Даешь самоуправление территорий

В начале марта в трех районах краевого центра была предпринята попытка избрать органы местного самоуправления. Однако мощная пропагандистская не совсем чистоплотная кампания, направленная на разрушение десятилетиями складывавшейся системы управления городским хозяйством, свела эту попытку на нет. Совершенно очевидно, что большинство владивостокцев вняло доводам мэрии, то есть перестало ощущать необходимость реставрации в городе полнокровных районов. И, на мой взгляд, совершенно напрасно.

20 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №378 от 20 май 1998

В начале марта в трех районах краевого центра была предпринята попытка избрать органы местного самоуправления. Однако мощная пропагандистская не совсем чистоплотная кампания, направленная на разрушение десятилетиями складывавшейся системы управления городским хозяйством, свела эту попытку на нет. Совершенно очевидно, что большинство владивостокцев вняло доводам мэрии, то есть перестало ощущать необходимость реставрации в городе полнокровных районов. И, на мой взгляд, совершенно напрасно.

Десятки лет я возглавлял отдел советской работы и быта газеты “Красное знамя” и хорошо знаю, как взаимодействовали городские и районные власти. Никогда у нас не было такого разлада между разными уровнями власти, такого беспредела с обеих сторон. Наоборот, то были годы истинного созидания.

Только за последние 35-40 лет, до так называемых великих реформ, в городе были воздвигнуты десятки крупных промышленных предприятий, сдано 5,4 млн. квадратных метров жилья, детских садов на 15,240 и школ на 61,166 ученических мест, введено в эксплуатацию 433 километра водопроводных и 85 километров канализационных сетей... Этот список можно продолжать и продолжать.

Вспомним хотя бы строительство Артемовского гидроузла, ТЭЦ-2, Северной котельной, трамвайного и троллейбусного депо, цирка, драмтеатра, олимпийского комплекса. Районные советы во все эти стройки, ставшие народными, внесли огромный вклад.

Совершенно голословны нынешние утверждения, что районное деление города якобы мешает более рациональному использованию материальных, финансовых сил и средств. Напротив, после того как мэрия отобрала у районов подоходный налог с физических лиц, лишила их отчислений от федеральных налогов, ухудшилось финансирование важнейших социальных объектов. Взять хотя бы Фрунзенский район.

За счет районного бюджета здесь финансировались школы, ряд лечебных учреждений, благоустройство и многое другое. На одно только содержание больницы Русского острова в 1996 году было израсходовано 505 млн. неденоминированных рублей. Сейчас районный бюджет пуст, и больницу пришлось закрыть, что привело к ряду трагедий - об этом сообщалось в печати.

Такая же участь постигла и пансионат “Радуга”. Он был оборудован и содержался за счет районного бюджета, который теперь оказался не в состоянии его финансировать.

За 1995-96 годы районная администрация выделила более 14 млрд. старых рублей на покрытие убытков жилищного хозяйства. В прошлом и нынешнем годах эти убытки никем не компенсированы. Такое же положение и в других районах, чьи администрации лишились средств на мелкий ремонт дорог и тротуаров, уборку территорий общего пользования, организацию вывозки бытовых отходов, что не замедлило сказаться на внешнем облике города.

Недавно я побывал в департаменте здравоохранения краевой администрации, где меня познакомили с вопиющими фактами развала ряда городских лечебных учреждений. Только профессиональный долг заставляет коллектив станции скорой помощи еще оказывать посильную помощь больным. Там нет средств на выплату зарплаты, приобретение лекарств, бензина. И это неудивительно: ведь субсидии сокращаются из года в года в геометрической прогрессии - в 1996 году мэрия выделила на приобретение медикаментов 281 млн. старых рублей, в прошлом - лишь 81.

Кто, вы думаете, помог нашей “Скорой”, когда ее машины остались без топлива? Те самые “ненужные”, с точки зрения мэрии, районы. Из своих скудных бюджетов администрации Ленинского и Первомайского районов выделили по 3 млн. рублей, Фрунзенского - 2,7 млн. Недавно первые два района перечислили коллективу “Скорой” еще по 3 миллиона.

Дело не только в городском здравоохранении. Разлажена система управления сложнейшим городским хозяйством. На протяжении многих лет по поводу поломок внутриквартирных коммунальных сетей мы обращались в свое ЖЭУ, где принимали заявки на все виды услуг. Теперь, если засорится канализация, потечет кран или выйдет из строя сливной бачок, надо обращаться в Водоканал, если перестанет греть отопительная батарея, помощи придется искать на предприятии тепловых сетей, что-то случится со светом, надо искать муниципальные электросети. А ведь эти предприятия порой находятся в десятках километров от иных жилмассивов. Да и не смогут они оперативно обслуживать сотни тысяч квартир, в их ведении и так находятся громоздкие изношенные сети.

Жизнь подтвердила, что нельзя оперативно и эффективно управлять хозяйством крупных городов, имея только одну городскую администрацию, только отраслевые департаменты. Именно поэтому Москву после ряда реорганизаций разбили наконец на 135 районов. В каждом из них образованы районные управы. Всеобщим тайным голосованием там избраны советники. Собрания этих советников выполняют те же функции, которыми в былые годы занимались районные советы. И над всем этим стоят мэрия и городская дума. Вот, думаю, идеальная структура управления крупным городом.

У нас же во Владивостоке нет даже законодательного собрания. В сущности городом правит лишь один человек - Виктор Черепков, по инициативе которого и проводятся все реорганизации. Но ведь нельзя же мириться с такой управленческой структурой, при которой судьбы сотен тысяч людей зависят лишь от одного чиновника, пусть даже избранного.

Сейчас, пока не избрана городская дума, мэр предлагает принять на референдуме Устав города, где в законодательном порядке упраздняются районы. Но давайте честно себя спросим: чей это будет документ, принятый без предварительного обсуждения? Это будет Устав одного человека, и именно поэтому его принимать ни в коем случае нельзя. Сначала городская дума, затем такие же органы на районном уровне, если их целесообразность подтвердит дума, потом Устав и референдум. Таким видится по-настоящему демократический путь принятия важнейших для города решений.

Автор: Арон СТОНИК, специально для "В"