​Куда движется общественный транспорт?

К цивилизованному рынку и международным стандартам

22 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3773 (107) от 22 июль 2015
1bb787172018f94cdebe14bc57348d9d.jpg

В середине июля президент России Владимир Путин подписал новый федеральный закон № 220, который регламентирует организацию пассажирских транспортных перевозок, в том числе и перевозок муниципальным транспортом. Документ очень объемный, его сейчас внимательно изучают специалисты управления транспорта администрации города для дальнейшего эффективного использования во Владивостоке.

В этой связи журналист «В» побеседовал с начальником управления Олегом Деминым.

– Олег Александрович, какой главный критерий устанавливает федеральная власть для перевозчиков по городам и весям страны?

– Законодательно прописано для всех без исключения автоперевозчиков понятие об осуществлении перевозок. Если у компании (юридического лица) не будет свидетельства о ведении такого вида деятельности, выигранного по результатам открытого конкурса, соответственно, у нее не будет и права на перевозку людей на территории муниципального образования.

В новом законе устанавливается несколько основополагающих критериев технического состояния транспортного средства, врачебной проверки водителя до и после работы на линии, кондиционирования воздуха в салоне, доступности для маломобильных пассажиров, соблюдения графика движения и ряда других. Одним из главных постулатов документа является обновление парка подвижного состава.

Вас наверняка интересует: а происходит ли обновление у перевозчиков Владивостока? Пусть жители и гости города не переживают, все компании занимаются обновлением общественного транспорта: они обновили от 60 до 90 процентов своей техники. По новым федеральным стандартам автобусы должны отвечать требованиям международной безопасности, быть оборудованы кондиционерами, низким полом для беспрепятственного заезда и съезда инвалидных колясок. Это объективные требования. На сегодняшний день только парк MANов во Владивостоке отвечает цивилизованным критериям. И не только в нашем городе, но и во всем Приморском крае.

Чтобы соответствовать новым требованиям, коммерческие перевозчики должны до середины следующей весны полностью поменять свой подвижной состав. Возможно ли такое? Объективно – нет. Но ведь не останавливать же пассажирские перевозки в городе. Нужно искать компромисс. Пусть будет некоторое ускорение в обновлении автобусов, но и снимать чуть устаревшие машины с линии или полностью закрывать маршруты для частников никто не собирается.

– Как строится организация работы общественного транспорта?

– Для администрации Владивостока бесперебойная, комфортная и безопасная работа общественного транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев – является одним из основных показателей. За исполнением этих требований внимательно следят различные надзорные и контролирующие органы.

Второй год подряд проводятся открытые конкурсы. Они позволили отсеять недобросовестных перевозчиков, у которых было от одного до трех неприспособленных микроавтобусов, желание обойти законы и не платить налоги. Фирм-однодневок не осталось на рынке города, а вместе с этим резко улучшилась ситуация с безопасностью дорожного движения. Конечно, ломать нездоровую, неправильную систему – процесс болезненный. Но зато оставшиеся игроки приняли цивилизованные правила игры. В этом году не было ни едной жалобы по итогам конкурса от его участников на право перевозок пассажиров. Переход к новой системе перевозок уже показал свою эффективность и поддержан подавляющим большинством населения.

– Олег Александрович, значит, вопрос о переделе рынка общественных перевозок сейчас не стоит?

– Во Владивостоке рынок пассажирских перевозок постоянно совершенствуется и улучшается. Нынешним перевозчикам не хочется остаться на обочине, поэтому они обновляют парк, выполняют требования законодательства, нацеливают водителей на соблюдение графиков движения и уважительное отношение к пассажирам. Вновь выстроенная система общественного транспорта сегодня работает значительно лучше, чем это было несколько лет назад. Да люди это и сами видят, у пассажиров все меньше поводов для жалоб. Однако до сих пор в приморской столице находятся силы, которые стремятся вернуться к старым реалиям рынка пассажирских перево-зок, к старым автобусам и непрофессиональным водителям. Городская администрация однозначно заявляет: пути назад нет, вернуться к старой системе, при которой по дорогам Владивостока ездили разваливающиеся автобусы и полупьяные водители, нельзя. Повлиять и вмешаться в новую и одобренную самими пассажирами систему перевозок уже никто не сможет, как бы ни старались.

Первоочередная цель такой системы – заставить перевозчиков совершенствоваться. Для получения права работать на этом рынке компания должна соответствовать определенным условиям, предоставлять качественные услуги, иметь в своем распоряжении безопасные и комфортные автобусы и профессиональных водителей. Именно такую планку качества задает муниципальный автобусный парк – ВПОПАТ-1.

Никто не ждет, что коммерсанты в мгновение ока приобретут новые и современные автобусы. Но работа ведется, перевозчики во Владивостоке постоянно обновляют свой автобусный парк. Автобусы чистые, водители на остановках стараются не задерживаться.

При этом жалобы от горожан поступают, но мэрия таким сообщениям только рада. Благодаря жалобам пассажиров городская администрация улучшает работу общественного транспорта во Владивостоке. Все проблемы, которые отмечаются горожанами, мы постепенно решаем. В своих обращениях граждане указывают на хамское поведение некоторых водителей, иногда – на то, что водители вечером слишком рано уходят с маршрута. По таким жалобам проводятся выездные проверки, мы находим нужного водителя, следим за его поведением. Обычно такие нарушители как минимум наказываются дисциплинарно или вовсе отстраняются от управления. Руководство может даже заставить их пару месяцев отмывать автобусы или подметать боксы. За это время водители думают о своем поведении и обычно исправляются.

– А как происходит выбор победителей на открытых конкурсах за право перевозок пассажиров по тем или иным маршрутам?

– Городское управление транспорта разработало балльную систему. К примеру, автобусы до 2008 года выпуска баллов не получают вовсе. А ведь побеждает на конкурсе тот, кто наберет их больше. Поэтому перевозчики сами заинтересованы в современном подвижном составе. И реально стремятся к этому.

– Во Владивостоке есть собственный законодательный акт, который регулирует работу общественного транспорта и проведение конкурсов. Расскажите об этом подробнее.

– То, что сейчас прописано в федеральном законе, у нас ранее было отражено в муниципальном правовом акте № 33, за исключением четкого обоснования комфортности перевозок маломобильных групп пассажиров. Пускай не сразу будут соблюдены все до единого требования нового федерального закона, но стремление к этому будет учитываться. Никто не заинтересован в том, чтобы остановить движение пассажирского транспорта. Не только во Владивостоке, но и по всей России.

На маршрутах должны работать только добросовестные перевозчики вне всякой зависимости от их формы собственности.

Говорить о том, что администрация города выдавила кого-то с рынка, в корне неверно. Как мы можем кого-то выдавить, если уже второй год подряд на пассажирские перевозки проводятся открытые конкурсы? Руководители фирм и компаний, перевозящих пассажиров, сами приходят к выводу, что работать нужно цивилизованно. Хозяева автопредприятий видят перспективу, поэтому постоянно стараются улучшать качество услуг. Иначе на следующем конкурсе они просто не получат необходимого количества баллов и на их маршрут выйдет кто-то другой.

Главой Владивостока поставлена задача к следующему конкурсу в марте-апреле 2016 года всем коммерческим и муниципальным перевозчикам обеспечить требования по безопасности и комфортности новых автобусов, дисциплине водителей с соблюдением графиков движения и их уважительному отношению к пассажирам (но вежливость должна быть взаимной). Этого реально добиться. Ведь удается же городской власти заставить перевозчиков выходить на маршруты в поздние вечерние часы, когда пассажиропоток снижается до минимума и поездки часто становятся убыточными (из-за чего водители раньше разъезжались по автопаркам). И делается это с помощью обращений граждан с конкретными примерами. Ведь все участники процесса – администрация, пассажиры, перевозчики – заинтересованы в цивилизованной организации перевозок людей в общественном транспорте во Владивостоке.

Справка «В»

Ежедневно на городские маршруты выезжает около 650 автобусов, из которых каждый четвертый – муниципальный. Из почти сотни маршрутов 20 обслуживаются муниципальными автобусами, то есть каждый пятый маршрут. Если раньше средний возраст выходящих на городские маршруты автобусов достигал 15 лет, то сегодня этот показатель снизился до 5 лет.

Только муниципальные автобусы перевозят свыше 12,2 миллиона пассажиров в год.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ