Дороги, которые погубили чжурчжэней

Приморские археологи открывают миру тайны и сокровища древнего народа

8 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3765 (99) от 8 июль 2015

Месяц назад в богатом на исторические артефакты Приморье стартовал очередной археологический сезон. В числе нескольких поисково-исследовательских экспедиций в разных районах на юге края начала работу и юбилейная, двадцатая – на Краснояровском городище.

О подробностях открытий, сделанных нашими учеными за эти два десятилетия, корреспонденту «В» рассказала заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Надежда Артемьева.

Юбилеи исчезнувших империй

– Основная часть полевых работ традиционно посвящена исследованиям средневековых памятников Приморья, – объясняет Надежда Григорьевна. – В первую очередь это касается империи Цзинь. Ее влияние распространялось на территорию Маньчжурии, современных Приморья и Приамурья, где проживали чжурчжэни, связанные родственными корнями с нынешними маньчжурами, удэгейцами, нанайцами.

Империя Цзинь появилась в 1115 году, и в 2015-м мы будем отмечать 900 лет с момента образования этого государственного объединения. Ожидается еще один юбилей, связанный с Дальним Востоком и Приморьем: ровно 800 лет назад, в 1215 году, на восточных рубежах империи Цзинь полководец Пусян Ваньну создал чжурчжэньское государство Восточное Ся. Именно это государство оставило после себя большинство памятников в Приморье. Его столица находилась на сопке Красный Яр на берегу реки Суйфун (ныне Раздольная).

За 20 лет в Краснояровском городище сделано множество открытий мирового значения. Найденные памятники буквально вписали новую страницу в историю не только нашей страны, но и мировой археологии.

Справедливости ради отметим, что первые научные изыскания начались здесь гораздо раньше, с конца XIX века, их вели исследователи Приморья Арсеньев, Кропоткин и Лопатин. С 1963 года найденные памятники изучал основатель школы дальневосточной медиевистики (раздел исторической науки, изучающий средние века. – Прим. ред.) доктор исторических наук Эрнст Шавкунов. Под его началом изучались Шайгинское, Лазовское, Ананьевское и другие городища, которые относятся к периоду XII – XIII веков. Краснояровское городище стационарно изучают с 1995 года.

Археологи, кропотливо работая несколько десятилетий, искали ответы на вопросы: как зародилась и погибла здесь государственность, какие процессы протекали, как жили люди в ту пору? И лишь раскопки на Краснояровском городище позволили восстановить историческую картину тех далеких времен.

Один блицкриг – и нет цивилизации

– Благодаря имеющимся фактам мы можем многое рассказать о чжурчжэнях и их повседневной жизни, – говорит Надежда Григорьевна. – Кстати, нашей работой очень интересуются коллеги из Китая. Причина не только в масштабности раскопок в Приморье. Главное то, что лишь на территории нашего края сохранился культурный слой того периода. В северном Китае тоже есть городища, оставшиеся от поселений средних веков. Но на них в дальнейшем жили люди и занимались хозяйственной деятельностью, поэтому там мало что можно отыскать. А наши городища – это место находок бесценных памятников древности.

…Восточное Ся возникло на стыке современных территорий северо-восточного Китая, приграничных районов КНДР и юга Приморского края. Его появление стало возможным с момента монгольского вторжения в империю Цзинь, начавшегося в 1210 году. Золотая империя ослабла, именно тогда чжурчжэни и стали укреплять свою государственность на северо-востоке.

Можно предположить, что, хотя чжурчжэни позже и стали вассалами монголов, Восточное Ся проводило политику противодействия монгольским ханствам, стремилось к независимости своего народа. Одно время монголы и чжурчжэни были соратниками, в 1219 году между ними даже был заключен союз, чжурчжэни выступали на стороне монгольских войск в их войнах.

К краху Восточного Ся привело нашествие орд потомков Чингисхана после их успешного корейского похода. Монголы не желали, чтобы у них в тылу оставалось хоть и наполовину вассальное, но все же наполовину независимое государство. Они зашли на земли нынешнего Приморья со стороны Кореи через Туманган. По приказу хана Угэдэя (третьего сына и преемника Чингисхана) монгольские войска захватили Кайюань, пленили Ваньну и затем молниеносно завладели всей территорией государства.

Как бы героически ни сопротивлялось местное население, его участь была решена. Большинство погибло или попало в плен в один миг, как это ни прискорбно. Люди не успевали даже собрать скарб, чтобы бежать от нашествия в леса.

Что поразительно, фактором, сыгравшим против чжурчжэней, стал высокий уровень их собственной цивилизованности: благодаря разветвленной сети построенных ими дорог монголы очень быстро находили поселения, разбросанные в Уссурийской тайге на территории от озера Ханка до Золотой долины, и уничтожали их.

К слову сказать, в середине XIX века русские первопроходцы нашего края были сильно удивлены, обнаружив в глухих лесах остатки настоящих транспортных артерий. Между прочим, некоторые современные автомобильные дороги Приморья проложены как раз на месте древних путей, проторенных во времена средних веков.

…Падение Восточного Ся произошло в 1233 году. Государство чжурчэней просуществовало всего 19 лет. А в 1234-м пала и Цзиньская империя.

Мегаполис средних веков

– Что касается Краснояровского городища, это самый крупный археологический памятник в Приморье. Он расположен в окрестностях села Утесного, недалеко от Уссурийска, идентифицируется с верхней столицей государства Восточное Ся – Кайюанем – и является объектом культурного наследия, – продолжает рассказ археолог. – Местность чжурчжэни выбрали с учетом военной топографии: крепость была построена на горном отроге и контролировала прилегающую долину. С трех сторон Кайюань был защищен крутыми горными склонами, а с четвертой – рекой.

До сих пор Краснояровское городище демонстрирует мощную систему обороны. С северо-восточной стороны здесь сохранились оборонительные валы длиной 7 – 8 км и высотой до пяти метров. При исследовании валов стало хорошо видно, что они возводились в разное время. Кое-где сохранились рвы, определены места 11 ворот – входов в город – и множества сторожевых башен на крепостных валах.

Внутри городища валами отделена цитадель, имеются следы множества построек и нескольких водоемов. Здесь располагалась ставка императора. Она была возведена на месте старого (до Восточного Ся) города: территория более древнего поселения была превращена в императорскую резиденцию. Там было много дворцовых и культовых сооружений, имелись мастерские, включая кузницы, расположенные в непосредственной близости от дворца, что позволило сделать вывод об их принадлежности государству. Каменных сооружений не было, но крыши крылись черепицей, существовала система отопления с печами и дымоходными каналами. Здания украшались драконами, фениксами, другими скульптурами.

При раскопках в северо-западной части городища выяснилось, что жилые объекты располагались вплотную друг к другу. Судя по большому количеству военного инвентаря, обнаруженного в этих жилищах, можно предположить, что именно в этом месте находился военный гарнизон.

На Краснояровском городище прослежены все признаки восточного средневекового города. Но хотелось бы отметить, что чжурчжэньские города XIII века в первую очередь были административными центрами, в которых находились представители центральной власти, управлявшие подконтрольными территориями. Так и в Кайюане были сосредоточены политическая власть и военно-административный аппарат, город являлся узловым очагом торгово-ремесленной активности и духовной жизни нового государства, а также крупным производственным центром, которому подчинялись и были с ним экономически связаны другие города.

Размер городища составляет 180 гектаров. Здесь собран богатый археологический материал. Например, были впервые обнаружены предметы защитного вооружения: три шлема и панцирь, а также железное оружие и наконечники стрел, что дало возможность реконструировать важную часть экипировки чжурчжэньского воина. Запасы каменных ядер говорят о наличии у местного войска катапульт.

Ученые раскопали жилища приближенных императора и простых горожан. Реконструкция позволяет точно рассказать о жизни и быте древнего народа. Город был плотно населен. Мы нашли государственную печать Еланьского мынъаня – так называемого тысячника: в его подчинении была тысяча дворов, где проживало 7 – 8 тысяч человек. Таких тысячников было несколько, то есть в Кайюане жили десятки тысяч чжурчжэней.

Сейчас археологи вышли с раскопками за границы городища. Вокруг столицы было множество поселений, жители которых занимались земледелием, скотоводством, рыбалкой, охотой. Территория нынешнего Уссурийского района была мощным мегаполисом в эпоху средних веков. Вообще, чжурчжэни заселяли все южное Приморье, особенно густо – плодородные земли в долинах Партизанского и Шкотовского районов. Науке известно свыше 30 их городищ, жители которых вели активную торговлю с соседними государствами.

Все наши экспедиции были богаты на артефакты. К примеру, в Уссурийске, на улице Лермонтова, при исследовании Долинного, или Южно-Уссурийского, городища за два сезона раскопано большое культовое сооружение. Это древнейший из ныне известных в Приморье буддийских храмов с красивой архитектурой. На глубине от одного до двух метров найдены голова дракона и голова Будды из глины. Поверьте, эти находки поистине бесценны.

Также в прошлом году в Партизанском районе обнаружено 11 новых археологических памятников, которые ждут своего детального изучения.

Коттеджи против исторического наследия

– Приморью необходим собственный археологический музей, – убеждена Надежда Артемьева. – Собранного материала очень и очень много. Он будет полезен не только школьникам и студентам, но и всем, кто интересуется историей родного края. И конечно, такой музей станет изюминкой для иностранных туристов.

Вообще, найденные артефакты достойны лучших музеев мира, но выставлять и показывать их нужно именно здесь. Приморские ученые пытаются достучаться до краевых властей, но пока безуспешно. Особенно это обидно в сравнении с тем же Китаем: там у наших коллег мало исторического материала, зато есть прекрасные залы для экспозиций.

Но самой большой проблемой стало наступление наших современников на историческое наследие. Вблизи от Краснояровского городища расширяется село Утесное, люди хотят строить дома на местах древних бесценных памятников. Городище находится в стадии разрушения, вызванного коттеджным строительством. Рядом располагалась брошенная сейчас воинская часть, при передаче этого гарнизона местной власти военные хотели, чтобы его использовали именно археологи, но вопрос не решен до сих пор.

Своими силами остановить застройщиков мы не можем, нужна дополнительная помощь со стороны федеральных и краевых структур, поскольку ответственные за это чиновники ничего не делают для защиты археологического наследия Приморья и всей России. Ведь там можно создать музей под открытым небом, куда буду приезжать тысячи людей со всего мира.

Прикосновение к прошлому

– Хочу отметить, что в экспедиции работают не только сотрудники нашего института, профессиональные археологи, – говорит Надежда Григорьевна. – Когда мы выезжаем в поля, на местах раскопок к нам присоединяются добровольцы, каждое лето бывает огромный наплыв школьников и студентов. В результате исследовательские отряды увеличиваются до 30 – 50 человек.

Некоторые из них трудились вместе с нами много лет, так что в экспедиции сложились особые традиции, а наши помощники теперь связаны крепкой дружбой. Многие из ребят, прошедших через археологические летние лагеря, окончили исторический факультет, а некоторые даже защитили диссертации. К сожалению, народное образование перестало выделять средства на эти цели. Но в нынешнем году желание создать такой лагерь под Уссурийском высказало Приморское подразделение ДОСААФ. Ведь это не только летняя занятость старшеклассников, но и поддерживание интереса к нашей истории у юного поколения, его соприкосновение с прошлым.

Помимо раскопок под Уссурийском, запланировано еще несколько экспедиций по краю в рамках фундаментальных научных программ. Федеральным законодательством утверждено, что перед началом крупных строек первыми на отведенные для этого участки земли выходят археологи. Вот такая «разведка местности» будет проведена на берегу бухты Теляковского в Шкотовском районе, где планируется построить угольный порт и рыбацкий кластер: там тоже есть древние памятники.

Также предстоят работы в селе Екатериновка Партизанского района. В Золотой долине находится широко известный познавательный комплекс «Палеодеревня». Совместно с музеем Находки там созданы все условия для активного отдыха, туризма и получения знаний о нашем прошлом. А дети во время археологических смен в лагерях помогают специалистам в исследовании Екатериновского городища.

Планируется несколько разведок по поиску других городищ, продолжение работ на уже открытых площадках.

Завершится юбилейный полевой сезон в октябре масштабной международной конференцией, посвященной 900-летию образования империи Цзинь. Помимо ведущих отечественных археологов и историков, приедет много ученых из Японии, Китая и Кореи, которых очень интересуют найденные нами свидетельства материальной и духовной культуры древнего народа, жившего на Дальнем Востоке.

Досье «В»

Надежда Артемьева – заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, кандидат исторических наук. Более 20 лет руководит исследованиями средневековых городищ на территории Приморья. Автор более 100 научных трудов, многие из них переведены на китайский, корейский и японский языки.

    

Автор: Николай КУТЕНКИХ