Хутору - "любо"!

...И целовали крест. И кричали "любо!" только что принятым в казаки сельчанам. И родился в глубинке Яковлевского района первый на этой земле казачий хутор - НиколоМихайловский.

14 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №38 от 14 дек. 1996

...И целовали крест. И кричали "любо!" только что принятым в казаки сельчанам. И родился в глубинке Яковлевского района первый на этой земле казачий хутор - НиколоМихайловский.

Деревеньку в 60 крестьянских дворов станичники Арсеньева с их быстро укрепляющейся казачьей общиной облюбовали не случайно. Здесь нашлось и несколько родовых представителей этого возрождающегося в России сословия, и немало желающих вступить в его ряды. Они и обратились к руководству недавно официально провозглашенной станицы Арсеньевской с просьбой выделить их в хутор для служения государству на сельскохозяйственном поприще.

Когда-то Николо-Михайловка входила одним из отделений в совхоз "Яблоновский", довольно сильное многоотраслевое хозяйство. В ходе принудительной реорганизации отделился от него сельхозкооператив в 50 работников да появилось несколько фермеров, возлелеявших мечту обрести достаток в единоличном владении землей. Фермеров осталось в деревеньке двое. В маломощном кооперативе то недород, то погибель урожая. Вот и нынче соя ушла под воду, пшеницу сорняк задавил - ни подкормить, ни прокультивировать нечем. Средняя зарплата - 250 тысяч в месяц. Притом не получают ее с февраля. А что получено, так наполовину натурой: зерном, поросятами, мясом. Ну, сеном еще. Однако расходиться из кооператива люди боятся - и этого не будет. Правда, смелые все же есть: идут прямо в безработные, регистрируясь в районном центре занятости. Там тоже копейки, но зато с гарантией и "живые". В безработных нынче чуть ли не половина деревенских.

- Ждет Николо-Михайловку участь соседней Рославки, где осталось 5 домов, да и те пенсионерские, - говорит глава одного из фермерских хозяйств Валентин Глазырин. - Но я отсюда никуда не собираюсь уезжать, буду крестьянствовать до последнего. Потому и иду в казаки, вижу в том более прочную зацепку за землю. И сын мой, Александр, тоже идет.

И вот в сельской школе развернуты знамена станицы. Зажжены свечи. На столе - животворящий крест, Евангелие, походная иконка. В президиуме - руководство правления во главе с атаманом полковником казачьих войск Сергеем Валентиновичем Гричуком, кадровым военным из территориально-дорожного подразделения Министерства обороны Российской Федерации, базирующегося в Арсеньеве и ведущего строительство своего участка шоссе Чита - Хабаровск - Находка.

Начинается процедура приема в казаки, которую ведет назначенный есаульцем подхорунжий Владимир Колтаков. Первым перед односельчанами и правлением предстает А. Сухар, которому через несколько дней уходить на армейскую службу. Готов служить там, куда направят. Замечаний от земляков не имеет - добрым должен быть казаком. К присяге! Следом через Евангелие и крест проходит еще один молодой николомихайловец. А вот и наш знакомый фермер - Валентин Глазырин. Судя по реакции зала, большим авторитетом пользуется в селе. А тут еще выясняется - староста Николо-Михайловки. По деду - казачьих кровей. Конечно, к присяге.

Первых 6 казаков появилось в этот день в Яковлевском районе. Хуторским атаманом избрали одного из инициаторов создания хутора Ивана Фефелова, механизатора по профессии. И сделали ему положенную по уставу "растяжку", а казачий старик урядник Г. Голак крепко перетянул его вдоль спины плеткой - чтобы не забывал атаман, откуда вышел и кому подотчетен.

На память сфотографировались станичники вместе с селянами, кому люба была и казачья идея, и казачья форма. А я подивился: деревенька-то небольшая - а сколько народу пришло на круг! Сколько детей и молодежи! Видно, есть у хутора будущее.

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"