Проси – и тебе дадут

​Организаторы успешных благотворительных проектов уверены: собирая деньги на добрые дела, нужно внятно объяснять свои цели

15 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3670 (4) от 15 янв. 2015

В последнее время все большую популярность в мире набирают проекты, финансируемые за счет сбора личных средств граждан. Во Владивостоке самым известным таким проектом стала, пожалуй, установка «Кровати примирения» на набережной Цесаревича. Мы решили узнать, в чем секрет успешности подобных проектов.

Самое интересное: хотя у финального воплощения «Кровати примирения» нашлось немало противников, на этапе сбора средств, если верить организаторам, горожане расставались со своими личными сбережениями весьма охотно.

Между тем точно известно, что на территории города реализуется немало проектов, в том числе и благотворительных, материальная и личная помощь которым – на уровне частных пожертвований или участия волонтеров – была бы кстати. Но они ее не получают. Почему? Неужели люди жалеют денег? Или не хотят тратить времени на то, чтобы лично взяться за благое дело? Или…

Мы поговорили с авторами и идеологами подобных акций, а также с руководителями движений, организующих сложные в плане материальных и волонтерских затрат проекты. И узнали, что помогает им добиваться желаемых результатов даже в ситуации, когда полной уверенности в успехе мероприятия нет.

Условие: любовь к городу

Как говорят авторы «Кровати примирения», информация о сборе средств распространялась всевозможными способами: активисты проекта рассказывали о нем случайным людям на улице, партнерам, коллегам, размещали объявления в популярных кафе и других местах. И люди «проголосовали» за проект деньгами. В итоге задумка осуществилась, несмотря на то что искомая сумма была немаленькой – 400 тысяч рублей.

– Нами двигало ощущение, что мы своими силами дополняем историю города, – рассказывает один из организаторов проекта Михаил Дрейцер. – И тот факт, что люди отдают деньги с такой готовностью, тоже демонстрирует их любовь к Владивостоку: они делали вложения в его обустройство. Мы принимали в пользу проекта любые деньги: частные лица давали и по 20 тысяч, и по сто рублей, кто-то выгребал из кармана мелочь на дорогу. Конечно, были те, кто подозревал в нашей идее что-то пошлое, но в такие моменты мы просто шли дальше.

Проект был придуман группой участников тренинга по управлению собственной жизнью. Отметим, что непременное условие проекта – отказ от использования своих средств, ведь в число участников подобных тренингов входят, как правило, малоимущие: студенты, домохозяйки, безработные. На реализацию проекта было дано только три месяца, а форма работы в команде, по словам организаторов, позволила участникам подгонять друг друга и сообща двигаться к намеченной цели.

На сегодняшний день подобные проекты успешно реализовали уже четыре команды, пятый находится на этапе осуществления. «Кровать примирения» стала самым резонансным из них, однако были и другие оглушительные успехи.

Например, одной из предыдущих групп подобным образом удалось собрать для акции «Шаг в будущее» больше средств, чем планировалось, и отремонтировать на них в медико-социальном отделении городской больницы № 3 не одну палату, как было задумано, а несколько помещений, в том числе коридор, кухню и санузел. Некоторые организации помогали «натурой»: покупали подгузники и прочие необходимые малышам вещи.

В чем заключается психологический фокус подобных акций, мы попросили рассказать руководителя одного из тренинговых центров города Вячеслава Станчуляка.

– Многое в успехе, – объясняет он, – зависело от того настроения, с которым просители шли к потенциальным инвесторам. Страх неудачи присутствует всегда, однако попробовать никогда не помешает. Немаловажную роль также играет степень проработки проекта: чем он конкретнее и масштабнее, тем больше шансов, что обычные люди внутренне согласятся на его финансирование и отдадут деньги.

Мотивируй четко и ясно

Срабатывают ли подобные приемы в деятельности крупных благотворительных и добровольческих организаций?

– Сейчас, когда нам предстоит собрать 100 миллионов рублей на строительство нового хосписа на острове Русском, мы совершенно уверены, что всю необходимую сумму сможем найти очень быстро, – признается президент Приморского благотворительного фонда помощи хосписам Марина Казакова.

У нее есть все основания так полагать: например, когда недавно искали средства на покупку медицинского аппарата для смертельно больного мальчика, всю сумму внес всего один человек. Остальные пожертвования остались на счету благотворительной организации.

Марина Викторовна объясняет: просьбу о деньгах надо формулировать максимально четко и ясно, чтобы благотворитель так же четко осознавал и будущий результат своего пожертвования. Для этого в команду действительно крупного проекта стоит привлечь профессионального маркетолога, который поможет детально его проработать.

А вот с привлечением людских ресурсов несколько сложнее – не каждый согласится потратить пусть даже на благое дело свои силы и время. И все же, как в случае с хосписами, находится неожиданное решение: свою помощь на бесплатной основе здесь часто предлагают люди, чьих близких настигла неизлечимая болезнь.

– Тех навыков, которые они приобрели в повседневной жизни, хватает и тут, порой даже для выполнения существенной части крупного проекта, – говорит Марина Казакова. – Бывают и те, кто просто не в состоянии оказать физическую помощь, и не стоит их за это винить. Никто не запрещает им вносить при этом пожертвования, а многие даже успешно совмещают два этих занятия.

Работай на результат

Очевидно, что в случае с Приморским благотворительным фондом помощи хосписам важную роль играет имя организации и направление ее деятельности. Однако бывает и так, что никому не знакомое движение за короткий срок добивается отличной репутации и сюда уже сами обращаются волонтеры и спонсоры.

Об этом не понаслышке знает Дарья Панарина – она в 14 лет стала руководителем добровольческого движения «Мы вместе!», в которое на тот момент кроме нее входили всего четыре ее одноклассницы. Естественно, поначалу мало кто воспринимал новое движение всерьез. Но со временем число волонтеров росло, как и количество проводимых ими мероприятий. Помогали объявления, размещенные в соцсетях. Активность движения значительно возросла, когда Дарья поступила в университет: подтянулись однокурсники и друзья из общежитий.

Сегодня «Мы вместе!» работает с детьми, страдающими онкогематологическими заболеваниями и расстройствами аутического спектра. Поскольку волонтеры постоянно испытывают серьезную психологическую нагрузку, эффективно организовать работу помогает грамотное распределение на выезды в различные учреждения.

В 2013 году Дарья Панарина получила городскую премию «Есть за что!» в размере 100 тысяч рублей. Сегодня «Мы вместе!» активно сотрудничает с администрацией Владивостока. Кроме того, помогают спонсоры. Все это стало возможным благодаря той репутации, которую движение заработало за это время, уверена Дарья.

– Людей к нам привлекает даже не громкое имя, а тот факт, что мы выполняем то, что обещаем, – объясняет она. – Люди видят, что все это имеет какой-то результат. Это рождает у них желание присоединиться. Конечно, в этом нам помогает и опыт: скажем, в первые полгода работы наша продуктивность была не такой высокой, как сейчас. Мы все время учимся и сегодня уже гораздо лучше ориентируемся в том, как себя вести с детьми и как правильно организовать свою работу.

Жертвуй не попрошайкам, а людям дела

Дмитрий Царев, руководитель крупной владивостокской компании, занимается благотворительностью уже не одно десятилетие, сотрудничает с фондом помощи хосписам. Суммы пожертвований от его имени, как правило, начинаются от десятка тысяч и доходят до миллиона рублей. Говорить об этом он обычно избегает: сталкивался с тем, что рассказ о том душевном подъеме, который испытываешь, когда действительно кому-то помог, люди часто принимают за банальное хвастовство.

– С благотворительностью часто связаны различные спекуляции – начиная с того, что дают три копейки, а потом говорят на три рубля, и заканчивая обыкновенным обманом, – объясняет он. – Лет десять назад к нам обратился человек с просьбой дать ему несколько колес в пользу детского дома. Мы дали. А потом я увидел этого деятеля с нашими колесами на «Зеленом Углу» – заметив меня, он скрылся.

Вообще, я убежден, что отдавать деньги на доброе дело нужно так, чтобы, как говорится, правая рука не знала, что делает левая: вложил и забыл. Сам по себе этот процесс приносит дающему такую благодать, что я не понимаю людей, которые не открыли для себя возможность помогать другим.

По поводу обманов скажу, что теперь предпочитаю не откликаться на ничем не подтвержденные просьбы о помощи, – продолжает Дмитрий. – Сначала смотрю, чего уже успел добиться проситель, когда мы ему не помогали. И взвешиваю то, насколько способны помочь ему наши средства.

Короче говоря, предпочитаю помогать не попрошайкам, тянущим руку за подаянием, а людям дела – тем, кто что-то делает реально: занимается с детьми, а ему не хватает каких-то инструментов, строит церковь, а ему недостает средств…

И напоследок. В процессе подготовки этого материала автору стало известно о сайте www.vlapost-ok.ru, создатели которого называют его социальным порталом «прямого действия»: приморские компании и организации могут запросить здесь помощь на благое дело. Если проектом заинтересуются инвесторы, они помогут просителю, оплатив товары и услуги, а тот, в свою очередь, по результатам напишет на сайт отчет и, получая положительные оценки, увеличит свой шанс на подобную помощь в будущем. За первые два месяца работы сайта была заключена лишь одна сделка: за 40 тысяч рублей купили печь для детской скульптурной мастерской…

 

Автор: Антон ВАЛЬТОН