Чем заманить инженера?

Стратегическим отраслям приморской экономики остро не хватает технарей

19 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3736 (70) от 19 май 2015
763409d03601c2191fb7f411953ce404.jpg

В Приморье давно уже в дефиците квалифицированный рабочий персонал: токари, слесари, фрезеровщики, водители грузовой и строительной техники. Теперь наш край, ранее сполна обеспечивавший приморские оборонные заводы инженерами – выпускниками местных вузов, испытывает недостаток и в технарях с высшим образованием. Кадровики производственных компаний обеспокоены: сегодня практически невозможно найти толковых инженеров.

На одном из приморских заводов, выполняющем работы по обслуживанию военной техники на местах дислокации и на полигонах Минобороны РФ, числится более двухсот специалистов, а для того чтобы освоить текущие обороты, предприятию нужно как минимум еще полсотни инженеров.

– За последние три года госзаказ увеличился в разы, – говорит генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Александр Прокопченко. – Если до 2012 года мы как-то управлялись, то сейчас на обслуживание и модернизацию техники требуется гораздо больше людей. Кадровый голод испытывает не только наше отдельно взятое предприятие, но и весь оборонно-промышленный комплекс региона.

В вуз – со своей программой

Руководство завода пытается найти работников на свободном рынке. Впрочем, этот способ не оправдывает себя: на гражданке специалистов должного уровня практически нет. Еще один вариант – трудоустраивать военнослужащих, вышедших в запас. Этот способ был бы хорош, только вот средний возраст такого работника будет под 50 лет. Последний вариант (казалось бы, самый естественный) – набирать выпускников высших и средних учебных заведений. Но и тут не все так просто.

– Нам нужны электроники-настройщики и техники, – объясняет Александр Прокопченко. – Мы определили для себя пару-тройку приморских вузов, выпускающих специалистов, которые нам подходят, – Инженерную школа ДВФУ, ВГУЭС, колледж ВГУЭС, Институт судостроительной техники. Правда, выпускники этих факультетов больше нацелены на конструирование бытовых приборов, а не военных. К тому же ребята, окончив вуз, предпочитают работать в коммерческих организациях, связанных с радиоэлектроникой. К нам же в год приходят и остаются работать один-два выпускника. Этого недостаточно даже для поддержания производства на существующем уровне, не говоря уже о развитии высокотехнологичного производства.

Чтобы хоть как-то заполнить вакантные места, руководство концерна решило действовать. Для начала договорились с Инженерной школой ДВФУ для двух групп читать цикл лекций о военной технике, чтобы заинтересовать студентов спецификой завода да и всего оборонного комплекса. Однако осуществить задумку в должной мере не удалось: больше четырех часов университет выделить не смог.

– Тогда мы решили оплачивать учебу студентов, с тем чтобы по окончании вуза они шли работать на наше предприятие,– продолжает Александр Прокопченко. – Мы платим им стипендию, принимаем на практику, корректируем их программу образования. В планах – внедрить в вуз специальность, необходимую нашему заводу.

Однако прежде чем объявить набор абитуриентов, нужно написать соответствующую образовательную программу, согласовать ее с министерством образования. Это займет как минимум 2 – 3 года. Таким образом, первых специалистов можно будет получить минимум через семь лет. Конечно, сроки не пугают военных: они привыкли выполнять долгосрочные стратегические задачи. Однако специалисты нужны уже сейчас!

Привлекают как могут

– Ездим по вузам, собираем студентов 3 – 5-х курсов и везем к нам на экскурсию, рассказываем о работе, – говорит Александр Прокопченко. – Мы пытаемся объяснить учащимся, что никакая другая работа не дает такой стабильности, как госструктура. Конечно, на начальном этапе специалист не получает большого вознаграждения, но через пару лет он может рассчитывать на уровень дохода в 40 тыс. рублей, а то и выше.

Так есть ли спрос на инженеров…

Так почему же новоявленные инженеры не идут в оборонную промышленность? По мнению директора Центра развития робототехники Сергея Муна, в этом виноваты и сами предприятия: их интерес к выпускникам вузов технических специальностей крайне низок.

– Я проработал в специальном конструкторском бюро по подводной робототехнике год и видел, как на самом деле строится работа молодых специалистов. Дело в том, что на одной теории, данной вузом, далеко не уедешь. Необходима практика. Предприятия, конечно, нуждаются в инженерах, но уже опытных, и не хотят возиться с молодыми выпускниками, доводить их до ума, как говорится. Задачи ставятся нечетко, мало кто отслеживает исполнение заданий. Можно год просидеть за столом в конторе и практически ничего не делать. Мало этого, в военной промышленности, как и на любом производстве, работают люди в годах, у них нет запала, огонька в глазах. Готовящимся уйти на пенсию работникам нет дела до идей, которые предлагают молодые специалисты. Предложи молодой инженер что-то новое – ему укажут, что есть куча готовых, проверенных решений и никакие новшества не нужны. Военная промышленность – очень консервативная сфера, где сложно продвигать какие-то новейшие разработки.

Впрочем, и вузы, как считает Сергей Мун, готовят очень слабых специалистов. То ли студенты не тянут сложные обучающие программы, то ли сами программы не отвечают запросам высокотехнологичных производств.

– Советская система образования позволяла выращивать инициативных, творческих и грамотных инженеров за счет высоких требований и к абитуриентам, и к студентам, и к выпускникам, – рассуждает Сергей Мун. – Сейчас уровень запросов к абитуриентам снизился: если не хватает знаний, чтобы пройти по конкурсу, можно получить заветный студенческий билет и за деньги. Стало меньше кружков конструкторской и технической направленности. Между тем, судя по наполненности Центра развития робототехники, детей, увлекающихся инженерией, конструированием, программированием, очень много. Однако на талантливых ребят вузы, на мой взгляд, почти не обращают внимание. Обучать техническим дисциплинам очень сложно, и это дорогостоящий процесс. Может, поэтому вузам технари не особо интересны?

Цена за рост производительности труда – зарплата технаря

Между тем, по данным Центра занятости Владивостока, потребность в инженерах есть: сегодня на бирже труда размещены предложения о работе для 101 технического специалиста. Нужны специалисты строительного профиля, айтишники, электрики, инженеры по качеству. А вот резюме инженеров намного меньше – всего 30. Удивляться нечему: уровень зарплат, которые предлагают работникам, колеблется в диапазоне 16 – 25 тыс. рублей.

Совершенно иная картина вырисовывается на виртуальной бирже труда. Так, поисковик Фарпоста по запросу «инженер» выдал чуть более трех десятков инженерных вакансий с зарплатой на уровне 35 – 40 тыс. рублей. На них претендуют почти двести соискателей. Интересно, что в их резюме зарплатные ожидания совпадают с предложением работодателей – свыше 35 тысяч рублей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: инженеров во Владивостоке хватает, но они ищут работу с достойным заработком, на который можно прокормить себя и свою семью (по данным Приморкстата, среднедушевой доход в Приморском крае составляет 28,2 тыс. рублей). А вот работодателей, готовых платить полную цену за умелого специалиста, на рынке практически нет. Похоже, предприятиям не нужен высококвалифицированный труд и готовы они платить только за мигрантов, потому что, кроме гастарбайтеров, вряд ли кто-то согласится работать на производстве за 16 – 17 тысяч рублей в месяц. Смешно даже мечтать об инженере, который за такую зарплату будет не только «звеном» в производственной цепочке, но и генератором идей, обеспечивающим ту самую высокую производительность труда, о необходимости которой сегодня вещают со всех высоких трибун.

По мнению экспертов, ситуация с «недостатком инженеров» будет актуальна до тех пор, пока работодатели не согласятся платить за их труд или переучивать неопытных выпускников вузов под себя.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА