Воскресшая покойница

По словам свидетеля, старушка еще два дня «гуляла» после своей смерти

4 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3651 (183) от 4 дек. 2014

Убийство во Владивостоке 80-летней пенсионерки Тамары Маркеевой имело все шансы остаться нераскрытым: у следствия не было ни подозреваемого, ни доказательной базы – преступник не оставил следов.

– Бабок мне хватит до гробовой доски, и еще внукам останется, – хвасталась Тамара Степановна, не подозревая, что ее домовина уже стоит за дверью.

Как признался «В» заместитель руководителя следственного отдела по Фрунзенскому району Владивостока капитан юстиции Андрей Алимов, иногда его посещали пессимистичные мысли, что преступление так и останется «темным».

Имена и фамилии некоторых персонажей этой истории изменены.

Петля на шее

Труп Тамары Степановны Маркеевой обнаружил ее знакомый Ашот Оганезов. В течение четырех дней он пытался с ней встретиться, как они договаривались, чтобы обсудить условия продажи ее квартиры в одноэтажном доме на две семьи. И каждый раз натыкался на закрытую дверь. Причем ключа в замке не было. Сначала мужчина решил, что женщина куда-то ушла: в магазин, на рынок или к подруге Ирине Николаевне Цвонь – пенсионерке с соседней улицы. Не достучавшись в очередной раз, он заволновался: не случилось ли чего дурного? Все-таки 78 лет – возраст нешуточный.

К счастью, запасной ключ от квартиры Тамары Степановны был у ее квартиранта Володи, снимавшему угол на летней кухне. Владимир тоже удивился долгому отсутствию хозяйки, и мужчины решили войти в дом.

…Информация об обнаружении трупа в доме № 13 на улице Крыгина поступила в четвертое отделение полиции 16 февраля 2014 года в 12 часов дня. На место происшествия незамедлительно выехала следственная группа.

Из протокола осмотра места происшествия:

– Труп Маркеевой Т. С. лежит на спине между столом и кроватью, ноги слегка разведены в стороны, правая рука расположена вдоль тела, левая слегка отведена, голова трупа немного подвинута влево. На коже шеи в средней трети по передней и правой боковой поверхности имеется вдавление полосовидной формы. На передней поверхности шеи в верхней трети с переходом на левую боковую поверхность имеется аналогичное вдавление. Кости рук, ног и свода черепа на ощупь целы. Каких-либо других повреждений на теле трупа не обнаружено.

Согласно заключению эксперта, смерть Тамары Степановны Маркеевой, 1936 года рождения, наступила от механической асфиксии в результате сдавливания шеи петлей. То есть старушку просто удавили. Не позднее 12 февраля.

Деньги под расписку

Соседи характеризовали покойную как женщину «скандальную, неусидчивую и неопрятную», которая тащила в дом всяческий хлам с помоек. Родных в Приморье у нее не было, единственный сын, ветеран МВД России, жил с семьей в Казани. По словам Ашота Оганезова и квартиранта Владимира, в последнее время Маркеева неоднократно заявляла, что хочет продать квартиру и уехать в Татарстан. Кто-то ей сказал, что за полдома на Эгершельде могут дать хорошие деньги.

– Квартиру продам, и на шее сына сидеть не буду. Бабок мне хватит до гробовой доски, и еще внукам останется, – хвасталась Тамара Степановна продавщицам в ближайшем магазине, не подозревая, что ее домовина уже стоит за дверью.

Между тем ее бахвальство не было пустым звуком. Наличность у прижимистой пенсионерки была – прежде всего от сдачи внаем жилплощади. Для соседей не было секрета в том, что Тамара Степановна занимала деньги под расписку всем, кто к ней обращался. И следствие стало разрабатывать в первую очередь версию «убийство с целью ограбления». Впрочем, как и версию причастности к этому преступлению черных риелторов.

– Отработка местных риелторских компаний ничего не дала. Погибшая к ним не обращалась. Хранила ли она дома деньги и, если да, то какую сумму, мы не знали, – рассказал «В» Андрей Алимов. – Созвонились с сыном Маркеевой, он тоже этого не знал. Сказал, что у матери были сожители, но официально она ни с кем отношений не регистрировала. Последний раз он созванивался с матерью по сотовому телефону 27 декабря прошлого года. В разговоре та обмолвилась: мол, конфликтует с соседкой из-за мелочей. Проверили. Ничего серьезного. Сын также сказал, что мать пообещала отправить ему денежный перевод, но никаких денег он не получал.

Скрытность подвела

Со дня страшной находки в доме № 13 на улице Крыгина прошло четыре месяца, а у следствия по-прежнему не было подозреваемого. Все ранее выдвигаемые версии не находили подтверждения. Дело могло бы перейти в категорию «темных», если бы не господин случай. Который, впрочем, и появился именно благодаря кропотливой и планомерной работе следователя.

В начале июня, во время очередного допроса, свидетель Ашот Оганезов вдруг вспомнил: 8 февраля, когда он приходил к Тамаре Маркеевой, в квартиру зашел незнакомый парень – 30-35 лет, в коричневой куртке. Был он худощав, с короткой стрижкой. И нетрезв.

– Увидев меня, он явно насторожился. Тамара Степановна нас познакомила. Парень представился Михаилом. Стал жаловаться на проблемы с регистрацией и с военным билетом: он недавно «откинулся» с зоны по УДО, – рассказывал следователю Ашот Оганезов. – Когда он ушел, Маркеева сказала, что Михаил – внук ее подруги Ирины Николаевны Цвонь, которая живет на улице Казанской. Что заняла ему 31 тысячу рублей на лечение его беременной подруги. Правда, девушку она не видела. Я сразу понял, что Михаил ее обманул, и сказал об этом Тамаре Степановне. В ответ она показала мне две расписки Михаила: одна на 20 тысяч, другая на 11 тысяч рублей. Фамилию на расписках я не запомнил. Только помню, что она ассоциировалась у меня с политикой.

Соседи подтвердили: они неоднократно видели, как к Маркеевой приходил парень, по всем приметам похожий на человека, описанного Оганезовым. Так в «темном» деле появился подозреваемый. Сыщикам не составило труда разыскать бабушку Михаила и установить его личность. Старушка рассказала, что примерно три года назад она действительно познакомила Тамару Степановну со своим внуком Михаилом Выборновым, который жил в Хабаровске. (Кстати, вот вам и «политическая» фамилия! – Прим.авт.)

Полторы минуты – и вся жизнь

Преступник, конечно, догадывался, что его ищут. Так оно и было, но, чтобы не спугнуть зверя, розыскные мероприятия проводились скрытно, без рассылки ориентировки.

Михаила Выборнова задержали 25 июня в Комсомольске-на-Амуре в квартире у сожительницы. Даже когда на его запястьях щелкнули наручники, он не верил, что его взяли за убийство пенсионерки Маркеевой.

– Пытался откреститься от предъявленного обвинения. Но когда его этапировали во Владивосток и привезли на место преступления, то под тяжестью собранных доказательств во всем признался и рассказал, как задушил бабушку, – говорит Андрей Алимов.

За 30 лет своей жизни житель Уссурийска Михаил Выборнов был осужден трижды. После очередного освобождения по УДО из колонии, где он сидел за кражу, обосновался в Хабаровске, поселившись на стройке в вагончике. Не имея ни достойного образования, ни профессии, перебивался случайными заработками. С родителями виделся редко. Но бабушку по отцовской линии, которая жила во Владивостоке, навещал по нескольку раз в год. В начале февраля 2014 года Выборнов вновь приехал в столицу Приморья, остановился у бабушки. Поздним вечером 11 февраля скуки ради решил сходить в гости к пенсионерке Маркеевой, с которой его познакомила бабушка около трех лет назад. Тамара Степановна неоднократно одалживала ему деньги: когда три тысячи, когда пять, а когда и десять. Но каждый раз брала с него расписки.

У Маркеевой он пробыл до утра. Они всю ночь просидели у печки, разговаривали, что-то пили. Утром хозяйка дома сходила в магазин, а когда вернулась, они поссорились. Из-за чего произошел конфликт, Выборнов не помнит, но слово за слово – и женщина «взбесила его своим поведением». И, когда пенсионерка повернулась к нему спиной, «он взял с дивана шнурок темного цвета, похожий на шнурок с пояса спортивных штанов, подошел к Маркеевой сзади и накинул ей на шею петлю…». Через полторы минуты все было кончено. Трагедия произошла 12 февраля. Шнурок и ключ от квартиры убийца выбросил.

Вычислили по СМС-сообщениям

Казалось бы, все: преступник изобличен, и в деле можно ставить точку. Но совершенно неожиданно объявилась женщина, которая клятвенно уверяла, что видела Тамару Степановну Маркееву живой и невредимой… 14 февраля. То есть через два дня после ее гибели! Якобы покойная в этот день собирала дрова на помойке возле магазина, где работала свидетельница.Эти показания разбивали всю кропотливо собранную доказательную базу. Более того, Выборнов, находясь в СИЗО, отказался от своих показаний, заявив, что в начале февраля (до отъезда в Хабаровск) гостил у родителей в Уссурийске. Мать и бабушка подтвердили его новые показания. Отец Михаила на контакт со следствием не пошел.

– Четыре месяца мы искали убийцу. И нам потребовалось еще четыре месяца, чтобы установить причастность Выборнова к совершенному преступлению. Прежде всего провели дополнительную и комиссионные экспертизы, чтобы установить точную дату смерти Маркеевой. Провели детализацию звонков, входящих и исходящих с сотового телефона подозреваемого. И установили, что в период с 11 по 13 февраля на мобильный Выборнова поступило восемь СМС-сообщений, когда он находился во Владивостоке. Причем с привязкой к конкретным адресам в городе. После чего отпираться было бесполезно, – говорит капитан юстиции Андрей Алимов.

В середине октября уголовное дело по факту убийства гражданки Тамары Маркеевой было утверждено прокурором и направлено в суд. Что касается лжесвидетельницы, которую нашел адвокат подозреваемого, то ее действиям также даст оценку суд.

Автор: Сергей КОЖИН