Флот пополнят «Кашалот» и корабельные «Аллигаторы»

Генерал армии Юрий Борисов дал оценку оборонной отрасли края

26 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3708 (42) от 26 март 2015
03ffd3bf91e01ef184b78c01dbb94d22.jpg

Ни один из оборонно-промышленных проектов в Приморье не попадает под сокращение из-за сложной экономической ситуации в стране. Политическая обстановка в мире вокруг нашего государства вынуждает Россию поддерживать бюджетные расходы на создание передовых технологий, выпускать современные виды техники и боевого оружия.

Эту мысль озвучил заместитель министра обороны по вооружению генерал армии Юрий Борисов, посетивший предприятия оборонной промышленности во Владивостоке, в Арсеньеве и Большом Камне, которые справедливо входят в число ведущих производств. И не только нашей страны, но и всего мира. Объемы государственных заказов позволяют им, несмотря на санкции, обновлять технологии и оборудование, привлекать со всей страны лучшие инженерные и рабочие кадры.

Вертушки палубной авиации

– ВМФ России заинтересован в новых ударно-боевых вертолетах К-52К (корабельных), – заявил приморским журналистам Юрий Борисов во время посещения 23 марта Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Николая Сазыкина. – Новая модификация вертолета проходит сейчас заводские испытания, ее результатов с нетерпением ждут морские летчики.

Своим появлением модификация Ка-52К обязана контракту на закупку для ВМФ России у Франции двух десантных авианесущих кораблей-доков «Мистраль» – «Владивосток» и «Севастополь». В августе 2011 года успешно прошли испытания по отработке взлетов и посадок вертолета Ка-52 на взлетно-посадочной площадке БПК «Вице-адмирал Кулаков» в открытой акватории Баренцева моря.

У нас уже строятся собственные десантные корабли, и такой вертолет, как Ка-52К, будет востребован на кораблях нашего надводного флота. Так что связывать окончание опытно-конструкторской работы по этой разведывательно-диверсионной машине с поставкой «Мистралей» было бы неправильно. В перспективе ими можно оснащать ударные корабли ближней морской и океанской зон (крейсера, противолодочники, фрегаты, корветы, а также морские пограничные силы), – предположил заместитель министра.

– Условия эксплуатации вертолетов на море существенно отличаются от наземных, поэтому потребовались дополнительные усовершенствования в части используемых материалов и комплектующих, – уточнил управляющий директор ОАО ААК «Прогресс» Юрий Денисенко. – Отличие Ка-52К от традиционного Ка-52 заключается прежде всего в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России, для чего на вертолете установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере.

Как и традиционный «Аллигатор» Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гидростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451,

30-мм автоматической пушкой 2А42, подвесками для несения управляемых и неуправляемых ракет.

Что касается оборонного заказа для «Прогресса», то в этом году вооруженные силы по плану получат 16 серийных Ка-52. Они уже в цехах. С апреля начнется сдача их военной приемке и поставка в войска. Чтобы заказанная продукция шла в войска в течение года ритмично, а не в ноябре-декабре, реализуется поквартальный график сдачи вертолетной техники. Долгосрочный контракт с Минобороны предусматривает поставку ВВС России до 2020 года 146 вертолетов Ка-52, – рассказал генералу армии руководитель авиазавода «Прогресс».

Эксперты «В» предполагают, что контракт, скорей всего, будет расширен за счет корабельных «Аллигаторов». А это не менее 16 К-52К. Также нельзя исключать возможность дополнительных заказов и поставок «Аллигаторов» по линии Рособоронэкспорта в страны потенциальных друзей и союзников России – к примеру, их хотели бы купить ВВС Египта.

ТОФ пополнят новые корабли и подлодки

Не менее значимыми для обороны России являются Дальневосточные судостроительные/судоремонтные предприятия «Звезда» и Дальзавод.

– Наш основной актив по организации ремонта и модернизации кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота – завод «Звезда», – отметил в Большом Камне Юрий Борисов. – Еще два года назад ситуация здесь с выполнением гособоронзаказа была нелучшей. За последние два года руководством Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а также самого предприятия были приняты необходимые меры, и сегодня все обязательства перед министерством обороны выполняются. По словам замминистра, успешно выполняет флотский заказ и Дальзавод.

– Срывов мероприятий гособоронзаказа по приморскому кластеру не намечается. Работа будет так организована, что при малейшей угрозе срыва будут приниматься срочные меры по устранению проблем. Время напряженное, флот ждет лодки, – подчеркнул Борисов.

«В», со своей стороны, добавляет, что сами корабелы ждут, когда с ними полностью рассчитаются за уже выполненную работу.

– Что касается технического обслуживания новых атомных подводных лодок проекта «Борей», которые летом поступят на Тихоокеанский флот, то все работы будут выполняться на заводе «Звезда». А вот ремонтом дизельной подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» уже сейчас занимается Амурский судостроительный завод. Готовность подводной лодки неплохая. У нас есть полное намерение получить ее в боевой состав ТОФ уже в этом году. На Амурском заводе находится также многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 – К-322 «Кашалот». В конце прошлого года специалисты предложили переоборудовать ее в так называемый опытный объект для испытаний новых видов оружия и военной техники, – отметил Юрий Борисов.

Кстати, на заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас для ТОФ строятся корветы проекта 20380. Еще 1,5 – 2 года назад стоял вопрос о закрытии верфи. В феврале прошлого года предприятие впервые посетил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу, после чего были переподписаны контракты с Амурским заводом, в частности, на постройку двух корветов нового поколения. Однако при строительстве второго корвета проекта 20380 возникли проблемы из-за «недопоставок ряда импортных комплектующих».

– Эти сложности были прогнозируемы. По всей видимости, сроки сдачи второго и последующих корветов будут сдвинуты. Но, я думаю, наш флот от этого не пострадает, – подчеркнул замминистра. – В ближайшие месяцы будет заключен контракт на вторую пару корветов.

После Приморья заместитель главы военного ведомства побывал на авиастроительных заводах в Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ и Иркутске. Особенно его интересовал комсомольский авиационный завод им. Гагарина. В этом году он должен поставить Минобороны 14 многоцелевых истребителей Су-35, 5 истребителей Су-30М2, а также 4 истребителя пятого поколения Т-50.

Автор: Николай КУТЕНКИХ