Вместо пьянства – культурный отдых

Меняются эпохи, традиции и предубеждения, и только над Новым годом и Рождеством время не властно

31 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3666 (198) от 31 дек. 2014

Наверное, Новый год во все века и у всех народов был не только самым радостным, но и самым волнующим праздником.

Шли годы, рождались и умирали люди, появлялись и исчезали государства, менялись власти и режимы, однако на стыке лет каждого человека всегда охватывали сложные чувства, которые так нелегко передать словами. Подведение итогов, надежды и ожидание перемен к лучшему, предчувствие счастья… И не так уж важно, когда приходит Новый год – в январе или феврале, весной или осенью (кстати, в России до 1699 года он праздновался 14 сентября, а отсчет лет велся не от Рождества Христова, а от Сотворения мира). Главное, что он всегда был неким переломом и стартовой точкой.

Здравствуй, елка, Новый год!

Мы не представляем себе Новый год без привычного набора: елки, шампанского, салата оливье, Деда Мороза и Снегурочки. Между тем все атрибуты самого любимого праздника собраны, так сказать, с бору по сосенке, и это касается не только елки.

Дед-волшебник в теплой шубе и с мешком подарков пришел из Германии. Шампанское и салат, понятно, из Франции. Конкретно Дед Мороз произошел от Святого Николая, который родом из Турции. Только Снегурка истинно русская, но не очень ясно, кем она приходится морозному Деду. А вот что касается сосенки (в смысле елки), то тут история давняя.

Серьезные ученые выяснили, что обычай украшать чем-либо вечнозеленое дерево восходит к тем временам, когда растение становилось жертвой вместо человека или животного. Считалось, что такая жертва должна была поддержать силы матери-природы, слабеющей зимой. В Древней Греции и Риме вечнозеленым лавром украшались на Новый год жилища и храмы. А поскольку лавр в Европе рос не везде, в других странах его стали заменять кипарисом, можжевельником, елью и другими хвойными, вплоть до кедрового стланика.

В Европе ель была связана с празднованием Рождества Христова (но не Нового года) примерно с XIII века. Что касается России, то считается, что у нас елка появилась со времен Петра I, но фактически это не так. Император-реформатор лишь постановил украшать дома хвойными ветками. А первую настоящую рождественскую елку в Санкт-Петербурге устроили выходцы из Германии в 40-х годах XIX века, и лишь позже этот обычай прижился в России. Так что нашей новогодней елке еще нет и 180 лет. Несмотря на почти юный для особы женского рода возраст, ее биография была непростой.

В годы Первой мировой войны Святейший синод Русской православной церкви запретил проведение елок как вражескую пропаганду: тогда еще слишком явным было немецкое происхождение этого обычая. Потом вышло послабление. В первые годы советской власти лично Ленин (как помнится из советской литературы) устраивал для детей елки. Но вскоре этот милый праздник был объявлен нежелательным религиозным пережитком. Реабилитировали бедную елку в 1936 году, но уже как чисто светскую новогоднюю затею.

А для иллюстрации всего сказанного – несколько выдержек из старых владивостокских газет.

Елки в окнах – бесплатно!

«Владивосток», 1893 год:

«Наступает праздник Рождества, тот праздник, который целый год с нетерпением ожидается юным поколением, пользующимся в большинстве случаев в это время всевозможными удовольствиями, начиная от традиционной елки. Но среди этого поколения есть много и таких детишек, которые могут только смотреть бесплатно на елки, выставляемые в окнах наших магазинов. Таких детей, как нам хорошо известно, найдется во Владивостоке очень много. Сделать и для них наступающий праздник праздником было бы более чем справедливо и гуманно. Мы уверены, что нашлись бы и инициаторы, и жертвователи среди нашего общества, всегда отзывчивого к таким целям».

«Владивосток», 1897 год:

«Ресторан-кабаре «Модерн». Новогодние концерты-варьете. Неподражаемая исполнительница русских, цыганских романсов и народных песен Елена Тан-Стальская, русская звездочка (этуаль) m-lle Паули, каскадная русская этуаль m-lle Ланге, интернациональная субретка m-lle Вилен, оригинальная датская субретка Нора Вест (креолка). Колоссальный успех!».

«Дальний Восток», 1899 год:

«Комитетом Владивостокского благотворительного общества подписные листы на пожертвования взамен визитов на новый год разосланы во все учреждения и управления города Владивостока, в торговые дома, в магазины… Комитет предлагает по примеру прежних лет устроить на праздник Рождества Христова в приюте и 1-й и 11-й элементарных школах елки для детей и обращается к желающим с просьбой что-либо пожертвовать на устройство елок деньгами или вещами. Пожертвования принимаются в доме губернатора».

Безобразие: на катке нет буфета!

«Владивосток», 1900 год:

«2 января, несмотря на сильный мороз, состоявшиеся любительские бега для рысистых лошадей и иноходцев на призы на бухте (в Гнилом углу) привлекли массу публики. Присутствовал г-н военный губернатор, под председательством коего особая комиссия из военных и гражданских чинов присуждала призы… Как явление новое, бега эти произвели в некотором роде сенсацию среди купечества, имеющего иноходцев и рысаков, а также вообще среди любителей спорта. Подписка дала настолько блестящие результаты, что явилась возможность устроить отличную беговую дорожку-круг и наградить победителей ценными серебряно-вызолоченными большими кубками. Если бы не бесцеремонность публики, вылезавшей на беговую дорожку и мешавшей ходу состязаний, то можно было бы сказать, что бега прошли в лучшем, какой можно ожидать, порядке...».

«Владивосток», 1901 год:

«Не можем не обратить внимание на порядки, существующие на катке у Адмиральской пристани. Беря такую большую плату, как 1 руб. за вход, арендатор взамен того дает ничего или очень мало. Площадь катка весьма небольшая и притом не поливается водой, уборные невозможные, буфета нет. Словом, 1 руб. платится чуть ли не за морской бриз и право мерзнуть на водах бухты. Нельзя также не упомянуть о странных порядках абонемента. В объявлениях оглашалось, что сезонные билеты выдаются только в магазине Шишмарева; но на первые дни таковой не был открываем, а плату принимали в самой кассе, не выдавая какого-либо удостоверения в получении взноса и предоставляя только расписаться в уплате денег».

Корпоратив отменяется: мест нет

«Далекая окраина», 1905 год:

«Служащие торгового дома «Кунст и Альберс» опровергают информацию о том, что основанием к прекращению с нынешнего года устройства елки в фирме послужило ходатайство всех торговых служащих Владивостока о праздничном отдыхе. Истинная же причина в следующем. В начале декабря управляющий торговым домом г-н Даттан обратился к подчиненным со следующим циркуляром: «Вследствие постоянно увеличивающегося числа служащих нашей фирмы становится все более и более затруднительным устройство совместных празднований Рождества Христова по недостатку достаточно обширного помещения, которое позволило бы собрать одновременно весь состав служащих. Эти соображения побуждают меня с искренней грустью отказаться от обычного в нашей фирме ежегодного празднования…»

«Дальний Восток», 1908 год:

«В магазинах «Эльвангер» по Светланской и Алеутской к предстоящим праздникам Рождества Христова имеется в продаже большой выбор окороков и других предметов своего производства, как-то: всевозможных колбас, паштетов, дичи фаршированной, копченой, свежей и соленых закусок. А также имеются всевозможные консервы, семга, сельди королевские, керченские, дунайские, маринованные, заливные и соленые, нежинские огурцы в хреновом листе, развесные маринованные сливы, вишни и прочие съестные припасы».

Первое выступление цыганщины

«Дальний Восток», 1917 год:

«Дирекция театра «Золотой Рог» приветствует своих уважаемых посетителей с Новым годом и желает всех благ. В воскресенье 1 января 1917 года новогодняя программа. Ново! Весело! Смешно! Конкурсы! Первое выступление цыганщины. Мисс Мэри Моод. Девочка-кукла. Загадка XX века. Человек или кукла? В зале Коммерческого училища небывалый Бал-маскарад до 4-х часов ночи. ТРИ ценных приза по присуждению жюри. Вечер юмористов, карнавал, раешник в публике, специальный номер газеты. Бой цветов, конфетти, серпантин, летучая почта. Оркестр 1-го Артиллерийского полка».

«Красное знамя», 1927 год:

«В Красном уголке строителей в субботу, 31 декабря, устраивается семейный вечер – встреча Нового года. Приглашаются члены профсоюза и их семьи. Начало в 7 час. вечера. Просьба не опаздывать. Ресторан «Золотой Рог» – 31 декабря торжественная встреча Нового года. Запись на столики принимается. Во 2-м райкоме ВКП(б) в субботу, 31 декабря, в 6 час. совещание цеховых и артельных парторганизаторов».

Долой поповские игрушки!

«Красное знамя», 1929 год:

«В этот канун «Рождества» в витринах не видно было седобородых дедов-морозов и елочных блесток: рабочая кооперация не занималась продажей поповских игрушек. Торговали «рождественскими» товарами только частные магазины. Из рабочего быта «рождество» почти что выпало. Целые цехи и заводы дали обещание: «рождество» – 2-й день индустриализации. Вместо пьянства – культурный отдых. 24 декабря вечером зал клуба Ильича был переполнен: с интересом слушали «предрождественский» доклад. Вечер закончился антирелигиозной постановкой драмкружка».

«Красное знамя», 1937 год:

«С далекой западной окраины Европейско-Азиатского материка горячо приветствую трудящихся советского Дальнего Востока. Мировой фашизм наступает на Западе и на Востоке. Он хочет задушить человечество, погрузить мир во тьму, одеть народы в кандалы. Но на Востоке и на Западе он будет разбит и уничтожен единым фронтом трудящихся… Благодарю редакцию «Красного знамени» за привет и шлю лучшие новогодние пожелания социалистическому Приморью.

Михаил Кольцов. Мадрид, 30 декабря 1936 года».

Вот такие разные были праздники…

По материалам газет из архива ОИАК

 

Автор: ​Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края