свою историю, знать ее, гордиться достойными ее страницами, но и признавать и каяться в ошибках и преступлениях. А мы с недальновидной легкостью все чаще огульно делим сограждан на «своих» и «предателей», мы как страна так и не обсудили и не покаялись в преступлениях коммунистического режима против своих же людей, не хотим, говорят, «ворошить тяжелую тему». Но приходится признать, что если не сделаем это, то нам еще «аукнется». Вот теперь во Владивостоке этот молодой человек заявляет, что хочет установить памятник Сталину, по приказу которого тысячи наших граждан убивали в его же городе, сотни тысяч отсылались оттуда на Колыму. А Солженицын у него – предатель, прямо как в советской прессе полвека назад. Черное – белое, а белое – черное. Как и живой писатель ранее, сегодня уже его памятник требует от нас четкой оценки своей истории.

Этот памятник во Владивостоке – прекрасный, город у вас открытый и смотрящий в будущее. Хочется пожелать, чтобы в преддверии столетия революции 1917 года вы в своем городе, да и все мы в России нашли пути обсудить и осознать всю трагедию большевизма и его отголосков для нашей страны. И двигаться вперед независимыми и сильными гражданами, окончательно освобожденными от заблуждений и лжи той черной полосы нашей истории. Без трезвого понимания прошлого нам не построить достойного будущего.

Наталия Солженицына, Ермолай Солженицын, Степан Солженицын».

Хулиганская выходка «сталиниста» сразу же получила широкий общественный резонанс. Горожане обсуждают не только само событие, но и личность писателя, его произведения и даже роль в истории страны. Мнение большинства сходтся в одном: к самому творчеству писателя, его идеям можно относиться неоднозначно, но памятник писателю имеет право на существование, он уже установлен и это арт-объект города. А потому покушаться на него – варварство.

Комментарии «В»

Владимир Смотриковский, директор ФГБУ «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству РААСН», профессор:

– Некоторые горожане начали рассуждать о нравственности этого поступка, о том, каким человеком был Александр Солженицын, стоило ли так обходиться с его монументом. Я считаю, что такие разговоры и размышления абсолютно неприемлемы! Когда речь идет об осквернении памятника, то мы говорим о моральном упадке общества. Неважно – облили краской или повесили табличку на памятник – такой поступок нужно судить по закону, этого нельзя так оставлять! Иначе мы увидим то, что сейчас происходит на Украине, когда достояния архитектуры, памятники, скульптуры безбожным образом уничтожаются. Там нет уважения ни к историческому наследию, ни к человеческой жизни. Сейчас настало время, когда памятники нужно охранять, так же как и людей.

Виктор Шалай, директор Приморского государственного объединенного музея имени Арсеньева:

– Конечно, это вандализм чистой воды. Грустно, что такие проявления нетерпимости становятся все более частыми. Я бы напомнил о событиях, произошедших недавно в московском Манеже, когда некие люди подняли руку на художественные произведения (речь идет об акции православных активистов, которые устроили погром на выставке авангардистов, повредив в том числе работы художника-фронтовика. – Прим. ред.). Так и в случае со статуей Солженицына во Владивостоке некий Максим Шинкаренко поднял руку на художественное произведение.

Причем, как мне кажется, авторам таких акций нет дела ни до самого произведения, ни даже до идеи, которую оно выражает, а есть дело только до самого себя. Все остальное – арена. Кто бы знал, кто такой Шинкаренко, если бы не этот его поступок. Один пошлый жест – и малоизвестный человек из Владивостока становится обсуждаемой персоной. В этом суть подобных акций.

Николай Кутенких, журналист:

– Дело не в позиции конкретного коммуниста, который требует установки на этом месте памятника «вождю народов». И даже не в том, что Иосифа Виссарионовича Сталина, под руководством которого, если кто забыл, наша страна победила фашизм, отродясь во Владивостоке не было. В отличие от Александра Исаевича Солженицына.

Да, можно по-разному относиться к прошлым режимам и нынешним условиям жизни, к Солженицыну и Сталину. Но, если считаешь себя гражданином своего Отечества, а также человеком воспитанным, уважай историю своей страны. Как и чужое мнение. Родственники Солженицына, кстати, в своем письме сами себе противоречат и делят народ на своих и предателей, призывая осудить большевистский режим. А ведь именно коммунистический Советский Союз поставил точку во Второй мировой войне, и в этом году мы отметили 70-летие Великой Победы. Но в этот юбилейный год разными способами были осквернены памятники воевавшим советским солдатам – факты вандализма случились в Ржеве, Новосибирске, Красноярске, Великом Новгороде… В Томске и вовсе откололи голову и снесли памятник Владимиру Ульянову (Ленину).

Неужели мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Если сейчас не сказать стоп таким вот вандалам, то мы скатимся к сегодняшней Украине. Это там не осталось ничего святого. Это там валят не только памятники Ленину, Брежневу, Героям Советского Союза, но и создателям украинской государственности и украинской же литературы.

Давайте же уважать свою историю, какой бы сладкой или горькой она ни была. Только так мы сохраним свою нацию и свою государственность.

Юрий Сыромятников, экскурсовод Военно-исторического музея ТОФ подполковник запаса:

– Мы с вами наблюдаем продолжение Гражданской войны. Одни за белых, другие на стороне красных. И каждый пытается отстоять и доказать свою точку зрения. Гражданская война перекинулась на памятники. Это можно отнести к памятнику Сергею Лазо, который занял постамент прославленного адмирала Василия Завойко, отстоявшего от нападения англо-французской эскадры Петропавловск-Камчатский. Теперь вот Александр Солженицын.

А ведь прославленный писатель и публицист тоже был с крайними взглядами. Он воевал с фашистской чумой, боевой офицер и командир артиллерийской батареи. Но в своем знаменитом эссе про ГУЛАГ он открыто восхвалял бандеровцев, которые воевали под нацистскими знаменами с советской властью. И у Солженицына сквозит мысль, что будь его воля, то он и сам бы ушел в леса Закарпатья и стал сражаться против своего же народа. Так что не все так просто. И не надо рубить сгоряча. В нашей стране сгоряча рубили головы шашками в Гражданскую… Не дай бог повторится…

Александр Городний, основатель и директор художественного музея «Артэтаж»:

– Идиотский поступок, что здесь еще можно сказать. Это, конечно, варварство. В первую очередь, как мне кажется, это дикая политическая антипатия. А в целом это очень даже глупо. Дикие люди, что тут скажешь….

Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки им. М.Горького:

– Это возмутительно! Такие проявления свидетельствуют о низком уровне нашей культуры. Я, например, узнал о памятнике Солженицыну в день, когда его открыли. Я единственный журналист, которому Александр Исаевич дал в свое время интервью. Он приехал на Приморское радио, где я тогда работал, и мы провели с ним три дня, пока он был во Владивостоке. Я его видел и наблюдал. Это был конец мая. Солженицын появился во Владивостоке в последний день весны. И всем хотелось надеяться на лучшее. С этим человеком каждый из нас связывал надежды на лучшее. В день встречи во Владивостоке Наталия Дмитриевна Солженицына мне говорила: «По мере того как мы будем продвигаться к Москве, тем больше я буду тревожиться по поводу возможных негативных проявлений к его возвращению и к самой личности Александра Исаевича. Меня это сейчас очень гнетет. Я очень тревожусь по тому, как встретит его Центральная Россия». И я искренне удивился и огорчился тогда ее тревоге: «Наталия Дмитриевна, о чем вы? Вы посмотрите, какая радость на лицах жителей города. Сколько надежд они связывают с его возвращением. Все прощено. Солженицын вернулся. Россия открыла ему свои объятия»... Оказывается, она была права. У каждого было свое мнение на его возвращение. И сегодня, сейчас это отношение вылезает. 

 

Автор: Евгений СИДОРОВ