Возвращение «Демона» №13

​Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи

24 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3662 (194) от 24 дек. 2014

В фондах Приморской государственной картинной галереи среди множества шедевров живописи и графики хранится рисунок «Демон летящий» знаменитого русского художника Михаила Александровича Врубеля. Эскиз выполнен тушью на картоне в 1891 году. 

Судьба этого рисунка удивительна и загадочна. Изначально «Демон летящий» находился в экспозиции краеведческого музея имени В. К. Арсеньева, откуда был похищен 4 января 1945 года. Его поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но так и не нашли…

Без наводчиков не обошлось?

Прошло 60 лет. В декабре 2005 года во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря (Москва) на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем. И тут экспертов ожидал сюрприз с «пропиской» рисунка. По имевшимся данным, он должен был находиться в фондах Приморской государственной картинной галереи, куда попал из краеведческого музея имени В. К. Арсеньева. Но неведомым путем оказался в Первопрестольной. Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея (так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. – Прим. авт.) в 1930 году. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов. В Советском Союзе подобные акции со стороны центральных музеев были обычным явлением. Благодаря таким щедрым жестам в 30-е годы прошлого столетия сформировалась основная коллекция художественного отдела краеведческого музея имени Арсеньева.

29 июня 1966 года на базе именно этого отдела была открыта Приморская государственная картинная галерея. Новорожденному учреждению культуры по наследству перешла часть фондов музея, в том числе и дары Третьяковки. Только «Демона летящего» среди них не было. Рисунок исчез! Его следы обнаружились в папке «Акты о пропажах картин», которая в 1966-м была передана картинной галерее вместе с архивными документами. Как раз там хранился и акт о краже рисунка Михаила Врубеля от 4 января 1945 года за подписями сотрудников краеведческого музея имени В. К. Арсеньева: заведующей фондами М. Бирюстиковой, ученого-секретаря З. Мясниковой и дежурного по художественному отделу В. Тютюнниковой.

Как рассказала «В» Ирина Ажимова (директор Приморской картинной галереи с 2004-го по 2013 год), когда сотрудники галереи углубились в чтение актов о пропажах картин, они пришли в ужас. Оказалось, что музейные экспонаты в течение длительного времени утекали из музея буквально рекой. Так, согласно «Списку отсутствующих картин», составленному, надо заметить, очень небрежно, с 1 марта 1930 года по 19 октября 1945-го из экспозиции музея имени В. К. Арсеньева бесследно исчезли 22 художественные ценности! Среди них – живописные полотна и карандашные рисунки Шишкина, Поленова, Кандинского, Серова, эскиз Айвазовского «Море в бурю», миниатюры XVII-XIX веков, икона XVI века «Илия». «Демон летящий» в этом скорбном списке числился под номером 13.

Сегодня невозможно установить, когда и при каких обстоятельствах пропал «Демон». Давно это было. Воры либо разбили окно, либо взломали дверь. Такие криминальные подробности в акте о краже не фигурировали. Хотя должны были быть в обязательном порядке. В этой же папке находились акты о кражах, совершенных до 1945 года. То есть в то время, когда Страна Советов воевала с немецкими фашистами, на периферии лиходеи чистили закрома учреждений культуры.

Содействовали ли сотрудники музея грабителям или нет, тоже не выяснено. И вот что любопытно. В папке «Акты о пропажах картин» хранились рукописные подлинники документов, которые наверняка оказались бы в уголовных делах. Но акты никто не изымал. Может быть, никаких уголовных дел вообще не было?

– И это тоже не факт, – говорит Ирина Ажимова. – Акты о пропажах картин вполне могли остаться в музее. В то же время все данные о пропавшей культурной ценности должны были быть указаны в заявлении о краже. Если таковые вообще были. Мне кажется, что во времена правления Сталина руководству музея совсем ни к чему было выносить сор из избы. Из-за страха за свою жизнь. В те годы за халатное отношение к народному добру даже меньшей ценности можно было поплатиться головой. А тут такие имена!

Появился… и снова исчез

Между тем, судя по одним и тем же подписям под большинством актов о пропажах, ведущие сотрудники музея были вне подозрения. Их даже не понизили в должности как ответственных за материальные ценности. Дорогие картины исчезали, а они оставались на своих рабочих местах и ставили закорючки под очередными актами. Наверняка это были хорошие специалисты. Но их «непотопляемость» наводит на определенные размышления.

Как видно из перечня похищенного, грабители действовали очень разумно, они знали, что и где брать. Да так, чтобы пропажу не обнаружили сразу. Как будто у похитителей был компетентный наводчик. Не исключено, что даже из числа сотрудников музея. Уж слишком «аппетитные» вещи они крали. Впрочем, это уже из области детектива.

Кстати, согласно музейным инструкциям того времени, пропавшая картина вычеркивалась из списка художественного отдела музея всего лишь… 10 месяцев спустя после подачи заявления о пропаже в милицию. Если, конечно, картину за это время не находили. Сегодня срока давности по таким уголовным делам нет: пропавшая картина или иная культурная ценность будет в розыске вечно.

Достоверно известно, что краеведческий музей имени Арсеньева только дважды подавал заявление в уголовный розыск по поводу пропажи трех картин и восьми миниатюр из фондов Эрмитажа. Но их украли в марте и мае 1931 года. Тогда же бесследно исчезли картины неизвестного художника XVIII века: «Двойной портрет Людовика XVI», «Портрет Марии Антуанетты», несколько пейзажей. То есть масштабы краж живописи в те годы были грандиозными…

Эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Игоря Грабаря подтвердили подлинность рисунка «Демон летящий». В 2006 году – после оформления необходимых документов – знаменитый эскиз, выполненный рукой Михаила Врубеля, был возвращен Приморской государственной картинной галерее. Это единственная «жертва» грабителей из 22 экспонатов, похищенных в краеведческом музее имени Арсеньева с 1930-го по 1945 год, вернувшаяся к владельцу.

После возвращения в Приморье «Демон летящий» на несколько дней засветился в экспозиции Приморской картинной галереи, а потом исчез в запасниках этого учреждения культуры. Будем надеяться, что на этот раз не навсегда

Автор: Сергей КОЖИН