Женское место

Большая история отражается в маленькой. И наоборот...

18 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3703 (37) от 18 март 2015
616a7a0152aa1b366446a76a90061839.jpg

Выставки, открывшиеся в центре современного искусства «Заря», раскрывают перед зрителем удивительный и такой запутанный мир женщины…

Самое удивительное – это бабушки

Выставка «Вместе и врозь. Городская семья в ХХ веке» – проект Хайса Кесслера, ведущего специалиста Международного института социальной истории из Амстердама и голландского дизайнера выставок Еруна де Вриза. Экспозиция показывает историю советского столетия через призму повседневности и историй жизни людей того времени. В основе исследования – тема городской семьи. Выставка была с успехом показана в Нидерландах, где ее посетило около 30000 человек, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

– Сначала мы с коллегами из МГУ и РАН проводили большое исследование, посвященное российской семье XX века, изменениям, которые произошли с нею и внутри нее в течение всего столетия, – говорит Хайс Кесслер. – Результаты этого проекта показались нам настолько интересными, что захотелось донести их до более широкого круга людей, а не только до чисто научной публики. Так и возникла идея выставки.

Но идея – это еще не выставка, результаты исследований надо было оформить так, чтобы это было ярко, зримо, интересно. Наша выставка состоит из двух частей. Первая – это несколько баннеров, на которых изложены в кратком, сжатом виде результаты наших исследований: как семья в СССР изменилась в течение XX века и как события большой истории – войны, революции и так далее – повлияли на маленькую историю – развитие семейных отношений, быт. К баннерам мы добавили видеоинсталляцию, которая идет в кинозале ЦСИ «Заря».

Второй элемент выставки был сделан, чтобы показать, как в маленькой истории отражена большая, как в судьбах людей отразились катаклизмы века.

Мы составили девять портретов российских семей и представили их на стендах. Рассказчиком у нас всегда выступает один человек – чаще женщины, хранительницы истории семьи, семейных альбомов. Фотографии старались отбирать такие, которые как бы перекидывают мостик от семьи к большой истории… Ну, например, практически в каждой семье в России кто-то воевал во время Великой Отечественной войны, мы старались взять снимки тех военных лет… И так далее.

Когда возник вопрос о показе выставки во Владивостоке, нам очень понравилась идея кураторов ЦСИ «Заря», предложивших включить в экспозицию местные истории, в частности, семей работниц фабрики «Заря».

– В чем, на ваш взгляд, главный посыл выставки?

– Семейные структуры в России, которые жителям вашей страны кажутся очевидными, на самом деле особенные, очень интересные.

И наша история – это в первую очередь люди, а не политика, не войны, не генералы и не вожди. История складывается из жизней множества «маленьких» людей.

– Вас что-то удивило в структуре российской семьи?

– Да. И еще как! Поразила роль бабушек. Это огромный контраст с историей европейской семьи. Когда в одной квартире, в одном доме жили три поколения сразу (бабушка, родители, ребенок-внук), роль бабушки была очень важной, очень значимой. Часто бабушка воспитывала и следила за ребенком, пока родители работали.

Это связано с тем, что в России в ХХ веке по европейским меркам выходили замуж и женились очень молодыми. В 25 лет девушка уже волновалась, не старая ли она дева. Средний возраст вступления в брак и рождения первого ребенка – 20-24 года. Люди часто женились и рожали детей, не успев получить свое жилье, не обретя финансовой самостоятельности. Семьи из трех поколений – это очень типично для России прошлого века. В итоге получалась более сплоченная семья.

В Европе же люди намного позже создавали семьи, бабушки не так часто возились с внуками, в том числе и потому, что первые внуки рождались, когда бабушки были уже в возрасте. Так что ваши бабушки – это, по сути, цемент семьи…

И еще хочу сказать. Не выбрасывайте старые фотографии, не думайте, что это все ерунда и никому не интересно, ни для кого не имеет значения. На основе тех коробок с фотографиями, которые хранятся у вас на антресолях или в нише, можно рассматривать историю целого века, делать выводы. Это – документы, свидетельства, историческая информация. Можно ведь очень многое понять, только взглянув на снимки: что было поводом сфотографироваться, на каком фоне и в какой одежде люди фотографировались, чем гордились, как выглядело общество… Не выбрасывайте!

Заглянуть в женское

Вторая выставка, работающая в залах «Зари», совсем другая, хотя тоже говорит о женском мире. В пяти залах свои работы представили художницы Глюкля (Наталья Першина-Якиманская), Ирина Корина, Светлана Шуваева, Ирина Корина, Варвара Гергидзова… А называется выставка «Её», и в этом коротком слове так много важного…

– Я – защитница буквы «ё», – говорит Оксана Саркисян, куратор выставки «Её». – Она очень дискриминирована в нашем языке, ее часто заменяют на «е», она есть не на каждой клавиатуре. И эта ситуация очень похожа на ситуацию с правами женщины в нашей стране, и не только. С одной стороны, буква – как и права – вроде бы есть и даже официально признана. Но можно ее употреблять, а можно и не замечать, и даже забыть про нее…

И в каком-то смысле «Её» – это мир женщины, весь огромный мир, очень странный и своеобразный… Мир, который участницы выставки рассматривают без всякой идеологии, просто пытаясь понять, что за феномен такой – женское…

Интересно, что выставка проходит в очень женском месте – в стенах бывшей фабрики «Заря», где на 1000 работниц-женщин приходилось 100 мужчин…

Выставка сложена из многих жанров и многих работ. Здесь живопись, инсталляции, видеопроекты, фото, даже письма…

Начинается все с зала живописных работ Светланы Шуваевой, где отражена женская сущность в состоянии экстаза. Интересны такие сакральные объекты, как женщина-цветок, женщина-вода…

Соседний зал – проект художницы Натальи Першиной-Якиманской под ником Глюкля, она в Санкт-Петербурге создала «Фабрику найденных одежд». Во Владивостоке Наталья хочет сделать музей утопических одежд. Она общалась с работницами фабрики «Заря» – теми, что стали героинями проекта «Вместе и врозь», они приносили ей свои платья, рассказывали о жизни, в итоге возник проект, который и представлен в этом зале.

Думаю, интересным покажется и проект Варвары Гергидзовой «Это не свадьба». Художница пыталась много раз НЕ выйти замуж, приходя в загс то в мужском костюме, то в одном белье. И каждый раз ее затея не удавалась. Как оказалось, НЕ выйти замуж едва ли не сложнее, чем выйти… Варвара вела фотолетопись своих попыток и представляет ее зрителям.

В залах выставки вы найдете инсталляцию в стиле мейл-арт. Несколько художниц, живущих в Москве, Берлине, Питере, в течение года писали друг другу письма о своей жизни. И часть из них представлена здесь.

Мне очень интересным показался и арт-проект «Синяки» Насти Потемкиной. Настя идеализирует синяки, можно сказать, изучает их с художественной точки зрения. Она рисует синяки, там ведь очень тонкие переходы цветов, синяк – идеальный арт-объект; разрабатывает татуировки и макияж в стиле синяков, предлагает ими бравировать и носить этот знак насилия с гордостью…

Завершает выставку «Её» зал, в котором представлен арт-проект «Русалки». Это видеозапись, созданная в процессе реабилитационной программы с секс-работницами Нижнего Новгорода. Им предложили придумать миф о своей жизни, представить только хорошее о себе. И они изобразили себя в виде русалок, которые сидят на деревьях, улыбаются, хохочут, но при этом всегда молчат. И там нет ни одного мужчины…

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ