Город в зоне доступа

Принцип создания комфортной среды в мегаполисе прост: то, что удобно для инвалидов, удобно для всех

10 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3654 (186) от 10 дек. 2014
f284442b07ec035cee47aaf83d6a5abf.jpg

По мнению иногородних туроператоров, оценивающих Владивосток с позиции туристической привлекательности, один из главных недостатков нашего города – его неприспособленность для посещения маломобильными группами. С этим мнением корреспондент «В» столкнулась шесть лет тому назад.

Ситуация постепенно меняется. В городе успешно работает программа «Доступная среда». К каким результатам она привела, как работают другие социальные программы, «В» рассказывает заместитель начальника управления по исполнению программ по поддержке населения администрации Владивостока Ирина Самусенко.

Ответственность делится на всех

– Программа реализуется во Владивостоке первый год, но уже видны существенные изменения, – подчеркивает Ирина Олеговна. – Появились пешеходные дорожки для слабовидящих, выложенные тактильной плиткой. На улицах устанавливают спортивные тренажеры для людей с ограниченными возможностями, оборудуют подъезды пандусами, появляются парковки для инвалидов, проводятся другие мероприятия. Еще раньше по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева в городе появились специальные низкопольные автобусы, которые позволяют перевозить инвалидов-колясочников. Город наверстывает упущенное за десятилетия.

Но нужно осознавать: все город сделать самостоятельно не сможет. Да и не должен – закон обязывает участвовать в процессе переоборудования среды обитания всех собственников. Это относится в равной степени к владельцам и рынков, и кинотеатров, и торговых комплексов, и спортивных объектов. Новые общественные здания (без разницы, театр это или торговый центр) в принципе нельзя строить вне доступности для инвалидов – закон это запрещает.

Закон – это, конечно, хорошо, но важно еще, чтобы люди – в первую очередь я имею в виду собственников этих зданий – поняли, насколько данная инфраструктура необходима и востребованна. Ведь если что-то удобно инвалиду, это удобно всем. Мамам с колясками, пожилым людям, просто женщинам с тяжелыми сумками пандусы и лифты, согласитесь, значительно облегчают жизнь.

– На собственников воздействовать, наверное, легко, обладая административным инструментарием…

– Не скажите! В прошлом году мы хотели провести акцию, рассчитанную на то, чтобы люди проявляли больше внимания к тем, кто в этом нуждается. А конкретно – просто не парковались бы на местах, отведенных для инвалидов. В связи с чем и попросились в гости к одному из торговых центров. На что получили ответ, очень честный, заметьте: а нам все равно, приедет к нам этот инвалид или нет, от того, что он у нас ничего не купит, наша выручка не пострадает…

Ну ладно, здесь, как говорится, ничего личного – только бизнес. Настоящим шоком для меня стал другой случай: когда людей, пришедших делать парковку для инвалидов во дворе жилого дома, жильцы этого самого дома просто не пустили во двор. Причем парковка должна была располагаться именно на проезжей части, а значит, никакой детской площадке или скверу не мешала!

А жильцы другого дома заставили убрать пандус, установленный для того, чтобы парень-инвалид мог хотя бы изредка выбираться на улицу…

Вот как до таких донести, что здоровье – это дар божий и хорошо, когда оно есть. А если нет? Ведь завтра в силу каких-то причин (не дай бог, конечно) число этих инвалидов может пополнить любой из нас или из тех, кто заставил снести пандус и не давал строить парковку… Как можно еще больше усложнять жизнь людям, которые и так лишены возможности в полной степени ею наслаждаться? Представьте, каково это: быть лишенным возможности нормально передвигаться и при этом знать, что люди, живущие по соседству, против тебя и просто не дают выйти на улицу…

Воспитание толерантности

– Ситуации неприятные, но, можно сказать, штучные. Их можно как-то выправить?

– Администрация города решила проблеме толерантности уделять больше внимания. То есть начинать воспитывать горожан прямо со школбной скамьи. По большому счету, это все первые шаги, но ведь нужно с чего-то начинать? Например, мы решили в нашу программу «Доступная среда» ввести конкурс «Наш дворик». Он будет построен на интернет-голосовании, в ходе которого люди смогут в равной степени писать и о лучшем, и о худшем. А уже по результатам конкурса будем развешивать баннеры: «Город доступен +» и «Город доступен –». Люди должны знать своих героев и своих антигероев.

Да, в воспитательных целях мы готовы показывать и худшие проявления нашего города… Помните всевозможные формы общественного порицания из советских времен? Нечто подобное мы и возьмем на вооружение.

– Тогда, может быть, начнем воспитательный процесс прямо сейчас? Жильцы каких именно домов запретили строить парковки для инвалидов?

– Пожалуйста! Это дома № 21 на ул. Енисейской и № 11 на ул. Волкова.

Соцпрограммы без денег не оставят

– Хотелось бы, чтобы и управляющие компании активнее участвовали в переоборудовании города, – продолжает Ирина Самусенко. – Понятно, что все это стоит денег, но ведь в других регионах подобные вопросы решаются в том числе и силами тех же УК, значит, есть возможность решить эти вопросы и у нас.

– Возможно, и денежный вопрос вполне решаемый? Выделяются ведь из вышестоящих бюджетов на эти цели средства?

– Все верно, благодаря и федеральной, и краевой программам можно просить о дополнительном софинансировании. Однако государство просто так не помогает. Помощь вправе ожидать только те, кто что-то делает в этом направлении. Например, в этом году на реализацию соцпрограмм мы заложили 10 млн, а из госказны в дополнение к нашим деньгам получили 6 млн. Поэтому в своих планах рассматриваем возможность увеличения денежных сумм, которые мы сможем привлечь на реализацию наших социальных проектов как за счет муниципалитета, так и за счет федеральной казны. Резон есть: чем больше затрачивает на эти цели муниципалитет, тем больше помогает государство. Поэтому на следующий год на эти цели мы запланировали 16 млн из городского бюджета и ожидаем не менее 17 млн из федерального.

Но даже без учета софинансирования, при том дефиците, который испытывает бюджет, город старается увеличить финансирование социальных программ.

Более того, есть мероприятия, которые не софинансируются из федерального бюджета, но при этом город их проводит. Например, сквер Веры и надежды, который недавно разбили на улице Овчинникова. Понятно, что создан он именно как сквер, но создан с учетом доступности для людей маломобильных, инвалидов. Приятно видеть, как мамы с колясками облюбовали это место, как бабушки с внуками занимаются здесь же на спортивных тренажерах.

То есть такие мероприятия, как, например, создание новых объектов, из федерального бюджета не финансируются, но, тем не менее, раз это востребованно, город на эти цели деньги выделяет.

Ориентир – общество

– Ваше управление занимается не только «Доступной средой»…

– Наши основные задачи – это связь с общественными организациями Владивостока. Это разные объединения: инвалидные, ветеранские, национальные, общественные, занимающиеся поддержкой материнства и детства. В городе их огромное количество. Те из них, которые признаются социально ориентированными (в начале каждого года в администрации города проходит отбор некоммерческих социально ориентированных организаций), получают субсидии из бюджета Владивостока.

Из года в год их количество растет. Если в 2012-м, когда мы только начинали работу, было 11 таких организаций, то в январе этого года получили субсидии уже 23. За счет субсидий оплачиваются коммунальные услуги, аренда помещений, организация же вместо поиска средств на эти цели может заниматься своей уставной деятельностью, для которой она непосредственно и создавалась.

В дальнейшем планируется давать субсидии на реализацию социальных проектов. Мы считаем, что за те три года, в течение которых взаимодействуют с нами самые активные организации, платформу свою они уже укрепили и готовы реализовывать новые идеи. А идей, слава богу, у них много. Так что в перспективе мы начинаем проводить конкурс проектов, отбирать то, что интересно людям, что будет востребовано. Речь в первую очередь идет о патриотическом воспитании, работе с инвалидами и конечно же о материнстве и детстве.

– Поскольку вы уже представляете себе, что это за проекты, наверняка можете привести примеры наиболее интересных, на ваш взгляд.

– Безусловно, есть яркие, нестандартные проекты, и все они по большей части принадлежат нашей молодежи. Управление по делам молодежи проводило конкурс проектов. В число победителей вошел, в частности, проект по оказанию социальной помощи населению островных территорий. Кроме того, мне показалась весьма интересной идея оказания помощи ветеранам Великой Отечественной. Понимаю, что идея далеко не нова и перекликается с давно забытым, но когда-то очень востребованным тимуровским движением. Но, в конце концов, если возрождается тимуровское движение, наверное, можно говорить и о возрождении патриотизма…

– А не странно ли, что молодежь занимается проблемами пожилых?

– Напротив, это очень даже органично. Все социальные проекты, направленные на работу с пожилыми людьми, с ветеранами, должны реализовывать молодые люди, тем более что для этого у них есть масса замечательных креативных идей.

Знаете, побывав на этом молодежном конкурсе, я поняла: эти ребята – молодцы. У них горят глаза, они творят. И для того, чтобы поддерживать их инициативу, город будет изыскивать возможности.

Соцподдержка – строго по адресу

Другое направление нашей работы – программа «Здоровый город». С 2012 года все городское здравоохранение перешло в край, нам осталась только профилактическая работа. И вот уже на протяжении двух лет во Владивостоке действует программа «Здоровый город», рассчитанная до 2018 года. Населению она известна по акциям «Здоровые сердца», «Курить не модно, дыши свободно», «Сохрани жизнь», «Пешком ходить – долго жить», «Жить до старости нам без старости».

– Помнится, город помогал пенсионерам, частично оплачивая проезд в транспорте, оказывал другую помощь…

– Еще в 2005 году часть полномочий муниципалитетов отошла субъектам федерации. Тогда же функции соцзащиты были переданы департаменту социальной защиты Приморского края. Город согласно действующему законодательству мог предоставлять дополнительные меры социальной поддержки за счет собственного бюджета. Но только в том случае, если бюджет недотационный. В Бюджетном кодексе РФ есть такая статья: если три года подряд бюджет дотационный, то на четвертый год город уже не может предоставлять меры соцподдержки.

Откровенно говорю: город старался сколько мог, изыскивая возможности для оказания социальной поддержки горожанам. Речь идет и об оплате проезда, и о дополнительных мерах соцподдержки. И выделялись на эти цели немалые деньги – порядка 140 млн рублей.

Теперь же мы сделали упор на работу с людьми, но через общественные организации. И таким образом нашли возможность сохранить, например, акцию «Ранец первоклассника». Совет многодетных родителей, с которым мы активно работаем, собирает информацию о семьях, нуждающихся в такой форме помощи, и мы именно для них выделяем средства.

 

Автор: Анжелина ШИЛАН