На повестке дня – Дальний Восток

Первые лица государства уделяли в последние дни повышенное внимание проблемам Дальневосточного региона. Президент России провел совещание в узком составе в подмосковной резиденции Ново-Огарево, а председатель правительства Дмитрий Медведев и вовсе прилетел в Хабаровск.

7 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3714 (48) от 7 апр. 2015
9cdd90549fefa920c6addf4483f62372.jpg

В первую очередь это было связано с гибелью в Охотском море большого автономного траулера-морозильщика «Дальний Восток», на борту которого четверть экипажа составляли жители Владивостока и Приморья. На этой неделе погибших и выживших в кораблекрушении доставят домой. А пока на севере Охотоморья продолжается поисковая операция, следствие выясняет причину крушения и определяет вину судовладельца, власти оказывают помощь пострадавшим рыбакам и членам семей погибших.

Стратегически важная территория

Вечером минувшей пятницы глава государства заслушал доклады от своего полпреда в регионе Юрия Трутнева и министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, а также от глав министерств экономического блока о ситуации на территории от Забайкалья до Чукотки.

По словам Владимира Путина, «вопросы Дальнего Востока носят абсолютно стратегический характер. Несмотря на все сложности сегодняшнего момента, Дальневосточный регион демонстрирует хорошие результаты по прошлому году. Промышленное производство в целом по стране и в регионе выросло на 1,7 и 5,3 процента соответственно. Сельское хозяйство в целом в стране и в регионе выросло на 3,7 и 18,7 процента. Это говорит о том, что у региона есть хороший потенциал развития, который нужно должным образом использовать.

Впервые за многие годы естественная убыль стала меньше, чем естественный прирост населения, с коэффициентом 1,5. И, несмотря на сохраняющийся отток населения, все-таки темпы оттока тоже сократились, и это еще один положительный момент».

Чтобы сохранить и нарастить темпы развития на Дальнем Востоке, президент РФ предложил сконцентрироваться на приоритетных направлениях.

В их числе – вступивший в силу закон о территориях опережающего развития. Документ предусматривает комплекс льгот, включая пониженные и даже нулевые ставки по ряду налогов, ускоренные и упрощенные административные процедуры, предоставление готовой инженерной инфраструктуры и так далее.

Очень важны предложения по земельным отношениям, в том числе и по выделению одного гектара земли. Глава государства особо отметил, что земля должна выделяться в привлекательных местах и наделы не должны перепродаваться иностранным компаниям и гражданам.

И, наконец, российский лидер потребовал следить за подготовкой «изменений в законодательстве, которое регулирует деятельность Свободного порта Владивостока. Государственная дума должна принять документ уже в весеннюю сессию. Нужно с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта».

В завершение встречи глава государства высказался в поддержку проведения во Владивостоке Восточного экономического форума. Как планируется, он состоится в середине августа в кампусе ДВФУ на острове Русском. Не исключено, что президент России побывает на нем и выступит с новыми инициативами: «Очень рассчитываю, что это тоже станет хорошей площадкой для того, чтобы показать перспективы развития Дальневосточного федерального округа, показать его преимущества и найти дополнительных партнеров для решения тех задач, перед которыми мы стоим на этой важнейшей, стратегически важной для России территории».

Путь в АТР

Совещание с подобной тематикой провел в Хабаровске 4 апреля председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Помимо федеральных министров, на нем присутствовали губернаторы территорий и руководители крупных государственных и частных компаний.

На этой встрече детализировались стратегические направления, шла речь об их финансовом обеспечении и законодательном подкреплении. Некоторые губернаторы в своих выступлениях обратили внимание премьер-министра на проблемы населения в связи с ростом цен на товары и услуги, на всплеск безработицы. Впрочем, итоговых документов на совещании не подписывали, все замечания были приняты к сведению.

В Хабаровске председатель правительства возложил цветы к мемориалу «Слава погибшим в Великой Отечественной войне дальневосточникам», вручил грамоты и медали отличившимся в ликвидации последствий разрушительного наводнения на Амуре, посетил финал чемпионата мира по хоккею с мячом между сборными России и Швеции.

С российского Дальнего Востока Дмитрий Медведев отправился в зарубежное турне по странам Индокитая.

В Ханое у него прошли переговоры с президентом и премьер-министром Вьетнама. Стороны договорились об открытии зон свободной торговли между Таможенным союзом (Россия, Белоруссия и Казахстан) и СВР, о создании экономических предпосылок для расширения расчетов в рублях и донгах при проведении экспортно-импортных операций.

Еще три обсуждавшихся в столице Вьетнама направления сотрудничества в той или иной степени касались Владивостока и Приморья. Речь шла о военно-техническом сотрудничестве, контактах в сфере образования и туризма. Боевые корабли Тихоокеанского флота во время своих дальних походов получат дополнительные возможности для заходов во вьетнамские порты для снабжения и технического обслуживания. Увеличится количество вьетнамских студентов в российских вузах, в том числе и в Дальневосточном федеральном университете. Возрастет поток туристов между нашими странами, для вьетнамских гостей в полной мере откроются красоты Приморья и Камчатки.

«Звезду» поддержат госзапасом

В конце минувшей недели министерство экономического развития приняло решение о выделении части средств из Фонда национального благосостояния РФ. Как заявил в Москве вице-премьер Аркадий Дворкович, «государственную кубышку» раскупорят ради создаваемого судостроительного комплекса в Приморье.

Проект поступил от компании «Роснефть», которая на Дальневосточном заводе «Звезда» строит эллинг и стапели для судов мегауровня – водоизмещением 300 тысяч тонн. Проект напрямую связан с темой импортозамещения, уже в следующем году Большой Камень начнет выпускать суда, которые раньше по заказу нашей страны делали на верфях Республики Корея, Финляндии и Норвегии. Это танкерный флот и суда обеспечения для работы на шельфе арктических и дальневосточных морей.

Автор: Николай КУТЕНКИХ