Выставка художника из Смоляниново

В фойе кинотеатра “Октябрь” открыта персональная выставка приморского художника Александра Кишнарева.

10 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №37 от 10 дек. 1996

В фойе кинотеатра “Октябрь” открыта персональная выставка приморского художника Александра Кишнарева.

Посетители приходят разные: некоторые, за считанные минуты обозрев картины, дернув носиком, выпархивают из фойе, другие простаивают перед картинами часами, впитывая в себя запах деревенских пейзажей, поражаясь таланту и мастерству своего земляка.

- Миллион алых роз ради восторга певицы? - с улыбкой повторяет мой вопрос художник. - Нет, это не в моем стиле. А если такая жертва - лишиться и холстов, и крова - потребовалась бы для достойного в моем понимании человека, вполне возможно, что я решился бы на такой отчаянный поступок.

- Вам несимпатична эстрада?

- Мне неинтересны “серенькие букашки”, работающие в шлягерно-кабацкой манере. Такую эстраду я называю фанерно-клиповой. Песни прошлых лет, содержательные, мелодичные, очень помогают в работе. Мне посчастливилось побывать на концертах Владимира Высоцкого - это был урок творчества.

- Творчество рождается, когда душа поет?

- Конечно, изнутри идет потребность взять в руки кисть, подойти к холсту.

- И отключиться от мира?

- Бывает и такое состояние. Происходит прорыв через блокаду - шумы, отвлечения и полное вхождение в работу. А между делом может быть и кофе, и чай. В такие минуты меня даже матушка ничем не беспокоит. Мастерской у меня нет, и я “снимаю” у нее комнатку в доме. Она живет в Смоляниново.

- Теперь понятен ваш основной мотив - сельские пейзажи.

- Я намеренно отобрал для своей выставки картины такого содержания. Эдесь нет графики, портретов, акварельных работ. Всего в моей коллекции более 200 картин, в том числе и с изображением обнаженных моделей.

- Меня потрясла ваша “Лунная ночь”. Для меня, человека, “рисующего” только при помощи слов, кажется невозможным найти такие живые тона, такую снежную “лунность” с помощью обыкновенных красок.

- Тут через “дважды два - четыре” не объяснишь. Нужен постоянный поиск, прохождение через ошибки, неудачи. Если я не поработал день-другой, мне неуютно. У меня в творческом поиске сразу несколько сюжетов, возвращаюсь к ним в зависимости от настроения, состояния души и даже погоды. Если чувствую, что картина не идет, значит, мой мозг не конца додумал, доработал задуманное.

- Александр, вы нашли свое призвание? Организована первая персональная выставка, вы - участник краевых и республиканских выставок...

- “Послужной список” мог быть значительно шире. Но нас, молодых приморских художников, попросту не пускали на большие выставки: не было “проходного билета” - членства Союза художников СССР. Такая “корочка” - в этом никогда не было секрета - выдавалась иногда внукам, детям известных в стране личностей с последующим предоставлением шикарных мастерских. Мой же отец - несостоявшийся офицер, прошедший дорогами войны и в связи с этим не получивший желанного образования.

Чтобы сегодня стать известным, нужен всероссийский скандал, например выдать карикатурное изображение России-матушки в “свинском” виде, из которой высасывают молоко упитанные хрюши. Я категорически не приемлю новых русских, ограничивающих свой интеллект престижной машиной, одеждой из кожи и переносными телефонами.

- Не многих из них увидишь в выставочном зале, зато именно они платежеспособные покупатели.

- Картины продавать мне не жалко, хотя, конечно, небезразлично, в какие руки они попадут. Кстати, мои полотна покупают иностранцы во время краевых выставок, я также работаю по их спецзаказам. Очень хорошее отношение к искусству у японцев. Американцы же, как мне показалось, больше тяготеют к плакатно-рекламной живописи.

- Это ваше единственное занятие, вы профессионал?

- Я художник-оформитель депо станции Смоляниново. Здесь я и живу вместе с семьей и мамой. Учился я во Владивостокском художественном училище, Дальневосточном институте искусств. Однако своими наставниками считаю не только реальных преподавателей, но и тех, кто своим творчеством преподнес мне уроки искусства. Живопись Ильи Репина, Василия Сурикова, на мой взгляд, это классика. В свое время они были революционерами в живописном искусстве. Я считаю, в школах нужно на хорошем уровне давать более основательные знания о русском искусстве, русских художниках Серове, Коровине, Левитане и других: их картины - не только прекрасный мир искусства, это реальное отражение нашей жизни.

Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, “Владивосток”