«Зеленый угол»: рынок сломан
Автодилеры ушли в бессрочные отпуска
Лето вопреки ожиданию и сложившейся традиции не спровоцировало всплеска продаж подержанных автомобилей на авторынке «Зеленый Угол», самом крупном на Дальнем Востоке. Как в былые годы.
«Рост цен на подержанные авто спровоцировали и таможенные пошлины»
Более того, из-за падения курса рубля по отношению к доллару и роста таможенных пошлин жители Приморья почти потеряли интерес к бэушным авто из Японии. Тому свидетельство – закрытие автомобильного рынка в Находке и сокращение на треть авторынка «Железка» в Уссурийске. Потенциальные покупатели приезжают за японским четырехколесным секонд-хендом во Владивосток. Правда, крайне редко. По словам здешних продавцов, спад продаж подержанных иномарок произошел не вчера и даже не в марте-апреле, а в январе, после резкого роста курса американского доллара к рублю.
…В начале июня территория «Зеленки» зияет проплешинами. Хотя еще в конце прошлого года была забита автотехникой – от легковых машин до бульдозеров и автокранов. Причем как с правым, так и с левым рулем. Леворульные машины везли из Южной Кореи и США. Правда, погоды они никогда не делали, уступая в численности праворульным японкам.
– Ажиотаж на рынке был перед Новым годом, когда рубль стремительно обесценивался. Люди покупали все подряд: квартиры, мебель, бытовую технику, машины, чтобы сохранить свои деньги. Этот нездоровый всплеск переломал весь бизнес. Раньше доллар стоил 30 рублей, и всех это устраивало. Сейчас – 50 и даже 60 рублей. Но машина в Японии как стоила пять тысяч долларов, так она и стоит. А в рублях ее цена подскочила в разы. Плюс расходы на пошлину. В итоге малолитражка, которая еще вчера стоила 350 – 400 тысяч рублей, сегодня стоит 500 – 600 тысяч. Наши люди не готовы покупать машины по таким ценам! Поэтому дилеры перестали возить технику: невыгодно. Дорогие машины привозят только под конкретного покупателя, – рассказал корреспонденту «В» Алексей, продавец с «Зеленки» со стажем.
Сегодня из Страны восходящего солнца в Россию везут в основном малолитражки – машины с объемом двигателя до 1,5 литра, прослужившие своим хозяевам от трех до пяти лет. Практически любой автомобиль можно купить ниже заявленной цены, продавцы охотно идут на уступки. Кроме того, покупатель перед расчетом с продавцом может отогнать выбранную машину в ГИБДД, чтобы проверить ее на чистоту биографии и в дальнейшем зарегистрировать. Причем бесплатно. Раньше о таком сервисе клиенты «Зеленки» могли только мечтать. Все, на что они могли рассчитывать, это оформить на рынке у нотариуса договор купли-продажи и получить справку-счет. При этом не было гарантии, что у машины нет криминального прошлого. Но и эти бонусы не привлекают покупателей…
Согласно наблюдениям автомобильных дилеров клиенты начинают тормозить, если цена машины выше полумиллиона рублей. Для многих желающих обзавестись автомобилем этот ценовой и психологический барьер непреодолим. Наши земляки получают зарплату в национальной валюте, да еще и не так много зарабатывают. Не могут позволить себе покупку авто и в кредит. А это уже из-за неуверенности в завтрашнем дне. В свое время «В» писал об этих финансовых нюансах.
По словам Алексея, большинство машин, реализуемых на «Зеленом Углу», завезено еще до января, когда доллар был дешевле. После Нового года многие продавцы, расторговавшись, ушли в затянувшийся отпуск, дожидаясь лучших времен, когда валютный рынок, возможно, стабилизируется. Те же, кто остался на плаву, безуспешно пытаются продать застоявшиеся авто. Здесь цены не особенно задерешь – доходность их бизнеса зависит от оборота средств. Чем быстрее автомобиль найдет своего покупателя, тем быстрее эти деньги вернутся в Японию на приобретение новых авто. Для справки: сегодня самые ходовые малолитражки в самом популярном ценовом сегменте до 400 тысяч рублей – это Toyota Vitz 2014 года, Nissan Note 2014-го, их одногодка Suzuki Jimny. Машины с объемом двигателя 1,8 куба и стоимостью свыше 400 тысяч рублей невостребованны.
Не секрет, что рост цен на подержанные авто также спровоцировали таможенные пошлины, привязанные к курсу евро. Так, за автомобиль 2014 года выпуска с объемом двигателя 2,4 куба начислят пошлины более 500 тысяч рублей. Плюс цена машины. Найти покупателя на такие авто сложно. Поэтому любовь к европейской валюте вызывает вполне понятное недоумение у автодилеров.
– Если в нашей стране все расчеты в рублях, то почему мы ориентируемся на евро в таможенных расчетах? Если бы пошлину платили в рублях, не привязываясь ни к доллару, ни к евро, то на авторынке не было бы стагнации. И машины уходили бы, как и прежде. И люди были бы довольны. Судите сами: в Японии машина стоит 120 тысяч рублей плюс пошлина 300 тысяч в переводе на рубли, в итоге мы получаем 420 тысяч «деревянных». И кому нужны такие машины? – резонно рассуждают продавцы с «Зеленки».
Еще полгода назад покупка в месяц пяти-десяти машин у одного продавца была обычным делом на авторынке. В апреле Алексей продал одну машину и в мае столько же. Такая же ситуация и у его конкурентов. У людей нет денег. Тем не менее продавцы с оптимизмом смотрят на будущее «Зеленого Угла». По их словам, граждане России еще нескоро станут покупать машины в автосалонах. По крайней мере, пока не возрастет их благосостояние.
Автор: Сергей КОЖИН