Настало время покупать. Бизнес

Но в купленной на распродаже фирме придется работать не покладая рук

26 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3740 (74) от 26 май 2015
0ddceca9457c4cfaea8d054c4884baa7.jpg

Крылатая фраза киногероя Папанова из фильма «Бриллиантовая рука» «чтоб ты жил на одну зарплату» и по сей день звучит как угроза. Ну если только вы не топ-менеджер огромной корпорации. Заиметь свой «свечной заводик» – мечта героя другого популярного фильма из советского прошлого – в нынешних реалиях еще более актуальна. Сегодня, в День российского предпринимательства, самое время примерить на себя роль акулы капитализма. Тем более что, как уверяют уже сложившиеся бизнесмены, именно в кризис надо покупать свое дело. Итак, на старт.

Сегодня на дальневосточной интернет-площадке «Фарпост» на продажу выставлено около 450 приморских компаний и фирм. Из них подавляющее количество – малые предприятия. Еще год назад, по данным председателя НП «Союз предпринимателей Владивостока» Олега Холзинева, таких объявлений было много меньше – около полусотни. Чем вызвано увеличение предложений и можно ли стать преуспевающим бизнесменом в одночасье, прикупив себе уже готовое дело, пыталась разобраться корреспондент «В».

Аренду не предлагать

Любой начинающий или опытный предприниматель может присмотреть готовый бизнес на свой вкус: выбрать есть из чего. Дело только за финансами. Например, салоны красоты стоят от 300 тыс. руб.

до 7 млн руб. Стоимость выставленных на продажу предприятий в первую очередь зависит от того, находится помещение в собственности или в аренде. Бизнес, построенный на арендованных квадратах, в подавляющем большинстве интереса не вызывает, ведь такое дело всегда находится в зоне огромного риска. Арендодатель может с легкостью увеличить арендную ставку или попросить «на выход с вещами». Смена местоположения весьма чувствительна для небольшой компании и даже чревата банкротством. Переезжать в другое помещение, ремонтировать его, оснащать необходимым оборудованием и мебелью хлопотно и дорого. А вновь нарабатывать клиентскую базу или приучать клиентов к другому местоположению затратно не только финансово, но и по времени.

Так, в виртуальной сети предлагается за 650 тыс. руб. салон-парикмахерская площадью 60 кв. метров в районе Второй Речки. Он работает второй год, продавец утверждает, что есть наработанная клиентская база. В компании три мастера. Салон расположен в цокольном этаже, и это несколько снижает его стоимость. Эксперты уверяют, что 650 тыс. руб. – приемлемая цена для такого бизнес-объекта. Однако мало кто польстится на предложение о помещении, находящемся не в собственности.

Салоны красоты, оборудованные в собственных помещениях, на продажу выставляются редко, но если вдруг появляется такое предложение, то стоить они будут уже миллионы. Так, в районе Эгершельда предлагают салон красоты площадью 53 кв. метра за 7 млн рублей. Помещение находится в собственности. Эксперты отмечают: мы видим его на виртуальном прилавке, потому что очень уж дорого просят. Тем более что салон находится далеко от остановки общественного транспорта и абсолютно новый, следовательно, без наработанной клиентской базы. Опрошенные «В» предприниматели уверяют: сегодня во Владивостоке перспективный салон красоты будет стоить примерно 100 тыс. долларов (около 5 млн руб.), но размещаться такой бизнес должен в хорошем районе – от Второй Речки до центра города. Площадь – не меньше 60 кв. метров.

Такое кафе нужно самому

Теперь попытаем счастья в общепите. Кафе-бар с долгосрочной арендой предлагают купить за 2,3 млн руб. Общепит площадью в 117 кв. метров располагается на двух этажах в здании в самом центре города. Можно купить кафе и поскромнее – в торговом центре. За арендованное помещение просят 550 тыс. руб. вместе со всем оборудованием.

Как объясняет президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев, двухэтажное кафе-бар вполне может стоить и 2,3 млн руб., и 550 тыс. руб. – в зависимости от того, что продают вместе с этим кафе: какое оборудование, в каком состоянии помещение, на плаву ли бизнес, на какой срок заключен договор аренды. Однако, как отмечает ресторатор, прибыльный, процветающий ресторан никто и никогда не будет продавать. Если предприятие выставлено на витрину, значит, с ним априори что-то не так. И в этом случае лучше начинать свой бизнес с нуля, самому.

Шиномонтажки разбирают как горячие пирожки

Хорошую нишу в нашем городе занимают мастерские по ремонту автомобилей. Судя по объявлениям на «Фарпосте», с шиномонтажками владельцы расстаются крайне неохотно – всего девять объявлений, от 160 тыс. до 1,6 млн руб. Самую скромную мастерскую можно взять с минимальным оборудованием, но без места для стоянки авто. Самое дорогое предложение – комплекс на Выселковой. Там арендованный земельный участок в 90 кв. метров, мастерская с полным комплектом оборудования.

Как уверяет предприниматель Денис Брусененко, который не один год занимается авторемонтом, хорошая, реальная стоимость шиномонтажки на арендованном участке земли в этом районе может составлять в среднем 600 – 800 тыс. руб. Мастерская должна иметь оборудование, как минимум шиномонтажный станок и балансировочный стенд. Для старта этого хватит. Важно, чтобы монтаж стоял возле дороги. Многое в этом бизнесе зависит от месторасположения. Ул. Выселковая в этом плане считается не очень перспективным районом – за город никто со спущенными колесами или неисправным двигателем не поедет.

Автомастерская в черте города, где оборудование дорогое, итальянское, а земля находится в собственности, может обойтись покупателю выше 5,5 млн руб.

Покупать автомастерскую по бросовым ценам бессмысленно. Скорее всего, покупателю предложат мастерскую в удаленном районе и на арендованной земле. Такой объект, вероятнее всего, доходов владельцу не принесет, как бы тот ни старался. По словам Дениса Брусененко, достойные предложения по авторемонтным мастерским на свободный рынок не поступают – перспективный бизнес перепродают среди знакомых.

Эксперты поясняют: сейчас продают бизнес, который был построен в «сытые» годы, но особой прибыли не приносил. С наступлением сложной экономической ситуации в стране слабые игроки рынка не выдерживают конкуренции и разоряются. Поэтому-то предложений о продаже так много. Но достойных и интересных практически нет. Так что шансы купить дешево бизнес в кризисные времена увеличиваются. Но вот развить его в успешное дело – это надо сильно постараться…

Частный случай

Ну а как в кризисные времена удается удержать свое дело и не выставлять его на продажу, спросим самих предпринимателей. По их словам, к обычным трудностям добавились невозможность взять кредит и падение покупательского спроса.

– По нашим данным, сегодня около трети предприятий малого бизнеса Приморья испытывают серьезные трудности, – комментирует ситуацию Олег Холзинев. – Малый бизнес – это всегда большой риск, и далеко не всем удается отпраздновать годовщину со дня открытия. Но в последние полгода, по нашим данным, возросло количество фирм, объявивших о закрытии дела.

Предприниматели отмечают, что заметно упала покупательская активность – в два-три раза. Часто бизнесмены работают в ноль и всеми силами ищут способы сократить убытки. Житель Владивостока Виктор Штынцов, много лет занимающийся продажей изделий из кожи, в 2008 году был вынужден закрыть один из своих бутиков. В этом году пришлось сократить не только площади, но и режим работы.

– Подняв все свои финансовые отчеты, я пришел к выводу, что единственный способ остаться на плаву – работать сезонно, – объяснил Виктор Штынцов. – Теперь трудимся только зимой, когда кожгалантерея востребованна, а летом уходим «в спячку». Летом вообще вся торговля будет идти через Интернет. Если станет совсем туго, уволим оставшихся сотрудников и будем работать вдвоем с супругой.

– Практически все контрагенты, которые закупают у нас оборудование, стали сильно задерживать плату, порой ждать поступления денег на счет приходится неделями, – сетует Андрей Гусев, руководитель одной из приморских фирм, занимающихся поставкой авто-, мото– и телекоммуникационного оборудования из США и Японии. – В таких условиях работать очень сложно, экономим на всем, в том числе и на развитии.

Большая проблема еще и в том, что кредит сейчас взять нереально – банки просят такие проценты, что проще вообще закрыть дело.

Член Приморского регионального отделения «Опоры России» Максим Кривелевич предостерегает о еще одной проблеме – кадровой.

– Сегодня владельцы предприятий столкнулись с тем, что их работники стали разбегаться («за хвост не удержишь») или работают сразу в нескольких местах. Трудятся в том числе и у конкурентов, что тоже не очень хорошо для владельцев бизнеса. Поскольку снижается лояльность к «родной» фирме.

Одолеть конкурента подковерными методами

На усилившиеся административные барьеры жалуются предприятия сферы услуг. Бизнесмены сетуют: мало того что ситуация в экономике непростая, так еще и проверяющие органы «кошмарят».

– Кроме плановых проверок, которые проходят раз в год, а то и раз в три года, существуют еще и внеплановые проверки, по звонку, – говорит владелец салона красоты Андрей Глазков. – Внезапных визитов проверяющих стало в разы больше, хотя хуже мы работать не стали. У меня есть подозрение, что все эти проверки – происки наших конкурентов.

Многие предприниматели отмечают, что в условиях спада спроса на услуги салонов усилилась борьба за клиента и некоторые бизнесмены пытаются вытеснить с рынка коллег подковерными методами. Кроме того, есть категория предпринимателей, которых проверки не особенно тревожат, просто потому, что они нелегально работают и нигде не числятся. Их деятельность делает конкуренцию нездоровой, ставя законопослушные предприятия в невыгодные экономические условия. Глядя на них, многие легальные предприниматели начинают уходить в тень, работая полулегально. Конечно, такие решения коммерсантам даются нелегко, потому как те, кто привык работать в правовом поле, стараются из него не выходить. Поэтому и растет число таких, кто решается вообще избавиться от бизнеса.

По словам Андрея Глазкова, с начала 2015 года в краевом центре на продажу было выставлено около 16 салонов красоты – раза в четыре больше обычного.

Цены падают, количество растет

И все же эксперты уверяют: кризис – не лучшее время закрываться, ведь продать дело проще всего. А вот открыться заново может уже и не получиться.

– Считаю неразумным продавать бизнес в период стагнации, застоя, – комментирует ситуацию Максим Кривелевич. – Продавать свое дело нужно тогда, когда экономика на подъеме, а покупать – в период нестабильности, сейчас, например. Те, кто выставил свое дело на продажу, совершают управленческую ошибку. Заманчиво, конечно, быстренько избавиться от активов, которые стали убыточными, но дадут ли за них их цену? В кризис владельцы бизнеса испытывают трудности со свободными средствами, у многих они заморожены в товарах, сырье, сделанных ранее инвестициях. Вместо того чтобы рассчитывать на тороватого купца, лучше попытаться решить проблему, обратиться за поддержкой к коллегам, властям...

Известные и влиятельные бизнесмены делятся своим опытом, согласно которому в кризис стоит объединяться с конкурентами, организовывать альянсы, сокращать расходы, искать новые пути развития, но не сбывать по мусорной цене компании.

Многие предприятия Владивостока так и делают: таксисты объединяются в сообщества, оптимизируя кул-центры, небольшие павильоны с фастфудом также стремятся к слиянию. Подобная тенденция наблюдается и среди медицинских клиник и небольших оздоровительных центров.

Как уверяет приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина, упаднических настроений на рынке не чувствуется.

– Ситуация сложная, но тем не менее нет информации о массовом закрытии предприятий, – уверяет Марина Шемилина. – Кому действительно туго, так это производствам. Из-за повышения ключевой ставки кредиты для малого предпринимательства стали недоступными. Из провальных сфер бизнеса могу отметить выездной туризм. Люди стали меньше отдыхать за границей, однако от этого выиграл въездной, внутренний туризм.

   

Автор: Катерина МАТВЕЕВА