Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Политика

Исполнение законов надо начинать с себя

Интервью с председателем комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам думы Приморского края Александром Кузичем

Интервью с председателем комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам думы Приморского края Александром Кузичем

- Александр Егорович, сегодня впору обсуждать наметки бюджета 1999 года, а краевая администрация до сих пор не отчиталась за исполнение бюджета 97-го, не утвержден бюджет текущего года. Можно ли в наших условиях принимать основной финансовый документ края так, как положено?

- Не только можно, но и нужно. Любая ветвь власти должна действовать согласно законам России и той территории, которую она представляет. В крае есть своя доходная база, из которой и надо исходить, а не ждать, когда добрый дядя из центра что-то подбросит. Общей проблемой многих стран, а не только России, стал дефицит местных бюджетов, где собственными доходами покрывается не более 50 процентов текущих расходов городских бюджетов. Во многих городах Италии, Германии, Японии, Франции трансферты, дотации, субсидии и субвенции остаются важнейшими источниками финансирования местных бюджетов. Но это не значит, что эти территории живут без бюджета. Да и у нас примеров сколько угодно. Москва, например, утвердила свой бюджет еще в декабре прошлого года. Конечно, это особый город. Возьмем Сахалин, там бюджет на 1998 год утвердили в феврале, в Хабаровске в первом чтении он рассмотрен еще в ноябре прошлого года, в Амурской области принят в начале текущего года. Да и многие муниципальные образования нашего края уже давно живут по закону, с бюджетом, хотя дотации им до сих пор не определены. Поэтому заявления некоторых чиновников о политических аспектах бюджетного процесса я бы иначе как политиканством не назвал.

- Что же нам мешает рассмотреть бюджет Приморского края вовремя?

- Я думаю, нетребовательность депутатов первого созыва. Возможно, они слишком увлеклись предвыборной кампанией и упустили это важнейшее для думы направление - утверждение бюджета и контроль за его исполнением. Но главной причиной все-таки является необязательность чиновников исполнительной власти. Все ветви власти должны действовать в рамках законодательства, которое существует. Вот нынешние депутаты и потребовали с первого дня своей работы исполнения закона. Начинать надо с себя.

В нашем краевом законе о бюджетном устройстве записано, что не позже 15 октября прошлого года администрация края должна была представить в думу бюджетное послание Приморского края на 1998 год, которое включило бы в себя 9 документов. Это - итоги социально-экономического развития края за 1997 год; основные направления бюджетной политики на 1998 год; прогноз бюджета края на 1998 год; прогноз финансового баланса края; проект закона Приморского края о краевом бюджете на 1998 год; краевые программы социально-экономического развития, предусмотренные к финансированию в 1998 году за счет средств краевого бюджета, краевых бюджетных фондов и других источников, сведения об исполнении консолидированного бюджета края, краевого бюджета, краевых бюджетных фондов; расчеты и обоснования по доходам и расходам краевого бюджета на планируемый год по каждому краевому бюджетному фонду; протоколы разногласий с муниципальными образованиями.

В течение нескольких месяцев депутаты добивались от администрации предоставления данных документов. И вот наконец-то 12 мая они были получены. Это через 7 месяцев от установленной даты! Мы ведь не просили представить бюджет с планируемыми краю трансфертами. Рассмотреть же реальные доходы и расходы внутри края, концепцию бюджета можно было уже в начале года. А так только 13 мая, уже на следующий день, мы провели заседание комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, на котором обсудили и отчет исполнения бюджета за 1997 год и частично проект бюджета на 1998 год. Даже самый требовательный из депутатов - один из немногих профессионалов бюджетного процесса и финансов думы нынешнего созыва - Владимир Ксензук отметил, что представленные документы составлены очень грамотно. Но вот поработать над ними у нас уже времени не было. Поэтому депутаты решили еще раз обсудить их на комитете 21 мая, а потом уже выносить на заседание думы.

- По сути дела край прожил без утвержденного законом краевого бюджета около полугода. Отразилось это как-то на его экономике и социальной сфере?

- Безусловно. Если бы мы приступили к работе над бюджетом раньше, то была бы возможность выработать концепцию закона о разграничении уровней принятия решений... А это значит, не было бы неясностей, споров, кому платить “Скорой помощи” - городу или краю. Или финансировать детский дом, милицию... Хотя в последнее время федерация в связи с ненаполняемостью бюджета продолжает политику перекладывания государственных полномочий на местный уровень без какого-либо возмещения расходов, связанных с этими полномочиями. Это касается в первую очередь закона “О ветеранах”, выплаты детских пособий, финансирования пожарных служб и многого другого. В результате местные власти оказались заложниками, поскольку не имеют ни юридического, ни морального права не выполнять федеральные законы, не говоря уже о финансовых возможностях. Поэтому нужно четко разграничить бюджетные взаимоотношения между центром, регионами и муниципальными образованиями.

- Другими словами, дать больше свободы муниципальным образованиям?

- В какой-то степени да. Речь идет о консолидированном бюджете края, о мере ответственности между краем и муниципальными образованиями. Необходимо, чтобы меру ответственности мы ограничили консолидированным бюджетом. Кроме того, муниципальная власть ближе находится к избирателям, поэтому проконтролировать ее действия значительно проще. Если уж выделены деньги на строительство школы или больницы, то видно сразу, построены они или нет. Взять, к примеру, закон “О ветеранах”, мы сегодня задним числом узнаем, сколько средств выплачено ветеранам в прошлом году, сколько планировалось.

Проблема межбюджетных отношений очень серьезная. Надо укреплять роль государства и в то же время предоставлять дополнительную свободу субъектам. Пусть у центральной власти, у регионов будет меньший спектр вопросов, которыми бы они занимались. Идея состоит в том, чтобы количество налогов, идущих в центр, сокращалось. Федеральный налог - это не налог, который должен идти в федеральный бюджет, а налог, установленный федеральным законодательством. Поэтому не надо ездить в Москву и каждый раз выбивать деньги для края. Есть твердые ставки налогов, которые край должен отчислять в бюджет. Рассчитайся с ним, остальное собирай для себя. По этому принципу надо жить.

Но сегодня консолидированный бюджет края полупустой. Наполнить его можно двумя путями: либо увеличить доходную часть, либо сократить расходную. Увеличить доходную часть можно за счет трансфертов, получаемых из федерального бюджета, но это весьма сомнительно. В 1996 году их не было вовсе. За прошлый год поступило трансфертов на 46,3 процента от запланированного. Другой путь увеличения доходной части: улучшение работы предприятий, всех отраслей народного хозяйства края, что тоже проблематично в нынешних довольно сложных экономических условиях. Сократить же расходную часть сегодня можно прежде всего за счет более рационального использования бюджетных финансовых ресурсов. Здесь тоже много проблем, и мы их прекрасно знаем.

- Есть ли выход из создавшегося положения?

- Безусловно, нужно искать пути в финансовой сфере - качественно новый характер межбюджетных отношений: консолидированный, прозрачный, реальный бюджет, естественно, с четким разграничением уровней ответственности, что невозможно сделать без новых и опробированных старых демократических подходов к его составлению и принятию. Поэтому не случайно в апреле мы провели депутатские слушания по теме “Консолидированный бюджет Приморского края и пути его наполнения”. Были рассмотрены пути и способы подъема производства как главное условие наполнения бюджетов всех уровней, меры по наполнению местных бюджетов, рациональное использование бюджетно-финансовых ресурсов, пути совершенствования взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами городов и районов и целый ряд других вопросов. В депутатских слушаниях приняли участие руководители краевой администрации, руководители муниципальных образований, науки, промышленных предприятий края. Шел заинтересованный разговор о том, как строить бюджетные взаимоотношения в этом году и в будущем.

В целом, если говорить о депутатах нынешнего созыва, нам бы хотелось как можно скорее законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе закрепить меру ответственности межбюджетных отношений. И чем скорее, тем лучше для жителей края. Тогда меньше будет у нас конфликтов между ветвями власти и напряжения среди населения края, которые мы сейчас ощущаем.

Естественно, особенная озабоченность депутатов - наполнение бюджета текущего года. Решив эту задачу, мы автоматически решаем другую, не менее важную - блок социальных проблем. На прошедших депутатских слушаниях были выработаны рекомендации по увеличению доходной части консолидированного бюджета. Очень заинтересованно к этому подошли главы муниципальных образований Уссурийска, Находки, Артема и многих других городов и районов края.

Определив приоритеты развития, создав бюджетный федерализм и укрепив его законодательно, мы дадим свободу активным людям, обеспечим поступательное движение экономики края.

Автор : Беседу провела Светлана КОВАЛЕВА.

comments powered by Disqus
В этом номере:
Рыбацкий флот идет ко дну

Сегодня во Владивостоке состоится 3-я бассейновая конференция рыбаков Дальнего Востока. Как уже сообщал “В”, ее участники собираются проанализировать основные причины кризиса в отрасли. Свои предложения дальневосточники вынесут на съезд рыбаков России.

Оздоровить оборонку можно, простив “чужие” долги

Наиболее важные для экономики Приморья решения, принятые на прошедшей сессии краевой думы, комментирует ее председатель Сергей ДУДНИК:

Агропромышленный комплекс Приморья - это треть населения края

Сегодня в краевой думе пройдут депутатские слушания, посвященные перспективам развития агропромышленного комплекса Приморского края. Накануне мы встретились с председателем комитета по продовольственной политике и природопользованию думы Приморского края Сергеем Сидоренко и попросили рассказать о предстоящей работе.

Наполнение валютных “закромов” вызвало вопросы депутатов

Прошедшую сессию краевой думы большинство средств массовой информации, освещавших ее работу, оценили как результативную. Действительно, в повестке самого продолжительного в истории приморского парламента - 3-дневного заседания второстепенных вопросов практически не было.

...И полюбят дети “зебру”

Вчера началась всероссийская декада профилактики детского дорожного травматизма.

Последние номера