​Возвращение шопинга

Рост рубля реанимировал интерес российских граждан к туризму в КНР

20 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3737 (71) от 20 май 2015
d9b2a568dd56876327e5e88d07df1c74.jpg

Туристический поток из России в Китай медленно, но верно восстанавливается. И прежде всего наши соотечественники едут за покупками. Тому свидетель корреспондент «В», посетивший в минувшие выходные город Суйфэньхе в провинции Хэйлунцзян.

Еще полгода назад, в декабре 2014 года, когда за одну тысячу рублей китайцы давали 80 юаней, в этой «Мекке приграничной торговли» русская речь была в диковину. Сегодня нашу тысячу «деревянных» в Поднебесной оценивают в 122 юаня, и на улицах открытого города вновь появились туристы из разных городов Приморья. И даже из Хабаровска. Разница в 40 юаней сломала психологический барьер россиян перед поездкой в Суньку. Как мало надо для счастья!

Выход из комы

– Сосиски в тесте закончились. И слойки с джемом тоже. А что я могу сделать, если мы не успеваем подвозить товар? С четырех утра кручусь как белка в колесе, перекурить некогда, а автобусы все едут и едут! – продавщица магазина «Транзит», что на выезде из Уссурийска, оправдывалась перед покупателями за отсутствие востребованной выпечки.

Пустые прилавки, когда есть спрос на продукцию, – это, конечно, минус руководству торговой точки, не сумевшему предугадать ситуацию. Но и сравнение с белкой тоже было к месту. Туристические автобусы, следовавшие в сторону государственной границы, действительно подъезжали к этому магазину один за другим с интервалом в 3-5 минут.

Наша группа пересекла кордон через пограничный пункт пропуска «Полтавка». В сравнении с пунктом пропуска на китайской стороне наш – лилипут. Но зато отремонтирован, уютен, и столпотворения здесь нет. Настолько слаженно работает местный персонал. Это отметили все туристы. Забегая вперед, скажу, что только на переходе «Полтавка» тюки, сумки, баулы и коробки доставляются из Поднебесной в Россию не в багажном отделении или салоне автобуса, на головах пассажиров, а в опломбированных контейнерах на колесах, которые прицепляются к автобусам. При такой продуманной логистике и вещи целы, и люди довольны. Это ноу-хау мы оценили в полной мере, возвращаясь на родину налегке.

Мы были не единственными гражданами России, посетившими Суйфэньхе в минувшие выходные. За три дня, с пятницы по воскресенье, через пункты пропуска «Пограничный» и «Полтавка» в город въехало около 50 автобусов с туристами. И каждый оставил здесь не одну сотню юаней в гостиницах, ресторанах, харчевнях, магазинах, лавочках, на продовольственном рынке. Наши люди, пусть на три дня, но оживили Суньку, оказавшуюся в коме после обвала курса рубля по отношению к юаню зимой прошлого года.

Пиво как приманка

Суйфэньхе тяжело перенес этот кризис. Русские туристы перестали ездить в Китай, денежный поток в одночасье иссяк, и некогда процветавший 160-тысячный город превратился в безработный. Закрылись четыре гостиницы, десятки массажных салонов, разорились мелкие лавочки и крупные магазины, приостановили работу многие строительные компании, ориентированные на строительство жилья.

Как рассказала «В» генеральный директор туристической компании «Роза» госпожа Пань Юфэнь, в течение года из Суйфэньхе уехало от 50 до 70 тысяч ее сограждан. После чего местный рынок жилья обрушился: квартиры есть на любой вкус и метраж, но их не покупают. К примеру, сегодня один квадратный метр жилплощади в новострое стоит три тысячи юаней, или 24 тысячи рублей. Здесь можно купить новую трехкомнатную квартиру с горячей водой по цене гостинки где-нибудь на окраине Владивостока. Согласитесь, в столице Приморья таких цен на жилье нет. Поэтому многие приморцы вкладывают деньги в недвижимость в Суйфэньхе с прицелом на будущее: сегодня цены упали, а завтра могут взлететь до облаков.

Если верить прогнозу госпожи Пань Юфэнь, то в этом году еще многие туристические компании в Суйфэньхе прекратят существование из-за отсутствия российских клиентов. Хотя экономический кризис пошел на спад. По словам бизнесвумен, на рынке останутся туристические фирмы и торговые предприятия, нацеленные не на получение сиюминутной прибыли, а вкладывающие деньги в бизнес. И применяющие новые маркетинговые ходы.

Так, супермаркет «Красная лисица», расположенный на центральной площади, заманивает потенциальных покупателей из России… пивом. Приглашения посетить универмаг и получить бутылку дармового пива нашим туристам раздают на улице. И многие клюют на эту наживку.

– Сами понимаете, мне их барахло и даром не надо! Но от халявного пива грех отказываться. Мы с женой пошли, и нам дали по бутылке. А пока я пил, она присмотрела себе какую-то тряпку за 20 юаней. Хотя мы и так затарились под завязку. Вот вам и эффект рекламы, – признался корреспонденту «В» Николай из Артема.

И таких туристов, как он, с приглашениями в руках посетить «Красную лисицу», в прошлые выходные на улицах Суйфэньхе было предостаточно. Китайцы знают, чем заманить нашего брата.

Золотые времена прошли

Госпоже Лю Ли Ли, директору гостиницы «Новая эра» на 125 номеров, чтобы не разориться, пришлось сократить количество горничных на этажах в два раза. При этом качество уборки номеров осталось на прежнем уровне, как и зарплата у служащих. Сегодня отель полупустой даже в выходные дни. Такая же ситуация и в других отелях города.

– Раньше мы принимали из России предварительные заказы на поселение. И очень часто отказывали туристам, потому что мест не было. Сейчас можно приехать без предупреждения и выбрать любой номер. В прошлом году у нас отпуск был только в китайский Новый год. В этом году мы отдыхали два месяца. В начале мая туристы еще были, а после 10 мая очень мало, – говорит госпожа Лю Ли Ли.

Она считает, что сегодняшний курс рубля к юаню самый нормальный для ведения дел. И китайские турфирмы рассчитывали на усиление потока туристов из Приморья в минувшие выходные. Но этого не произошло. По словам директора гостиницы «Новая эра», русские ждут, когда за тысячу рублей будут давать 150, а еще лучше 200 или 300 юаней. Как несколько лет назад, в золотые времена приграничного туризма. Которые, увы, прошли безвозвратно. Тем не менее госпожа Лю Ли Ли не планирует сворачивать бизнес.

Русские вернутся

Популярный ресторан «Максим», ориентированный на русскую публику, сегодня тоже переживает не лучшие времена. На момент визита корреспондента «В» в это питейное заведение за столиками сидело не более шести человек славянской внешности. Правда, время было обеденное.

Зимой по Владивостоку прошел слух, что «Максим» вообще закрыли: кризис. И в январе-феврале ресторан действительно не работал. Это был плохой знак для наших туристических компаний. Побывать в Суйфэньхе и не погулять на всю катушку в «Максиме» считалось дурным тоном у российских туристов.

– Ничего страшного не произошло. Мы работали до 31 декабря, а потом закрылись на ремонт кухни и на китайский Новый год, – успокоила меня директор ресторана китаянка Ольга. – Сегодня днем клиентов мало, но вечером будет чуть-чуть больше, потому что русские приехали. В пятницу, субботу, воскресенье посетители есть, а в остальные дни совсем мало. Мы каждый день работаем в убыток. Я понимаю, курс юаня сейчас высокий, но потом все будет нормально. Будет лето, будет тепло, русские вернутся, и будут деньги, – говорит симпатичная Оля и улыбается. Она права: «лето – это маленькая жизнь». И большие надежды на будущее.

По словам директора ресторана «Максим», в этом году большой наплыв гостей из Приморья был на первомайские праздники. Но счастье было недолгим, всего два дня. А на День Победы – вновь тишина, растянувшаяся на неделю.

Между тем свою лепту в уменьшение потока русских туристов внесла и вездесущая Всемирная паутина. Пока еще незначительную. Как выяснилось, часть россиян прекратила кататься в Поднебесную за ширпотребом, потому что сегодня все, что вам нужно, можно заказать на сайте китайского интернет-магазина «Таобао» – от бытовой техники и электроники до автомобильных колес и мебели. На первом этаже нашей гостиницы располагался пункт сортировки заказов этой виртуальной торговой точки. Ее хозяин с гордостью показал на мониторе компьютера длинный список клиентов из России, в том числе из Приморья. Самый мелкий заказ был на 50 тысяч рублей.

Несомненно, интернет-торговля реальный шопинг не перебьет. По крайней мере, в ближайшие годы. Более того, зная менталитет россиян, можно сказать, что наши соотечественники никогда не откажутся от удовольствия почувствовать себя толстосумами с несколькими тысячами рублей в кошельке. Если не в родной стране, так хотя бы в Суйфэньхе. Где цены, как и прежде, приятно удивляют. К примеру, килограмм клубники здесь стоит 6 юаней, или 48 рублей, спелые груши и яблоки – аналогично, а килограмм парной свинины без костей – 20 юаней, или 160 рублей. Говядина и баранина чуть дороже.

В Суньке, кстати, можно рассчитываться рублями. Правда, вывозить свежее мясо в Россию нельзя, но поесть от души не возбраняется. Поэтому на визитах наших туристов в Суйфэньхе ставить крест рано. Тем более что с начала 2014 года россияне могут приезжать в этот город на 15 дней без оформления визы.

Владивосток – Суйфэньхе – Владивосток

     

Автор: Сергей КОЖИН