Хватит ли привилегий на наш аппетит

​В приморской столице обсуждают концепцию свободного порта

16 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3671 (5) от 16 янв. 2015
6d65be6194ab177491e8b7eca56c8879.jpg

– Проект открытого порта Владивосток появится уже до конца января, – заявил заместитель председателя правительства РФ полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. – Приоритет будет состоять в быстрых пограничных и таможенных процедурах.

Напомним: идея предоставления столице Приморья статуса свободного порта с облегченным и привлекательным налоговым и таможенным режимом впервые была озвучена главой государства Владимиром Путиным в ходе президентского послания Федеральному собранию 4 декабря. В том выступлении президент РФ заявил о необходимости наделения порта Владивостока возможностями портов Крыма – Севастополя, Феодосии, Керчи и Ялты.

Порто-франко – заслон бюрократизму

Так какие преференции получит бизнес после наделения порта Владивостока статусом порто-франко?

– Главное – это максимально быстрое и не препятствующее грузообороту пограничное и таможенное оформление товаров. Не секрет, что именно эти бюрократические процессы сильно влияют на скорость движения грузов и комфорт грузоперевозчиков. Как ожидается, процедура перейдет в электронную форму и будет занимать считаные минуты, тогда как раньше на это уходили часы. До минимума снизятся или будут полностью упразднены контроль и проверки со стороны еще десятка разных проверяющих инстанций.

Для того чтобы представить концепцию владивостокского порто-франко, мы изучаем работу подобных портов Республики Корея и Сингапура. Смотрим и на опыт прошлых лет конца XIX и начала XX века, когда Владивосток уже имел статус открытого порта.

Предлагаемые инициативы привлекут грузоотправителей и грузополучателей всего обширного Азиатско-Тихоокеанского региона, переориентируют грузовые потоки с параллельных направлений на Владивосток. Вместе с другими нововведениями в виде территорий опережающего развития (ТОР), преференциями для новых юридических лиц и инвесторов, созданием благоприятной среды для проживающего здесь населения это создаст дополнительные возможности для развития Дальнего Востока России, – подчеркнул полпред.

К конкуренции готовы?

Про необходимость изучения опыта других стран корреспонденту «В» рассказал и председатель группы «Кохап» (KOHAP Group), председатель Дальневосточной ассоциации «Корея – Россия», президент Корейского фонда образования и культуры, почетный гражданин Владивостока Чанг Чи Хек.

– Чтобы превратить Владивосток в транспортно-логистический центр АТР, нужно очень постараться, – сказал Чанг Чи Хек. – Он должен быть комфортным для всех участников процесса. А пока что местным жителям и зарубежным деловым гостям приходится нелегко из-за наличия транспортных трудностей и проблем в сфере услуг. И для изменения положения недостаточно только предоставить налоговые льготы на законодательном уровне, необходимо создать высокоразвитую инфраструктуру.

Порт должен стать опережающим свое время. Владивосток уже сейчас является быстро развивающимся городом-портом, однако ему придется конкурировать с Шанхаем и Пусаном, где сейчас самые лучшие в мире грузовые терминалы. Портовым структурам приморской столицы предстоит перенимать передовые технологии, использовать лучшие механизмы, выходить на новый уровень производства. Во Владивостоке необходима также модернизация железной дороги. В соседнем Китае строят очень дешево высокоэффективные скоростные железные дороги, давайте перенимать опыт возведения таких же и в Приморье. И тогда гораздо больше грузов будут отправлять через порт Владивостока. Также необходимо оказать поддержку администрации города в строительстве новой автомобильной дороги к порту. Без нее все остальные начинания не будут иметь должного эффекта.

Свободный порт – не просто перевалка грузов

Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов и ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев в свое время продвигал идею свободного порта для развития столицы Приморья. По его мнению, порто-франко должно иметь более широкое звучание, чем просто перевалочный пункт между морем и берегом.

– Юрий Алексеевич, на что еще нужно обратить внимание при создании свободного порта во Владивостоке?

– Многим хочется, чтобы улучшилась экологическая ситуация или разгрузились наши дороги. Есть простые решения: давайте перегрузку контейнеров перенесем в Надеждинский район, зерно станем транспортировать через Зарубино, а уголь на суда загружать в Дунае или Посьете. Но ведь есть еще и такое понятие – налоговые поступления. Муниципалитеты, привлекая дополнительные грузы в свои порты, преследуют цели в виде налогов и рабочих мест. Значит, надо объединяться в интересах всего населения, соседних городов и районов, бизнеса. И если Владивосток расширит свои границы, то все доходы сконцентрируются в одном месте, а производство будет разнесено по удобным точкам.

Вот тогда появится возможность разгрузить бухту Золотой Рог, превратить ее в экологически чистую акваторию. На дне бухты сейчас лежат – от полутора до двух метров – тяжелыми фракциями нефтепродукты. Ими (при соответствующей переработке) можно заасфальтировать все дороги города новым слоем. И вокруг Золотого Рога создать повсеместно зону отдыха. Не только набережную Цесаревича, но всю нашу красивейшую территорию возле бухты украсить. Сделать привлекательной для наших жителей и туристов из соседних стран.

В интересах порто-франко и возрождение прибрежного и океанского пассажирского флота. Чтобы к нам чаще заходили белоснежные лайнеры и яхты. Чтобы из всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона приезжали люди на отдых и экскурсии. А посмотреть есть что: море и тайга, по соседству лесные и морские заповедники и национальные парки, архитектура старого Владивостока.

Семь раз проверь – один порт заверь

В завершение дискуссии «В» предоставил слово директору Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС профессору Александру Латкину.

– Я не сомневаюсь, что задание президента России по предоставлению Владивостоку статуса порто-франко станет реальностью. Но исполнение задуманного потребует многие годы, – убежден он. – Ведь несмотря на позитивные помыслы российского лидера, проект порто-франко еще сырой. Предоставление порту возможностей для стремительного развития предполагает физическое расширение территории. А куда расширяться нашим портам, если они географически зажаты узкой береговой полосой и городской инфраструктурой.

Глубины на фарватере и у причальных стенок не позволяют подходить и швартоваться крупным судам. Впрочем, в ущерб экологии можно провести дноуглубительные работы. Тогда придут под выгрузку и загрузку океанские контейнеровозы и сухогрузы. Но ведь нет площадок для складирования грузов. Железная дорога не сможет подвезти и вывезти предполагаемый в перспективе возросший объем груза. Автомобильные контейнеровозы и так затрудняют свободное передвижение остального транспорта по дорогам краевого центра.

В то же время одним из выходов может стать распространение режима порто-франко и на сухой порт в Надеждинском районе, а также использование других прибрежных площадок под причальные стенки на острове Русском и полуострове Муравьева-Амурского. В концепцию порто-франко отлично вписывается проект строительства Владивостокской кольцевой автодороги, инициированной главой краевого центра Игорем Пушкаревым. В общем, идей много. Их надо все учесть в создаваемой сейчас концепции свободного порта Владивостока.

А рыбаки уже забили место

Не только торговый, но и рыбный порт Владивостока получит статус порто-франко, сообщил корреспонденту «В» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

– Сейчас готовятся предложения и различные мероприятия, формируется общественное мнение по поводу того, что конкретно в результате присвоения статуса порто-франко получит рыбная отрасль края. Необходимо максимально учесть уже имеющиеся возможности морского рыбного порта Владивостока – с его причальными стенками, холодильниками, железнодорожной станцией, научным и образовательным потенциалом рыбохозяйственной сферы. Ведь даже действующие причалы в бухтах Золотой Рог, Улисс и Диомид не имеют максимальной загрузки.

Автор: Николай КУТЕНКИХ